ТАСС-ДОСЬЕ. В Новой Каледонии (НК; особое административно-территориальное образование Франции в Тихом океане) продолжаются беспорядки, начавшиеся 13 мая из-за рассмотрения парламентом Франции вопроса об изменении избирательного законодательства в НК.
ТАСС подготовил материал, содержащий сведения о НК, ситуации в этом заморском образовании и истории референдумов о независимости от Франции.
Новая Каледония
Новая Каледония (НК) - особое административно-территориальное образование Франции в Тихом океане. Включает крупный одноименный остров и группу мелких островов в Меланезии (в юго-западной части Тихого океана). Население составляет 271 тыс. человек (после переписи 2019 года), из них примерно 40% - канаки (меланезийцы), 27% - имеют преимущественно европейское происхождение (потомки переселенцев из Франции), около 9% - увеанцы и футунанцы (футуна), остальные - полинезийцы, индонезийцы и другие народности и этнические группы. Большинство населения (90%) - христиане. Эта территория считается самой европеизированной в Меланезии. Столица - город Нумеа.
Новая Каледония была открыта английским мореплавателем Джеймсом Куком в 1774 году. Название получила по древнему наименованию Шотландии (родины предков Кука) - "Каледония". В 1853 году Франция объявила архипелаг своим владением. Представителем республики стал верховный комиссар. В 1864-1896 годах французское правительство высылало сюда осужденных преступников. Помимо них, на острова прибывали и свободные поселенцы. Здесь были созданы плантации кофе и кокосовых пальм, добывались кобальт, золото, никель.
После Второй мировой войны начался процесс деколонизации островов. В 1946 году они получили статус заморской территории Франции. В 1953 году Франция предоставила гражданство всем жителям острова, независимо от происхождения. В 1958 году более 98% избирателей НК проголосовали за новую конституцию Франции (в случае отклонения референдум мог привести к независимости).
Борьба за самоопределение
В начале 1980-х годах в Новой Каледонии сформировалось движение за независимость во главе с Канакским социалистическим фронтом национального освобождения (КСФНО) и усилилась межэтническая напряженность, которая вскоре переросла в вооруженный конфликт. В связи с этим в 1985 году на островах было введено чрезвычайное положение (впервые во французских владениях со времен конфликта в Алжире в 1954-1962 годах). В 1987 году французские власти организовали референдум о самоопределении территории, тогда 98% его участников высказались за сохранение островов в составе Французской Республики. Несмотря на это, беспорядки и насилие продолжались и достигли пика в 1988 году, когда на острове Увеа сепаратисты убили четверых жандармов и взяли в заложники 27 человек, выдвинув в качестве условия их освобождения провозглашение независимости Новой Каледонии (заложники были освобождены в результате силовой операции).
Матиньонские и Нумейское соглашения и референдумы 1988 и 1998 годов
В июне 1988 года премьер Франции Мишель Рокар, представители КСФНО и лоялистского Объединения за Каледонию в составе Республики (ОКСР) подписали в Матиньонском дворце в Париже соглашения (получили название Матиньонские соглашения), предусматривавшие 10-летний переходный период развития островов и передачу местным властям некоторых полномочий (финансы, образование, инфраструктура), после чего должен был пройти референдум о статусе территории. Соглашения были поддержаны на общенациональном плебисците 6 ноября 1988 года. На вопрос "Одобряете ли вы проект закона, представленный французскому народу президентом Республики, содержащий законодательные и подготовительные положения к самоопределению Новой Каледонии в 1998 году?" положительно ответили 80% проголосовавших избирателей во Франции (при явке в 36,9%) и 57% жителей Новой Каледонии (явка 63%).
Однако спустя 10 лет, в мае 1998 года, в Нумеа правительство Франции во главе с Лионелем Жоспеном, КСФНО и ОКСР заключили новое соглашение - Нумейское. Оно предлагало 20-летний переходный период, чтобы обеспечить более широкое участие каледонцев в системе госуправления и подготовить почву для проведения референдума по вопросу о независимости. В ноябре 1998 года на островах состоялся плебисцит, где на вопрос "Одобряете ли вы соглашение, подписанное в Нумеа 5 мая 1998 года?" 71,8% ответили "да". В развитие этого документа Новая Каледония получила статус административно-территориального образования и значительную автономию. Под контролем Франции остались вопросы, касающиеся внешней политики, обороны, правосудия, внутренней безопасности и валютной эмиссии. В соответствии с Нумейским соглашением, референдум о статусе территории должен был состояться не позднее 2018 года. В случае голосования против отделения, документ закрепил возможность проведения еще двух таких референдумов до 2022 года (по инициативе местного парламента, для чего необходимы голоса 18 из 54 депутатов). До 2024 года участвовать в них могли только представители коренных народов архипелага и те, кто имел 10-летний ценз оседлости на момент подписания Нумейского соглашения.
