ТАСС-ДОСЬЕ. 1 февраля 1943 г. Государственный комитет обороны (ГКО) СССР принял постановление о сборе трофейного имущества и обеспечении его хранения, которым регламентировалось создание так называемых "трофейных бригад". С февраля 1945 г. при ГКО был создан особый комитет, который руководил изъятием и вывозом в СССР брошенных культурных ценностей на территории Германии, чтобы "сохранить их от порчи, разрушения или расхищения" (значительная часть собраний немецких музеев были спрятаны в каменоломнях, в банковских хранилищах). В июне 1945 г. председатель ГКО Иосиф Сталин подписал постановление о вывозе культурных ценностей с территории Германии в СССР. Коллекции было решено переместить на хранение или на экспонирование в советские музеи в качестве репараций и компенсаций за утраты из советских музеев во время немецкой оккупации.
Статистика об общем объеме вывезенных в СССР культурных ценностей не публиковалась.
Среди наиболее значимых коллекций, вывезенных из Германии в 1945-1952 гг. - собрание Галереи старых мастеров в Дрездене, Бременского Кунстхалле (так называемая Балдинская коллекция), потсдамского дворца Сан-Суси, Вартбургской оружейной палаты, а также Пергамский алтарь, клад Приама (золото Шлимана), Эберсвальдский клад и др.
В 1945-1955 гг. большая часть "трофейного искусства" публично не экспонировалась, наиболее ценные образцы хранились в музейных запасниках, за исключением Пергамского алтаря, который в 1954 г. был размещен в специальном зале в ленинградском Эрмитаже.
30 марта 1955 г. Совет министров СССР по решению первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева объявил о возвращении Германской Демократической Республике первой части вывезенных ценностей - Галереи старых мастеров в Дрездене. В ее составе было 1 тыс. 240 картин, в том числе "Сикстинская мадонна" Рафаэля, "Динарий кесаря" Тициана, полотна Дюрера, Рубенса, Рембрандта и других живописцев. В мае-августе 1955 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, где хранилась коллекция, прошла выставка 515 картин Дрезденской галереи, после этого картины экспонировались еще в нескольких музеях СССР. Передача коллекции в ГДР началась 25 августа 1955 г. Целиком коллекция вернулась в Дрезден в 1958 г. после того, как часть полотен прошли дополнительную реставрацию.
В 1958 г. в Берлин был возвращен Пергамский алтарь, при этом немецкая сторона передала Эрмитажу полный гипсовый слепок фриза алтаря, который в настоящее время экспонируется в Музее академии им. А.Л. Штиглица в Санкт- Петербурге.
В 1958-1959 гг. в ГДР были возвращены еще 1 млн 574 тыс. менее значимых музейных объектов. Впоследствии в 1963-1967 гг. состоялась еще одна реституция архивов, музейных коллекций рисунков и ботанических образцов (всего порядка 250 тыс. предметов).
9 ноября 1990 г. в Бонне был подписан договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве между СССР и ФРГ, статья 16 которого предусматривала реституцию пропавших и незаконно вывезенных культурных ценностей. В 1992-1994 гг. вопрос о возвращении наиболее значимых коллекций (клада Приама и др.) неоднократно поднимался на встречах президента РФ Бориса Ельцина и канцлера Германии Гельмута Коля. Однако против этой идеи выступали как работники российских музеев, так и значительная часть общественности. 15 апреля 1998 г. Борис Ельцин подписал закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации". Согласно закону, оставшееся в России "трофейное искусство", является собственностью РФ в качестве компенсации за ущерб, причиненный гитлеровской Германией во время Великой Отечественной войны.