ТАСС-ДОСЬЕ. 17 марта 2024 года в России состоятся выборы главы государства. Голосование на них пройдет в течение трех дней - 15, 16 и 17 марта. ТАСС подготовил материал о статусе, правах и обязанностях российских, иностранных (международных) наблюдателей на выборах президента РФ.
Общие сведения
Общественный контроль за проведением голосования и подведением его итогов на выборах президента РФ осуществляют российские и международные наблюдатели. Их статус, права и обязанности регулируются федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года, "О выборах президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года, международными договорами РФ и другими законодательными актами.
Российские и международные наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках в день выборов с момента их открытия, а также в вышестоящих избиркомах (например, территориальных комиссиях) при составлении протоколов об итогах голосования, определении результатов выборов и другое.
Статус российских наблюдателей
По закону о выборах президента РФ наблюдателей может назначать каждый зарегистрированный кандидат, его доверенные лица, а также выдвинувшая кандидата партия. Кроме того, право назначать своих наблюдателей имеют субъекты общественного контроля - Общественная палата РФ, региональные общественные палаты и другое.
Наблюдателем может стать любой гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, за исключением выборных должностных лиц, депутатов, руководителей субъектов РФ, глав местных администраций, их непосредственных подчиненных, а также судей, прокуроров, членов избиркомов с правом решающего голоса. Полномочия наблюдателя удостоверяются письменным направлением, в котором, в частности, должен быть указан номер участка и наименование избирательной комиссии, куда он направляется. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну участковую или территориальную избирательную комиссию.
Иностранные агенты, согласно решению пленума Верховного суда РФ от 27 июня 2023 года, не могут быть наблюдателями на выборах.
Кандидаты, их доверенные лица, выдвинувшие кандидатов партии, а также субъекты общественного контроля могут назначить на каждый участок до трех наблюдателей, однако работать они должны поочередно. Закон не допускает присутствия при голосовании двух и более наблюдателей от одного кандидата, партии или общественной палаты.
Полномочия российских наблюдателей
Наблюдатели на выборах президента РФ имеют право:
- находиться на избирательных участках в день голосования;
- знакомиться со списками избирателей;
- знакомиться со сведениями об избирателях, подавших заявления о голосовании по месту своего нахождения, а также с реестром заявлений о голосовании вне избирательных участков;
- наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней, подсчетом голосов и составлением протокола об итогах голосования;
- присутствовать при голосовании избирателей вне избирательного участка;
- производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом членов избиркома (запрещается снимать заполненные бюллетени и списки избирателей);
- знакомиться с протоколом избирательной комиссии об итогах голосования и получать его заверенную копию;
- обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к руководству комиссии;
- обжаловать решения и действия (бездействия) избиркома в вышестоящей избирательной комиссии или суде.
Статус и права иностранных (международных) наблюдателей
На президентских выборах в РФ в качестве наблюдателей могут присутствовать представители международных и иностранных организаций, а также иностранных государств. Для работы на выборах они должны получить аккредитацию в Центральной избирательной комиссии РФ. Во время пребывания на территории России все они находятся под покровительством Российской Федерации.
Пригласить иностранных наблюдателей на выборы могут президент и правительство РФ, палаты Федерального собрания, а также Центризбирком после официальной публикации решения о назначении выборов. Свои предложения о приглашении иностранных наблюдателей могут направлять российским властям уполномоченный по правам человека в РФ, международные и национальные правительственные и неправительственные организации, а также частные лица, имеющие признанный авторитет в области защиты прав и свобод человека.
19 февраля 2024 года посол по особым поручениям МИД РФ Геннадий Аскальдович на совещании в ЦИК сообщил, что в Россию приедут порядка 1 тыс. наблюдателей, представляющих почти 100 иностранных государств и различных международных организаций. При этом, как рассказал вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев, российский парламент не направлял приглашения в межпарламентские организации и национальные парламенты, назвавшие предстоящие выборы президента РФ нелегитимными. По информации МИД РФ, в Россию не были приглашены представители Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) и Парламентской ассамблеи ОБСЕ, так как эти организации осудили проведение российских выборов на территории Донецкой и Луганской народных республик и Запорожской и Херсонской областей РФ.