Референдумы 2018 и 2020 годов
На референдуме, состоявшемся 4 ноября 2018 года, избирателям было предложено ответить на вопрос: "Хотите ли вы, чтобы Новая Каледония достигла полного суверенитета и стала независимой?". Большинство проголосовавших - 56,7% - высказались против (явка составила 81% от почти 175 тыс. избирателей, имевших право на участие в референдуме). Еще до голосования, в мае 2018 года, во время визита на архипелаг президент Франции Эмманюэль Макрон заявлял, что "Франция не будет такой прекрасной без Новой Каледонии". Комментируя итоги голосования он отметил, что гордится "тем, что большинство жителей Новой Каледонии выбрали Францию" и что "единственным способом решения политических вопросов является диалог".
Второй референдум состоялся 4 октября 2020 года. На нем был поставлен тот же вопрос, что и в 2018 году. Участие в нем приняли 85,64% жителей островов, из них 53,3% проголосовали против отделения от Франции. В соответствии с Нумейским соглашением у каледонцев осталась возможность проведения еще одного референдума.
Референдум 2021 года
8 апреля 2021 года сторонники независимости Новой Каледонии обратились к центральным властям Франции с требованием провести новый референдум о самоопределении. В мае - июне 2021 года правительство Франции провело переговоры с представителями Новой Каледонии, итогом которых стало обнародование 15 июля документа "Обсуждение институционального будущего Новой Каледонии". Комментируя его, министр заморских территорий Франции Себастьян Лекорню заявил, что каким бы ни был исход референдума 12 декабря 2021 года, Новую Каледонию ожидает переходный период.
Референдум состоялся 12 декабря 2021 года. Населению островов в третий раз за последние три года предложили ответить на вопрос: "Хотите ли вы, чтобы Новая Каледония обрела полный суверенитет и стала независимой?". Более 96% участников голосования отказались от идеи суверенитета Новой Каледонии.
Последствия отделения
Эксперты считают, что отделение НК может негативно сказаться на экономике архипелага, так как в настоящее время НК получает порядка $1,5 млрд финансирования от французского правительства (эта сумма составляет около 14,7% от ВВП НК, который в 2023 году был равен примерно $10,2 млрд). Кроме того, ассоциация с Францией открывает доступ к высоким технологиям и новейшим разработкам. Для Франции эта территория также очень важна. Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) Новой Каледонии в Тихом океане охватывает 1,4 млн кв. км, что составляет примерно 14% от общей территории ИЭЗ Франции. Кроме того, расположение НК в будущем может стать стратегически значимым, так как существуют планы по созданию новой "зоны процветания" в Тихом и Индийском океанах. Эту идею поддерживают США, Австралия, Япония и Индия. В Новой Каледонии добываются важные полезные ископаемые - хром, кобальт, молибден, медь, золото, а также никель. Экспорт никелиевой руды является одним из основных источников дохода НК (территория обладает примерно 11% мировых запасов этого металла - вторых по величине на планете). Также на территории Новой Каледонии располагаются французские военные базы.
Ситуация в НК
13 мая 2024 года в Нумеа начались беспорядки. Они были вызваны одобрением парламентом Франции законопроекта, который предусматривает предоставление права участвовать в региональных выборах лицам, проживающим на территории НК более 10 лет. До настоящего времени правом голоса обладали только представители коренных народов архипелага и те, кто имел 10-летний ценз оседлости на момент подписания Нумейского соглашения 1998 года. Протестующие грабили и поджигали магазины, аптеки и автозаправки. Среди участников было много несовершеннолетних. К 17 мая как минимум 5 человек погибли, сотни пострадали (среди них более 60 полицейских). Задержаны около 200 погромщиков.
Из-за вспышки насилия на территории агломерации Нумеа были временно закрыты учебные заведения, запрещены любые собрания, а также продажа алкоголя и ношение оружия. 15 мая власти Франции сообщили о введении на островах чрезвычайного положения на срок 12 дней. Кроме того, было принято решение привлечь военных для охраны морских портов и аэропортов. Глава Южной провинции Новой Каледонии Соня Бакес сообщила, что предварительно ущерб от беспорядков оценен в €150 млн.
16 мая министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен в интервью телеканалу France 2 выступил с утверждением, что в ситуацию в Новой Каледонии вмешивается Азербайджан, поддерживая политические движения НК, выступающие за ее независимость от Франции. Со своей стороны Министерство иностранных дел Азербайджана отвергло эти обвинения, назвав их беспочвенными. В Баку посоветовали главе МВД Франции "направить внимание на провальную политику своей страны в отношении заморских территорий, которая и стала причиной таких протестов".