Хронология гибели глав государств в результате авиакатастроф

Iranian Red Crescent Society/ Anadolu via Getty Images

Вице-президент Ирана Мохсен Мансури 20 мая 2024 года подтвердил гибель президента страны Эбрахима Раиси при крушении вертолета, разбившегося накануне в иранской провинции Восточный Азербайджан

ТАСС-ДОСЬЕ. 20 мая 2024 года вице-президент Ирана Мохсен Мансури подтвердил гибель президента страны Эбрахима Раиси при крушении вертолета, разбившегося накануне в иранской провинции Восточный Азербайджан. По информации агентства Tasnim, в числе погибших, помимо президента Ирана, министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиян, губернатор провинции Восточный Азербайджан Малек Рахмати, пятничный имам города Тебриз Мохаммад Али Але Хашем, начальник президентской охраны генерал Корпуса стражей исламской революции Мехди Мусави.

ТАСС подготовил хронологию случаев гибели действующих глав государств в авиационных катастрофах.

7 сентября 1940 года в районе города Альтос (департамент Кордильера, Парагвай) потерпел крушение биплан Potez 25 TOE (бортовой номер 7) Военно-воздушных сил (ВВС) Парагвая, следовавший из Асунсьона в Сан-Бернандино. На борту находились три человека - президент Парагвая маршал Хосе Феликс Эстигаррибия, его жена Хулия Миранда Куэто и летчик Майор Кармело Перальта. Все они погибли.

17 марта 1957 года близ города Баламбан (остров Себу, Филиппины) в результате катастрофы пассажирского самолета Douglas C-47 Skytrain (регистрационный номер 2100925) погибли 25 из 26 находившихся на борту, включая президента Филиппин Рамона Магсайсая, ряд официальных лиц и журналистов. Согласно результатам расследования, к катастрофе привела поломка приводного вала карбюратора правого двигателя, вызвавшая отказ электропитания самолета при наборе высоты.

13 апреля 1966 года пассажирский самолет de Havilland DH.104 Dove 1 (регистрационный номер RF392) ВВС Ирака потерпел крушение в 10 км от аэропорта Басры на юге Ирака. На борту находился президент страны Абдул Салам Ареф, он погиб. По одной из версий, причиной катастрофы стал саботаж со стороны военнослужащих, сочувствовавших партии "Баас".

27 апреля 1969 года в районе поселения Арке (департамент Кочабамба в центральной части Боливии) в результате катастрофы вертолета погиб президент Боливии Рене Барриендос Ортуньо. Летательный аппарат столкнулся с линией электропередачи.

24 мая 1981 года самолет Beechcraft Super King Air (регистрационный номер HC-BNG) ВВС Эквадора врезался в возвышенность близ гор. Гуачанама (провинция Лоха на юге Перу). На борту находились 12 человек, в том числе президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера, его супруга Марта Букарам и министр обороны Эквадора Марко Субиа Мартинес. Все они погибли. Точная причина катастрофы не установлена, расследование несколько раз возобновлялось. В разное время выдвигались различные версии - от ошибки пилота до заговора.

31 июля 1981 года легкомоторный самолет De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter (бортовой номер FAP205) ВВС Панамы столкнулся с горой и разрушился при посадке в сложных метеоусловиях в районе аэродрома Коклесито (центральная панамская провинция Кокле). Погибли все находившиеся на борту, включая фактического руководителя Панамы генерала Омара Торрихоса Эрреру. Согласно расследованию 1983 года, крушение произошло из-за ошибок пилотирования. В дальнейшем эта версия неоднократно оспаривалась различными общественными деятелями, и популярным остается предположение, что гибель Омара Торрихоса Эрреры могла быть организована американскими политическими или деловыми кругами.

19 октября 1986 года в 35 км от деревни Мбузини (северо-восточная часть ЮАР) столкнулся с землей и разрушился пассажирский самолет Ту-134А-3 (регистрационный номер C9-CAA) авиакомпании LAM Mozambique Airlines, следовавший по маршруту Мапуту (Мозамбик) - Лусака (Замбия) - Мбала (Замбия) - Мапуту. На борту находились 44 человека - правительственная делегация Мозамбика и советский летный экипаж. В результате катастрофы погибли 34 человека, в т. ч. президент Мозамбика Самора Машел. Среди выживших был только один член экипажа - бортмеханик Владимир Новоселов. Согласно заключению расследовавшей катастрофу южноафриканской комиссии, к катастрофе привели ошибки пилотов, которые в ночных условиях в облачности перешли на визуальный полет, игнорируя сигналы об опасном сближении с землей. К уклонению от траектории захода на посадку привела некорректная настройка на радиомаяк. В Мозамбике выдвигалась версия о том, что самолет могли намеренно сбить с курса спецслужбы ЮАР, установив на пути его следования радиомаяк, транслировавший ложные сигналы.

17 августа 1988 года транспортный самолет Lockheed C-130 Hercules ВВС Пакистана (бортовой номер 23494), на борту которого находился президент страны Мухаммед Зия-уль-Хак, разбился вскоре после взлета из аэропорта города Бахавалпур. Погибли все находившиеся на борту - 31 человек. Кроме президента Пакистана, среди пассажиров были посол США в стране Арнольд Льюис Рафел и гендиректор пакистанской межведомственной разведки Абдур Рахман Ахтар, который руководил программой по передаче западной военной помощи афганским моджахедам. Самолет не был сбит, следов взрывчатки на обломках обнаружено не было. Бортовой самописец не нашли, точная причина катастрофы так и не была установлена.

6 апреля 1994 года около аэропорта Кигали в Руанде ракетой "земля - воздух" был сбит самолет Dassault Falcon 50 (регистрационный номер 9XR-NN), в котором летели президент Руанды Жювеналь Хабиаримана и президент Бурунди Сиприен Нтарьямира. Оба лидера и еще 10 человек, находившихся на борту, погибли. Самолет возвращался из Танзании, где главы государств участвовали в конференции, посвященной стабилизации в Руанде. Исполнители преступления так и не были установлены, однако экстремисты руандийской народности хуту возложили ответственность на РПФ и одновременно на всех проживающих в стране тутси, что привело к началу геноцида в Руанде, жертвами которого стали около 1 млн человек.

26 февраля 2004 года близ боснийского города Мостар разбился самолет Beechcraft Super King Air 200 (регистрационный номер Z3-BAB), на борту которого находился президент Македонии Борис Трайковский. Вместе с президентом погибли шесть человек из его окружения и два члена экипажа. Катастрофа произошла из-за плохой подготовки и ошибок пилотов при заходе на посадку в плохих погодных условиях.

10 апреля 2010 года пассажирский самолет Ту-154М (бортовой номер PLF 101) 36-го особого авиаполка Воздушных сил Республики Польша, следовавший специальным рейсом из Варшавы в Смоленск, потерпел крушение при заходе на посадку на аэродроме "Смоленск-Северный". На борту находились президент Польши Лех Качиньский и делегация представителей польской политической и военной элиты, направлявшиеся на траурные мероприятия памяти жертв Катыни. Катастрофа произошла в условиях сильного тумана. Самолет опустился ниже допустимой высоты, столкнулся левым крылом с верхушкой березы, упал днищем кверху на землю в 200-300 м от торца взлетно-посадочной полосы и разрушился. Погибли все 89 пассажиров и семь членов экипажа лайнера. По заключению экспертов Межгосударственного авиационного комитета, комиссии по расследованию авиакатастроф МВД Польши и Верховной контрольной палаты Польши, причиной катастрофы были ошибки пилотов и недостатки в организации полета.