22 апреля, 12:21

Что известно о Байкало-Амурской магистрали

ОАО "РЖД"/ ТАСС

Президенты РФ и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев 22 апреля встретятся с ветеранами строительства магистрали

ТАСС-ДОСЬЕ. 50 лет назад, 23 апреля 1974 года в Москве открылся XVII съезд Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ), на котором строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) было объявлено ударной комсомольской стройкой. 22 апреля 2024 года, как ожидается, президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев встретятся с ветеранами строительства магистрали.

ТАСС подготовил материал об этой магистрали.

Общие сведения

Байкало-Амурская магистраль - одна из наиболее протяженных железнодорожных линий в мире. Она проходит по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Бурятии и Якутии, Хабаровского края. Это второй, наряду с Транссибом, железнодорожный выход России к Тихому океану, ОАО "РЖД" развивает эти две магистрали совместно в рамках проекта "Восточный полигон".

История

Идея строительства железной дороги севернее Байкала для освоения Сибири и Дальнего Востока появилась еще в XIX веке, однако изыскательские работы по этому маршруту начались только в 1911 году.

В 1930 году советское руководство вернулось к дореволюционному проекту. В ЦК ВКП(б) и Совет народных комиссаров (СНК) СССР был направлен документ от Дальневосточного крайкома ВКП(б) о проектировании и строительстве железнодорожной магистрали с выходом к Тихому океану. В нем будущая дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью. В 1932 году было принято постановление СНК "О строительстве Байкало-Амурской магистрали", утвердившее план строительства БАМа с опорными пунктами Тайшет - север Байкала - Тында - Ургал - Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. В перспективе планировалось связать трассу с подводным тоннелем через Татарский пролив на остров Сахалин. В том же году стройка была передана в ведение ОГПУ, был создан БАМлаг, свыше 100 тыс. заключенных которого начали строительство отдельных участков магистрали. Великая Отечественная война помешала дальнейшему масштабному строительству, но в 1943-1945 годах был введен в эксплуатацию стратегически важный участок Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань. После войны строительство магистрали было продолжено, и в 1950-х годах стал действовать западный участок Тайшет - Усть-Кут.

После смерти главы СССР Иосифа Сталина в 1953 году строительство БАМ и других новых железнодорожных проектов, таких как Трансполярная магистраль, было прекращено.

В 1967 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение возобновить проектно-изыскательские работы по БАМ: одним из поводов стало ухудшение отношений с Китаем, вблизи границы с которым проходил Транссиб. В 1972 году началась подготовка к строительству БАМ.

Ход строительства

23-27 апреля 1974 года XVII съезд ВЛКСМ объявил БАМ ударной комсомольской стройкой. 27 апреля прямо со съезда в Кремлевском дворце на БАМ отправился первый стройотряд.

8 июля 1974 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали", согласно которому проект предполагалось завершить в 1983 году.

Началась активная пропагандистская кампания по привлечению молодежи, а также различных специалистов, на строительство железнодорожной магистрали и связанных с нею объектов.

Курировала строительство БАМ специальная комиссия Совета министров СССР, которую в разные годы возглавляли заместители или первые заместители председателя советского правительства: Кирилл Мазуров, Михаил Лесечко и Гейдар Алиев.

Начальником Главного управления по строительству БАМа (ГлавБАМстроя) с 1974 по 1986 год был заместитель министра транспортного строительства СССР Константин Мохортов.

Единой магистралью БАМ стал 1 октября 1984 года, когда было уложено т. н. золотое звено, соединившее западную и восточную части железной дороги, - от Тайшета до порта Ванино на берегу Тихого океана. 27 октября того же года на всем протяжении магистрали было открыто движение поездов. Трасса была построена за 10 лет в сложных климатических и геологических условиях: на многих участках глубина вечной мерзлоты достигает сотен метров, все искусственные сооружения на линии должны выдерживать сильные землетрясения.

Большинство участков дороги в 1984 году оставались однопутными и не электрифицированными. Распад СССР помешал освоению Восточной Сибири, предприятия и добывающие комплексы, которые должен был обслуживать БАМ, так и не были построены. В 1990-х годах магистраль переживала особенно тяжелый кризис: в 1995 году, по оценкам журнала "ЭКО", БАМ приносил в год убытков на 120 млрд рублей (около $300 млн по действовавшему курсу), по линии проезжало лишь несколько поездов в день.

