История отношений Кубы и США. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ /Дмитрий Пантюхин/. Куба, бывшая с XVI в. испанской колонией, в конце XIX в. попала под влияние США. В 1898 г., когда борьба кубинского народа за независимость близилась к успешному завершению, американцы объявили Испании войну. По условиям Парижского мирного договора, подписанного 10 декабря 1898 г., испанцы отказались от притязаний на Кубу. 1 января 1899 г. США установили на острове режим военной оккупации. Под их давлением в принятую на Кубе в 1901 г. конституцию в качестве дополнения была включена так называемая "поправка Платта", позволявшая американцам вмешиваться во внутренние дела кубинцев вплоть до вооруженной интервенции. После провозглашения 20 мая 1902 г. Кубинской Республики оккупационные войска покинули остров. Навязанный в том же году молодому государству договор о "взаимном благоприятствовании" предоставил США односторонние преимущества на кубинском рынке, что поставило экономику острова под американский контроль.
В феврале 1903 г. Куба и США заключили соглашение об аренде американцами на неограниченный срок территорий для создания военно-морской базы в бухте Гуантанамо.
22 мая 1903 г. страны подписали Постоянный договор о кубино-американских отношениях, закрепивший положения "поправки Платта". Опираясь на него, вооруженные силы США неоднократно вторгались на Кубу (1906–1909, 1912, 1917–1922).
29 мая 1934 г. Куба и США подписали новый договор, отменивший действие "поправки Платта". Тем самым американцы лишились права на военную интервенцию на остров. Однако в силе остались все остальные достигнутые ранее соглашения, в том числе касающееся базы в Гуантанамо.
10 марта 1952 г. на Кубе был совершен военный переворот. При поддержке США власть захватил генерал Фульхенсио Батиста (в 1933–1940 гг. – фактический глава государства, в 1940-1944 гг. – президент Кубы). Он установил на острове жесткий диктаторский режим. В 1956 г. в стране началась партизанская война под руководством Фиделя Кастро, завершившаяся победой революционных сил 1 января 1959 г.
Несмотря на то что уже 7 января 1959 г. Вашингтон признал новое кубинское правительство, отношения между странами резко ухудшились. Недовольство американцев вызывала как внутренняя политика кубинских властей, сопровождавшаяся национализацией собственности граждан и компаний США, так и установление тесного сотрудничества с СССР.
6 июля 1960 г. американский президент Дуайт Эйзенхауэр подписал закон о приостановке закупок кубинского сахара, который являлся основой экспорта карибской страны в США.
19 октября 1960 г. США ввели режим эмбарго в отношении Кубы. Под запретом оказались поставки на остров любых товаров за исключением медикаментов и продуктов питания.
3 января 1961 г. США разорвали дипломатические отношения с Кубой.
16 апреля 1961 г. Фидель Кастро объявил о социалистическом характере кубинской революции. На следующий день началось вооруженное вторжение на остров кубинских эмигрантов в составе 1,5 тыс. человек, подготовленных и экипированных США. Они высадились в бухте Кочинос в районе Плайя-Хирон с целью свержения революционного правительства, однако в течение 72 часов были разгромлены кубинскими войсками.
4 сентября 1961 г. конгрессом США был принят закон "Об иностранном содействии", регулирующий взаимоотношения с другими странами. Он поставил под запрет американскую помощь Кубе, а также любой стране, которая оказывает поддержку кубинскому правительству.
31 января 1962 г. Организация американских государств под давлением США исключила Кубу из числа своих членов.
3 февраля 1962 г. президент США Джон Кеннеди заявил о введении полного эмбарго на торговлю с Кубой.
Опасаясь попытки очередной интервенции, Фидель Кастро принял предложение правительства СССР о размещении на острове советских баллистических и крылатых ракет с ядерными боеголовками. 22 октября 1962 г. разразился Карибский кризис, поставивший мир на грань ядерной войны. США и СССР, главные участники противостояния, в течение нескольких дней смогли дипломатическим путем урегулировать противоречия. СССР согласились на демонтаж советских ракет. В свою очередь США дали гарантии ненападения на Кубу.