Срок полномочий иностранных наблюдателей начинается со дня аккредитации ЦИК и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов. Количество приглашенных наблюдателей российское законодательство не регламентирует. Российская сторона не финансирует деятельность иностранных и международных наблюдателей в РФ.
Для получения аккредитации международные наблюдатели должны предоставить в ЦИК копию приглашения, документ, удостоверяющий личность, и анкету. В ней, в частности, необходимо указать сведения об образовании, месте работы, организации, которую представляет наблюдатель, опыте участия в работе групп международного наблюдения и др. Согласно разъяснениям ЦИК от 31 января 2024 года, не могут быть аккредитованы представители организаций, цели которых противоречат российскому законодательству или "создают угрозу суверенитету, безопасности, территориальной целостности, национальному единству и национальным интересам" РФ. К мониторингу выборов также не допускаются лица, ранее лишавшиеся аккредитации в России, и те, кому запрещен въезд на территорию РФ или пребывание которых в России признано нежелательным.
Избирательные комиссии, органы государственной власти, должностные лица по закону обязаны оказывать международным наблюдателям необходимое содействие. До окончания голосования иностранным наблюдателям рекомендуется воздерживаться от публичных суждений, а также обращений к представителям СМИ.
Иностранные (международные) наблюдатели вправе:
- встречаться с кандидатами на должность президента РФ, их доверенными лицами, уполномоченными представителями, наблюдателями;
- получать доступ ко всем документам, регулирующим избирательный процесс, получать от избирательных комиссий информацию и заверенные копии протоколов об итогах голосования и о результатах выборов (исключая сведения, затрагивающим интересы нацбезопасности и содержащие информацию конфиденциального характера);
- находиться на избирательных участках в дни голосования, присутствовать в избиркомах при установлении итогов голосования;
- наблюдать за проведением дистанционного электронного голосования;
- информировать представителей избирательных комиссий о своих наблюдениях без вмешательства в работу комиссий и другое.
Наблюдатели из зарубежных государств обязаны соблюдать российское законодательство. Им запрещено вмешиваться в процесс голосования и подсчета голосов, вести агитацию. В случае нарушения они могут быть лишены аккредитации ЦИК.
По итогам работы международные миссии публикуют доклады, включающие оценку организации выборов, а также рекомендации (например, в части изменения избирательного законодательства).
Ответственность за нарушение прав наблюдателей
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает ответственность за нарушение прав наблюдателя в виде штрафа в размере от 500 до 1 тыс. рублей для граждан и от 1 тыс. до 2 тыс. рублей для должностных лиц. По закону о выборах президента РФ наблюдатели не вправе "совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии". В частности, КоАП предусматривает административную ответственность за вмешательство в деятельность избиркомов в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей для граждан и от 25 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц. Удаление наблюдателя с участка за нарушение им избирательного законодательства возможно на территории России только по решению суда (за пределами РФ - по решению участковой избирательной комиссии, оформленному в письменной форме).
Наблюдатели на президентских выборах 2018 года
Во время президентских выборов 2018 года на избирательных участках работали 287 782 наблюдателя, из них 141 303 были назначены кандидатами и их доверенными лицами, 112 783 - субъектами общественного контроля, 33 696 - политическими партиями. Наибольшее число наблюдателей представляли действовавшего президента РФ Владимира Путина - 92 616 человек. Второе место по числу наблюдателей было у кандидата от КПРФ Павла Грудинина - 24 977. Меньше всего наблюдателей представляли председателя партии "Коммунисты России" Максима Сурайкина - 1 689. Из партий больше всего наблюдателей направила на участки КПРФ - 23 402, меньше других - "Гражданская инициатива" (277).
Центризбирком РФ аккредитовал 1 513 иностранных наблюдателей из 115 государств и 14 международных организаций. В их числе были 481 наблюдатель от БДИПЧ ОБСЕ, 256 - от исполкома СНГ, 117 - от Парламентской ассамблеи ОБСЕ, 26 - от Шанхайской организации сотрудничества и др.