ТАСС-ДОСЬЕ. 19 июня 2024 года в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Корейскую Народно-Демократическую Республику Россия и КНДР подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, который предусматривает оказание взаимной помощи в случае агрессии против одного из участников.
ТАСС подготовил материал о принципах коллективной обороны, закрепленных в международных договорах, а также об аналогичных документах, в том числе двусторонних, участником которых является Россия.
Североатлантический договор
Наиболее известным международным документом, в основание которого положен принцип коллективной обороны, является Североатлантический договор. Его предшественником принято считать Брюссельский пакт, заключенный 17 марта 1948 года между пятью государствами Западной Европы - Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией. Этот документ, помимо экономического, социального и культурного сотрудничества, предусматривал также коллективную оборону сторон. Страны-участницы, подписавшие договор, обязались в случае вооруженного нападения на любую из них предоставить военную поддержку и другую помощь атакованной стороне, а также оказать содействие ее усилиям в соответствии со статьей 51 Устава ООН, предусматривающей право стран на самооборону.
4 апреля 1949 года в Вашингтоне был утвержден Североатлантический договор, учредивший военно-политический союз НАТО (NATO, The North Atlantic Treaty Organization), в состав которого изначально входили 12 государств, в том числе США (в настоящее время в организации 32 государства-члена).
В основополагающем договоре Североатлантического альянса центральное место занимает принцип коллективной обороны, закрепленный в 5-й статье документа. В соответствии с ним, вооруженное нападение на одного или нескольких членов НАТО будет рассматриваться остальными союзниками как нападение на альянс в целом. В такой ситуации Организация Североатлантического договора, опираясь на статью 51 Устава ООН, окажет стороне, которая подверглась нападению, всю необходимую помощь, включая применение вооруженной силы.
В первый и единственный раз за свою историю Североатлантический альянс применил 5-ю статью после терактов 11 сентября 2001 года, совершенных против США. В рамках исполнения принципа коллективной обороны страны - члены НАТО оказали военную поддержку Соединенным Штатам в борьбе с терроризмом, а также провели ряд совместных антитеррористических операций.
В январе 2022 года был опубликован документ "Всеобъемлющая политика НАТО в космосе", согласно которому альянс распространил принципы коллективной обороны на космическое пространство.
В июле 2023 года на саммите в Вильнюсе (Литва) лидеры НАТО утвердили первый со времен окончания холодной войны план на случай конфликта с РФ, который предусматривает перевод под командование альянса соединений численностью до 300 тыс. человек в высокой степени готовности. Кроме этого, альянс сообщил о намерении задействовать принцип коллективной обороны в случае серьезных кибератак против входящих в него стран.
Варшавский договор
В качестве противовеса НАТО 14 мая 1955 года представители Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии подписали Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Документ оформил создание военного союза социалистических государств. С 1962 года в работе договора участия не принимала Албания, в 1968 года она денонсировала его в одностороннем порядке.
Согласно статье 4 документа, в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство - участник договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону и в соответствии со статьей 51 Устава ООН должно было оказать подвергшемуся нападению государству (государствам) помощь всеми средствами, какие представлялись ему необходимыми, включая применение вооруженной силы.
Для обеспечения защиты от агрессии участники договора приняли решение о создании Объединенного командования вооруженными силами, в ведение которого выделялись национальные контингенты. Во главе командования стоял главнокомандующий Объединенными вооруженными силами (ОВС), штаб ОВС размещался в Москве. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территориях всех стран - участниц соглашения.
Силы Варшавского договора были задействованы в 1968 года в операции "Дунай", когда в Чехословакию были введены воинские контингенты СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши. Операция положила конец "Пражской весне" - периоду либеральных преобразований в ЧССР.
Варшавский договор прекратил действие в 1991 года в связи с распадом коммунистического блока.
Договоры о военной и коллективной взаимопомощи с участием России
В настоящее время Россия имеет несколько заключенных двусторонних договоров, предусматривающих механизм военной помощи в случае вооруженного конфликта. Также Россия участвует в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ).
Договор о коллективной безопасности
После распада СССР 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) главами РФ, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности. В 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. В настоящее время членами договора являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Согласно статье 2 Договора о коллективной безопасности, в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, члены организации незамедлительно начинают совместные консультации с целью координации своих позиций и принимают меры по оказанию помощи для устранения возникшей угрозы. В случае вооруженного нападения, угрожающего безопасности и территориальной целостности, на любое из государств - членов ОДКБ все участники организации по просьбе этого государства обязуются предоставить всю необходимую помощь, включая военную. При осуществлении этих мер государства-участники обязуются придерживаться соответствующих положений Устава ООН.
Механизм кризисного реагирования может быть задействован только в ответ на обращение одного из государств - членов организации. Решение об использовании сил и средств системы коллективной безопасности принимается главами государств ОДКБ.
Предусмотрена возможность принятия решений в ограниченном формате. Так, если нет возражений от какого-либо государства - участника организации по ограниченному формату, остальные члены могут объединиться и принять совместное решение, которое будет реализовано от имени всей организации. Стороны, не голосовавшие за принятие такого решения, не будут нести ответственность за его последствия. Возможность блокирования одним из государств ОДКБ решения всей организации исключена.
В 1996-2022 годах члены ОДКБ не менее семи раз обращались за помощью к организации. Военно-техническая помощь (без ввода миротворческих контингентов), в частности, была оказана Узбекистану и Киргизии в связи с развитием событий в Афганистане (1996, 1998-2000), Киргизии в ходе обострения внутриполитической ситуации в 2010 году. В январе 2022 года в Казахстан в связи с беспорядками в республике был введен контингент Коллективных миротворческих сил организации.
Двусторонние договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи
Принцип оказания взаимной военной помощи в том или ином виде закреплен в ряде двусторонних договоров Россией с отдельными странами СНГ. Такие договоры заключены с Арменией (1997), Казахстаном (1992), Киргизией (1993), Таджикистаном (1993), Узбекистаном (2005). С 2009 года РФ связана такими договорами с Абхазией и Южной Осетией. В этих документах также указано, что стороны окажут друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону.
Схожие пункты содержались в договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ, ЛНР и ДНР от 21 февраля 2022 года (статья 4 в обоих документах). Договоры прекратили действие со вхождением республик в состав РФ осенью 2022 года.
Военная доктрина Союзного государства
26 декабря 2001 года была утверждена Военная доктрина Союзного государства России и Белоруссии, в соответствии с которой осуществляется взаимодействие двух стран в военной сфере. Правовую основу доктрины составляют конституции России и Белоруссии, положения Устава ООН и международные договоры двух стран в военной области. Обновленная редакция доктрины была утверждена 4 декабря 2021 года. В документе указано, что военная политика формируется, в частности, на основе принципа "равной ответственности государств-участников за обеспечение военной безопасности" (раздел "Основы военной политики", пункт 17). Для отражения возможной агрессии задействуется региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, РГВ(С) - органы управления и войска вооруженных сил двух стран и другие воинские формирования сторон, "применение которых запланировано по единому замыслу и плану".