1 сентября 1977 г. в Гаване и Вашингтоне при посольствах Швейцарии открылись Секции интересов Кубы и США. Таким образом были установлены двусторонние отношения на консульском уровне.
1 марта 1982 г. США включили Кубу в список стран, поддерживающих терроризм.
После развала СССР в 1991 г. на Кубе начался острый экономический кризис, сопровождавшийся нехваткой продовольствия. В этих условиях, рассчитывая, что внутреннее недовольство выльется в свержение коммунистического правительства на Кубе, США дважды ужесточали эмбарго в отношении острова. Акт Торричелли (1992) и закон Хелмса-Бертона (1996) придали блокаде экстерриториальный характер, распространив режим санкций на неамериканские компании, сотрудничающие с Кубой.
28 октября 2000 г. президент США Билл Клинтон подписал закон, который ослабил экономическую блокаду острова. На Кубу было разрешено поставлять американские медикаменты и продукцию сельского хозяйства. Однако банки США не получили право предоставлять кредиты для осуществления этих закупок. В феврале 2005 г. казначейство США объявило о новых ограничениях – поставки должны оплачиваться заранее и наличными.
Пересмотр США отношений со своим карибским соседом начался с приходом в 2009 г. к власти Барака Обамы. Новый американский президент несколько раз высказывался о желании начать диалог с кубинским правительством.
3 июня 2009 г. было восстановлено членство Кубы в Организации американских государств.
16 декабря 2014 г. состоялся 45-минутный телефонный разговор между Бараком Обамой и председателем Госсовета Кубы Раулем Кастро. Это был первый официальный контакт глав двух государств за период полувековой конфронтации. На следующий день стороны объявили о намерении нормализовать двусторонние отношения.
16 января 2015 г. в США вступил в силу пакет мер, направленных на ослабление экономической и финансовой блокады Кубы. В частности, американским компаниям было разрешено поставлять на остров телекоммуникационную технику (телефоны, смартфоны, компьютеры, программное обеспечение, карты памяти), инвестировать в малый бизнес и сельское хозяйство, а финансовые организации США получили возможность открывать собственные счета в кубинских банках.
20 января 2015 г. Барак Обама выступил перед конгрессом США с просьбой о снятии эмбарго в отношении Кубы.
21–22 января 2015 г. в Гаване прошел первый тур переговоров по вопросу восстановления дипломатических отношений. Делегацию США возглавила помощник госсекретаря по вопросам Западного полушария Роберта Джейкобсон, кубинскую делегацию – директор департамента США министерства иностранных дел Кубы Хосефина Видаль. Впоследствии состоялись еще три раунда – два в Вашингтоне (27 февраля и 21–22 мая) и один в Гаване (16 марта).
11 апреля 2015 г. на Саммите Америк в Панаме Барак Обама и Рауль Кастро провели первую после победы кубинской революции официальную встречу на высшем уровне.
Основным препятствием к достижению договоренности об открытии посольств являлось присутствие Кубы в американском списке стран, поддерживающих терроризм. 14 апреля Барак Обама сообщил конгрессу США о намерении исключить остров из этого списка. Решение американского президента вступило в силу 29 мая. Это повлекло за собой отмену некоторых ограничений, связанных с финансовыми транзакциями, поездками граждан и двусторонней торговлей.
Параллельно с переговорами о дипломатических отношениях представители Кубы и США в марте 2015 г. обсудили в Гаване вопросы взаимодействия в информационной сфере, а в Вашингтоне – проблему прав человека. В том же месяце между двумя странами были налажены прямая телефонная связь и прямое воздушное сообщение между Гаваной и Нью-Йорком.
1 июля 2015 г. были восстановлены дипломатические отношения между Кубой и США. В тот же день кубинское правительство распространило заявление, что данное событие еще не означает нормализации отношений. Необходимым условием для этого является, в частности, отмена эмбарго.
20 июля 2015 г. в Вашингтоне и Гаване начали работу посольства обеих стран.