Однако строительство линии продолжалось. 5 декабря 2003 года был сдан в эксплуатацию 15-километровый Северомуйский тоннель, самый длинный в России. До его открытия поезда следовали по опасному 62-километровому перевальному обходу через "Чертов мост".

Текущее состояние

В настоящее время БАМ - это железнодорожная магистраль протяженностью 4 287 км, на которой расположены 280 станций и разъездов, более 2 800 инженерных сооружений, в том числе 4,2 тыс. мостов, несколько тоннелей длиной более километра, крупнейшими из которых являются Северо-Муйский и Байкальский (6,7 км). Линия входит в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог. БАМ является электрифицированной и двухпутной в Иркутской области на участках от Тайшета до станции Предленский (706 км) и однопутной и электрифицированной - до станции Таксимо в Республике Бурятия (723 км). На остальных участках магистраль однопутная, с двухпутными вставками. Провозная способность на двухпутных участках - до 36,4 млн т в год, на наиболее сложных однопутных (среди них - Северомуйский тоннель) - 16 млн т. В настоящий момент БАМ работает на пределе пропускной способности.

БАМ обеспечивает транспортом ряд действующих месторождений: два угольных (Нерюнгринское и Ургальское), два железорудных (Коршуновское и Рудногорское), одно медное (Удоканское). В 2022 году открыт трубопровод к БАМу для отгрузки газового конденсата с Ковыктинского месторождения. В ближайшей перспективе трасса будет использоваться для десятков других месторождений. Кроме того, ежегодно Байкало-Амурская магистраль перевозит около 12 млн пассажиров.

Модернизация

Уже к началу 2010-х годов перевозки по БАМ и Транссибу восстановились до уровня 1990 года и вскоре достигли предела - всего порядка 55 млн т грузов в год. В частности, резко возросли поставки угля на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

26 июля 2013 года Путин поручил правительству подготовить подробный план-график дальнейших шагов по модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. 15 апреля 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, разрешающее вкладывать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в модернизацию БАМ и другие инфраструктурные проекты.

20 февраля 2019 года Путин в своем послании Федеральному собранию подчеркнул необходимость увеличить пропускную способность направления в 1,5 раза - до 210 млн тонн.

5 апреля 2021 года подразделения Железнодорожных войск Вооруженных сил России приступили к строительству второй ветки БАМ - всего 340 км от Улака до Февральска.

В июле 2021 года был открыт второй Байкальский тоннель.

В 2022 году РЖД объявили о завершении первого этапа развития Восточного полигона, в рамках которого общая провозная способность Транссиба и БАМа возросла до 144 млн т. Стоимость работ составила 520,5 млрд рублей, из которых 349 млрд были выделены РЖД, 150 млрд рублей - из ФНБ, 21,5 млрд - из федерального бюджета.

Второй этап программы рассчитан до конца 2024 года: запланировано строительство 1,4 тыс. км дополнительных главных путей на БАМе, общая пропускная способность Восточного полигона возрастет до 180 млн т в год, а время перевозки с Дальнего Востока до западной границы РФ сократится с 8,9 до 7 суток. Общие затраты на этот этап оцениваются в 1,08 трлн рублей за счет средств РЖД.

В 2024 года планируется запуск по БАМ первых маршрутов туристических поездов.

28 марта 2023 года правительство РФ одобрило третий этап развития Восточного полигона РЖД. К 2032 году предполагается завершить строительство второго Северомуйского тоннеля, моста через Амур в районе Комсомольска-на-Амуре и других объектов. Эти меры позволят достичь к 2030 году провозной способности на Восточном полигоне до 210 млн т, а к концу 2032 г. - 270 млн т.

29 марта 2024 года замминистра транспорта РФ Валентин Иванов сообщал, что предварительная стоимость модернизации третьего этапа Восточного полигона оценивается в 3,7 трлн рублей.

В рамках развития Восточного полигона с 2022 года РЖД начали массово принимать студентов со всей страны по трудовому проекту "БАМ 2.0". 

Теги:
Россия