14 марта, 10:54

Что известно о ВСМ Москва - Санкт-Петербург

Дмитрий Серебряков/ ТАСС

Президент РФ Владимир Путин 14 марта в режиме видео-конференц-связи принял участие в церемонии начала строительства этой высокоскоростной железнодорожной магистрали

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 марта 2024 года президент РФ Владимир Путин в режиме видео-конференц-связи принял участие в церемонии начала строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург.

ТАСС подготовил материал об истории этого проекта.

Современное состояние скоростных ЖД в России

В настоящее время в России нет ни одной железной дороги, специально предназначенной для высокоскоростного движения (со скоростью более 250 км/ч). Железнодорожной магистралью в России с самой высокой скоростью является линия Москва - Санкт-Петербург (протяженность 645 км). На ней с 2009 года эксплуатируются поезда "Сапсан" производства немецкой корпорации Siemens. Состав этого типа 7 мая 2009 года установил текущий рекорд скорости на российских железных дорогах - 290 км/ч. Однако максимальная скорость на маршруте не превышает 250 км/ч. В действующем расписании самый быстрый из "Сапсанов" преодолевает путь между Москвой и Санкт-Петербургом за 3 часа 43 мин.

Кроме того, сообщение со скоростями более 200 км/ч было налажено на маршруте от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией (115 км) - на нем эксплуатировались поезда "Аллегро" (максимальная скорость 220 км/ч). После начала специальной военной операции ВС РФ на Украине, 28 марта 2022 года финляндская сторона приняла решение о прекращении движения по этому направлению.

История, РАО "ВСМ"

Вопрос о строительстве магистралей исключительно для высокоскоростных поездов начал рассматриваться в СССР в конце 1960-х годовна основе успешного опыта подобных линий в Японии ("Синкансэн") и Франции (TGV). В качестве наиболее подходящего направления для постройки подобной магистрали рассматривалась трасса Москва - Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Но поскольку существующая железная дорога, построенная еще в 1851 году, проходит по оптимальному и наиболее прямому маршруту, было решено развивать по ней смешанное движение: пускать как высокоскоростные поезда, так и обычные. Для скоростного движения были созданы электропоезда ЭР200 (производства Рижского вагоностроительного завода в Латвийской ССР, ныне Латвии) и электровозы ЧС200 (Skoda, Чехословакия), рассчитанные на скорость до 200 км/ч.

Однако полноценного высокоскоростного движения между Москвой и Ленинградом наладить не удалось: мешали проблемы с подвижным составом, сложность строительства дополнительных путей и необходимость пропуска по линии медленных товарных и пригородных поездов. Уже в 1980-х годах в институтах при министерстве путей сообщения снова начали разрабатывать проекты выделенных ВСМ по маршрутам Москва - Ленинград и Москва - Юг. В целом проект был готов к началу 1990-х годов. 13 сентября 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва".

В 1992 году для строительства скоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом было создано Российское акционерное общество "Высокоскоростные магистрали" (РАО "ВСМ"). Институтом "Ленгипротранс" был подготовлен проект трассы: она должна была пройти параллельно существующим путям на расстоянии 30-50 км с отклонением в сторону Великого Новгорода.

Для новой дороги решено было создать отечественный подвижной состав. Поезд, получивший название ЭС-250 "Сокол", был разработан конструкторским бюро морской техники "Рубин" (Санкт-Петербург), судостроительной фирмой "Алмаз" (Санкт-Петербург) и заводом "Титран" (Тихвин, Ленинградская область). Однако постройка тестового образца затянулась. Кроме того, в ходе испытаний в 2000-2002 годах поезд так и не смог достичь заявленной скорости в 250 км/ч, госкомиссия обнаружила ряд недостатков, которые не позволяли безопасно эксплуатировать его с пассажирами. Ныне единственный построенный состав ЭС-250 разделен на две части, одна из них выставлена в петербургском Музее железных дорог России.

Первоначально завершить строительство ВСМ планировалось в 2000 году. Однако реально работы начались только на одном объекте - вокзальном комплексе в Санкт-Петербурге (в 2010 году на месте заброшенного котлована был построен торгово-развлекательный комплекс "Галерея"). Всего стоимость проекта оценивалась в $7-10 млрд, причем частично планировалось строить его на заемные средства. Уже в 1997 году стало ясно, что привлечь масштабные иностранные инвестиции в проект не удастся.

В июле 1998 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ, фактически отменивший его предыдущие решения по ВСМ Москва - Санкт-Петербург. В том же году РАО "ВСМ" было признано банкротом. После проверки деятельности компании Счетной палатой в начале 2000-х гг. было возбуждено уголовное дело, однако о результатах расследования в СМИ не сообщалось. В 2007 году председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что $70 млн, потраченных на проект, "ушли в никуда".

