5 сентября, 12:27

Что известно о станции "Потапово" и Сокольнической линии московского метро

Александр Щербак/ ТАСС
Мэр Москвы Сергей Собянин 5 сентября открыл новую станцию Московского метрополитена

ТАСС-ДОСЬЕ. 5 сентября 2024 года мэр Москвы Сергей Собянин открыл новую станцию Московского метрополитена - "Потапово". Она стала новой южной конечной Сокольнической линии.

ТАСС подготовил материал о новой станции и истории Сокольнической линии столичного метрополитена.

Станция "Потапово"

Станция метро "Потапово" (проектное название - "Новомосковская") расположена в Новомосковском административном округе Москвы, в районе Коммунарка, в створе автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Варшавское шоссе. Название (в честь бывшей деревни) выбрали жители столицы в ходе голосования в марте - мае 2022 года на портале "Активный гражданин".

Станция наземная, крытая, отапливаемая. Имеет два наземных вестибюля, выходы на обе стороны автомагистрали, к улице Александры Монаховой.

Планировка участка Сокольнической линии от станции "Столбово" ("Коммунарка", ныне "Новомосковская") до "Новомосковской" (ныне "Потапово") была утверждена правительством Москвы 16 декабря 2019 года. Строительство проходило в 2021-2024 годах. Генеральным подрядчиком выступало АО "Мосинжпроект", была задействована группа компаний "Моспроект-3".

Конструктивно станция однопролетная, решена в серых тонах. В центре путевого зала расположена V-образная двухопорная скульптура-колонна авторства заслуженного художника РФ Даши Намдакова, выполненная в духе минимализма. По задумке скульптора, она символизирует "движение и динамичное развитие Москвы". Массивный наземный вестибюль продолжает линии скульптуры, имеет козырек арочной формы. Архитектурный проект станции создавался бюро Parsec Architects, которым руководит Намдаков, в сотрудничестве с "Моспромпроектом". В 2022 году проект получил Архитектурную премию Москвы.

Технический пуск был проведен мэром Москвы Сергеем Собяниным 10 августа 2024 года.

Сокольническая линия

Сокольническая (проектные и ранние названия - Мясницкий радиус, Мясницко-Усачёвский диаметр, Мясницко-Фрунзенский диаметр, с 1934 по 1990 год носила название Кировско-Фрунзенская линия) - первая линия Московского метрополитена. На схемах обозначается красным цветом и цифрой 1. Диаметральная линия соединяет восточные районы Москвы через центр с районами на юго-западе и юге (Новая Москва).

История линии

15 июня 1931 года пленум ЦК ВКП(б) принял резолюцию "О московском городском хозяйстве и о развитии городского хозяйства СССР", предусматривавшую сооружение метрополитена в Москве. 2 октября 1931 года в столице СССР была образована организация "Метрострой" (с 1932 года - "Московский метрострой, ныне АО "Мосметрострой"). Строительство началось в ноябре 1931 года с опытного участка на Русаковской улице. В 1932 году проводилась геологическая разведка, началась проходка первых шахт. В 1933 году был утвержден технический проект первой очереди будущей транспортной системы, и трест "Метрострой" развернул масштабные работы.

15 октября 1934 года в 8:20 утра первый пассажирский поезд из двух вагонов, разработанных и построенных на Мытищинском вагоностроительном заводе (ныне "Метровагонмаш") специально для московского метро, совершил пробную поездку из электродепо "Северное" по Сокольническому радиусу (2,5 км от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники"). Этот же день считается днем основания электродепо "Северное" Сокольнической линии.

15 мая 1935 года была открыта первая линия метро от станции "Сокольники" до "Парка культуры" ("Крымская площадь") с десятью станциями, протяженностью 9,2 км, и ответвление от нее - "Улица Коминтерна" (ныне "Александровский сад") - "Смоленская" с тремя станциями (2,4 км, ныне Арбатский радиус Филевской линии). По этим двум маршрутам вилочным движением с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда.

Станции первой очереди проектировали и оформляли известные архитекторы и художники - Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и др. Вестибюли и станции, похожие на подземные дворцы, украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами.

Проект станции "Дворец Советов" (ныне "Кропоткинская") архитекторов Алексея Душкина и Якова Лихтенберга получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе (1937), Всемирной выставке в Париже (1937), а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство (1941).

В 1938 году было ликвидировано вилочное движение, ответвление до "Смоленской" перешло в состав Арбатско-Покровского радиуса.

1 мая 1957 года линию продлили на 2,5 км - от станции "Парк культуры" до "Спортивной", с промежуточной станцией "Фрунзенская".

