ТАСС-ДОСЬЕ. SCMaglev (Эс-Си-Маглев, сокр. от "сверхпроводимый маглев") - технология и система поездов на магнитной подушке, разработанная японской железнодорожной компанией Central Japan Railway Company и Исследовательским институтом железнодорожных технологий в Токио (Railway Technical Research Institute).
Основной проблемой при создании обычных высокоскоростных железнодорожных линий являются потери энергии от трения, возникающего при соприкосновении колес с рельсами, сложность при проектировании токосъемных устройств, а также вибрации и тряска, неизбежные на высоких скоростях при движении по рельсам. Это ограничивает практическую предельную скорость для пассажирских поездов в 330-350 км/ч. Магнитно-левитационные поезда (маглевы) при движении не касаются рельсов и источников тока, удерживаются на небольшой высоте в воздухе при помощи электромагнитного поля и им же приводятся в движение. Их скорость, фактически, ограничена только сопротивлением воздуха.
Япония была одной из первых стран, где в 1960-х гг. начали разрабатывать технологии маглева для железнодорожных перевозок. В 1977 г. в г. Хюга (префектура Миядзаки) был построен первый тестовый полигон длиной 7 км. На нем в 1979 г. поставлен рекорд скорости в 517 км/ч /без пассажиров и машиниста. Уже в 1960-х гг. планировалось, что с помощью скоростной линии маглева можно будет сократить время в пути от столицы Японии и региона Канто до Осаки и региона Кансай с 3-4 часов обычным высокоскоростным поездом до часа.
В 1990 г. началось строительство тестового полигона для маглева длиной 18,4 км в префектуре Яманаси в 100 км к западу от Токио. На нем 2 декабря 2003 г. был установлен рекорд скорости в 581 км/ч. В 2011-2013 г. полигон был продлен до 42,8 км. В апреле 2015 г. на нем опытные поезда 15 апреля 2015 г. установили рекорд скорости с пассажирами в 603 км/ч. Рекорд для обычных высокоскоростных поездов был поставлен 3 апреля 2007 г. во Франции (TGV) - 574,8 км/ч.
В отличие от единственной действующей коммерческой скоростной линии маглева в Шанхае, построенной по принципу монорельса (технология Transrapid немецкой корпорации Siemens), поезда SCMaglev движутся в канале между сверхпроводящими магнитами и разгоняются за счет линейного двигателя. Кроме того, поезда SCMaglev оснащены колесами и на малой скорости (до 150 км/ч) разгоняются по бетонной подушке, а при достижении больших скоростей поднимаются над поверхностью на несколько сантиметров. Для торможения на большой скорости используются электродинамические и аэродинамические тормоза.
Поезда для SCMaglev (серия L0) спроектированы корпорациями Mitsubishi и Nippon Sharyo. В настоящее время строятся 14 составов-прототипов для испытания на трассе в Яманаси (до 16 вагонов). Кабина машиниста в этих поездах не имеет фронтального обзора из-за сильно вытянутой носовой части (15 м из 28 м длины головных вагонов).
Планируется, что в будущем полигон в Яманаси войдет в состав строящейся линии "Тюо Синкансэн" (в пер. с яп. - "центральная новая магистраль") между Токио и Осакой. В 2027 г. намечено завершение строительства первой пусковой линии между Токио и Нагоей, до Осаки линия дойдет не ранее 2045 г. Около 86% будущей линии будет пролегать под землей на глубине около 40 м. Максимальная скорость в обычной эксплуатации составит 505 км/ч. Стоимость проекта в 2011 г. оценивалась в 9 трлн иен (порядка $90 млрд), реализуется он без государственного финансирования, на деньги JR Central. На опытном участке в Яманаси с 2014 г. проводятся экскурсионные поездки.