После реформирования железнодорожной отрасли и создания на базе министерства путей сообщения госкомпании ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) было решено запустить скоростное движение по старой линии Москва - Санкт-Петербург с зарубежным подвижным составом ("Сапсанами").

Выбор приоритетного проекта ВСМ РЖД

В 2006 году РЖД подготовили программу развития высокоскоростного движения в России, которая предусматривала строительство целой сети ВСМ.

В июне 2008 года правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Документ предполагал строительство трех высокоскоростных магистралей: Москва - Санкт-Петербург (в дополнение к существующей трассе), Москва - Берлин и Москва - Нижний Новгород.

В декабре 2012 года были приняты поправки в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которым предполагалось в первую очередь реализовать в рамках частно-государственного партнерства три проекта: Москва - Санкт-Петербург (высокоскоростная железнодорожная магистраль - 1, ВСМ-1), Москва - Казань (ВСМ-2) и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер (ВСМ-3), а также, в дальней перспективе, Казань - Самара. Из этих трех проектов первоначально наибольшую государственную поддержку получила ВСМ-2. Одним из аргументов в пользу проекта было то, что Казань нуждается в высокоскоростном сообщении с Москвой в большей степени, чем Санкт-Петербург, куда уже курсируют "Сапсаны".

В 2018 году в Транспортную стратегию была внесена еще одна трасса ВСМ - между Екатеринбургом и Челябинском.

Все новые трассы решено было проектировать под скорость до 400 км/ч.

В 2013-2017 годах приоритетным рассматривался проект ВСМ Москва - Казань. Однако строительство трассы, вопреки запланированному, начато не было из-за отсутствия финансирования.

16 апреля 2019 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что глава государства одобрил начало проектирования ВСМ Москва - Санкт-Петербург. Во второй половине 2019 года министр экономического развития РФ Максим Орешкин сообщал, что правительство поддерживает проект строительства ВСМ из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород через Москву. Однако уже летом 2020 года сообщалось, что наиболее перспективным для выделения средств является только направление Москва - Санкт-Петербург.

ВСМ Москва - Санкт-Петербург

7 августа 2020 года министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что РЖД приступили к проектированию ВСМ Москва - Санкт-Петербург, и что строительство планируется начать в 2022 году. В сентябре 2020 года сообщалось, что предварительная оценка стоимости проекта составляет 1,4 трлн руб. 6 ноября было объявлено, что проект будет увязан с МЦД-3, и в рамках проекта Московского центрального диаметра будут построены подходы для пропуска скоростных поездов. Эти работы начались в 2021 году.

Согласно текущим планам РЖД, объявленным в июле 2023 году, высокоскоростные поезда РЖД из Москвы в Петербург будут делать 12 остановок, в том числе неподалеку от Великого Новгорода (куда не заходит существующая железная дорога) и Твери. Протяженность высокоскоростной магистрали составит 679 км, время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом - 2 часа 15 минут.

Проект планировки вокзала в Москве был утвержден в октябре 2023 года. Его намечено построить рядом со станциями "Рижская" Калужско-Рижской и Большой кольцевой линий, он будет иметь пересадки на все пять линий МЦД. В Санкт-Петербурге поезда ВСМ будут останавливаться на новом вокзале на четной стороне Лиговского проспекта, севернее сада Сан-Галли.

Головным предприятием по строительству высокоскоростных поездов для новой линии будет российская компания "Синара".

17 августа 2023 года Путин в ходе церемонии открытия движения по новой, третьей линии Московских центральных диаметров (МЦД-3) заявил, что наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.

Для реализации проекта 12 января 2024 года в Москве была зарегистрирована компания ООО "ВСМ две столицы".

15 февраля министр транспорта РФ Виталий Савельев на совещании с участием Путина по строительству ВСМ Москва - Санкт-Петербург сообщил, что на проект потребуется из бюджета почти 610 млрд руб. При этом в качестве базового сценария принята следующая структура финансирования: 218,5 млрд руб. - взносы в уставный капитал концессионера; еще 290 млрд руб. - облигации пенсионного фонда "Газфонд"; 903,8 млрд руб. - привлекаемые кредитные средства Сбербанка, ВТБ и Газпромбанка. Также потребуется совокупная поддержка государства в объеме 609 млрд руб. на период строительства работ по проекту, в том числе 580,6 млрд руб. за счет средств Фонда национального благосостояния под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году. Кроме того, понадобится федеральный грант в 28,5 млрд руб. на выкуп земельных участков и еще субсидии федерального бюджета в размере 299,4 млрд. рублей в 2028-2038 годах на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе работы ВСМ.

16 февраля 2024 года по итогам состоявшегося накануне совещания с участием Путина главы Москвы и Санкт-Петербурга Сергей Собянин и Александр Беглов заявили, что их регионы готовы войти в концессию по строительству ВСМ между двумя городами. О проработке участия в финансировании строительства также сообщили в ВТБ и Газпромбанке.