12 января 1959 года открылось продление на 4,5 км от "Спортивной" до "Университета" с промежуточной станцией "Ленинские горы", возведенной на нижнем ярусе моста над Москвой-рекой.

30 декабря 1963 года линия была продлена от "Университета" на 4,5 км - от "Университета" до "Юго-Западной", с промежуточной станцией "Проспект Вернадского".

31 декабря 1965 года с продлением на одну станцию и 2,5 км перегонных тоннелей новой восточной конечной стала "Преображенская площадь".

10 августа 1973 года открылась после реконструкции станция "Дзержинская" (ныне "Лубянка") - у нее появился центральный зал, рассчитанный на больший пассажиропоток.

20 октября 1983 года из-за аварийного состояния была закрыта для пассажиров станция "Ленинские горы". При проектировании и строительстве железобетонного метромоста были допущены грубые нарушения, использовались некачественные материалы. Из-за коррозии арматуры мост начал разрушаться. В течение трех лет поезда проезжали станцию без остановки, в 1986 году их пустили в обход по временным мостам.

1 августа 1990 года восточный радиус линии был продлен на две станции - промежуточную "Черкизовскую" и новую конечную "Улица Подбельского" (ныне "Бульвар Рокоссовского"). 5 ноября того же года прошло переименование линий и станций метро. Кировско-Фрунзенская линия стала Сокольнической, расположенная на красной линии станция "Кировская" получила название "Чистые пруды", "Дзержинская" стала "Лубянкой", "Проспект Маркса" - "Охотным Рядом".

14 декабря 2002 года после полной реконструкции метромоста была заново открыта станция "Воробьевы горы" (переименована из "Ленинских гор"). 23 декабря 2022 года поблизости была восстановлена эскалаторная галерея, ведущая к станции от улицы Косыгина.

29 марта 2010 года на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" произошел теракт - смертницы взорвали в поездах бомбы. Погиб 41 человек, еще 88 получили ранения.

8 декабря 2014 года новой юго-западной конечной стала станция "Тропарёво".

18 января 2016 года линия снова была продлена на юго-запад - открылась станция "Румянцево", а 15 февраля того же года на этом же радиусе приняла пассажиров конечная "Саларьево". Она стала 200-й станцией столичного метро.

20 июня 2019 года линию продлили в Новомосковский административный округ (Новая Москва): открылся новый юго-западный участок протяженностью 9,3 км с четырьмя станциями - "Филатов луг", "Прокшино", "Ольховая" и "Коммунарка" (ранее территория Московской обл., присоединенная к столице в 2011 году).

5 июля 2024 года "Коммунарка" была переименована в "Новомосковскую".

5 сентября 2024 года линия была продлена на 2,1 км на юг до новой конечной "Потапово".

Характеристики, перспективы

По состоянию на 5 сентября 2024 года протяженность Сокольнической линии составляет 45,4 км и 27 станций (с учетом "Потапово").

Одной из самых протяженных линий столичного метрополитена - наряду с Большой кольцевой (57,5 км), Арбатско-Покровской (45,1 км) и открывающейся в 2024 г. Троицкой (43,4 км).

Конечные станции - "Бульвар Рокоссовского" на востоке и "Потапово" на юге. В основном линия подземного заложения, наземные участки - Преображенский метромост, крытый Черкизовский метромост, крытый участок "Саларьево" - "Коммунарка", эстакадная станция "Воробьевы горы" (Лужнецкий метромост). Наземные станции - "Филатов Луг", "Прокшино" и "Потапово".

Сокольническая линия имеет 12 пересадок на другие линии метро, 3 - на Московское центральное кольцо и 3 - на Московские центральные диаметры. Станция "Комсомольская" расположена на одноименной площади с тремя железнодорожными вокзалами - Ленинградским, Казанским и Ярославским.

В 1935-1936 годах на линии эксплуатировались четырехвагонные составы, в 1936-1954 - шестивагонные, в 1954-2018 - семивагонные, с 2018 г. - частично используются восьмивагонные. В разные годы на линии в эксплуатации находилось большинство типов вагонов столичного метро - от А до "Русича" и "Москвы".

Линия обслуживается электродепо "Северное" (с 1935 года) и "Черкизово" (с 1990 года). Рядом со станцией "Новомосковская" в настоящее время ведется строительство электродепо "Столбово" (ввод в эксплуатацию запланирован в 2025 году).

В конце 2024 года ожидается открытие пересадки с "Новомосковской" на одноименную станцию новой Троицкой линии.