2 сентября 2015, 11:05,
обновлено 13 декабря 2015, 08:23

Военно-техническое сотрудничество России и Китая. Досье

Су-27. AP Photo/ Ng Han Guan
Су-27

Взаимодействие России и Китая в этой области началось в 1990-х гг., когда Пекин приступил к крупным закупкам оружия за рубежом

ТАСС-ДОСЬЕ /Вероника Бондарева/. 14-17 декабря 2015 г. премьер-министр РФ Дмитрий Медведев посетит с официальным визитом КНР, во время которого проведет встречу с премьером Государственного совета Ли Кэцяном.

Ежегодные встречи глав правительств РФ и КНР проводятся в рамках механизма регулярных встреч руководителей правительств двух стран, который был выработан в 1996 г. во время визита президента РФ Бориса Ельцина в Китай. В ходе юбилейной, 20-й, встречи премьеры обсудят весь комплекс вопросов экономического взаимодействия, в т.ч. в военно-технической сфере.

Взаимодействие России и Китая в этой области началось в 1990-х гг., когда Пекин приступил к крупным закупкам оружия за рубежом. По экспертным оценкам, Китай наряду с Индией является одним из крупнейших импортеров российских вооружений (Индия и КНР поочередно лидируют по закупкам российской продукции оборонного назначения). На каждую из этих стран в 1994-1997 гг. приходилось примерно по 30% российского оружейного экспорта. В 2005 г. поставки российского оружия в КНР достигли самого высокого уровня (65,4 %), но с 2006 г. доля Китая в общем балансе российского военного экспорта постепенно снижалась и в 2013 г. оценивалась примерно в $1,3 млрд (12 %). Это связано с тем, что в последние годы существенно возросли возможности китайского ВПК, который наряду с собственными разработками успешно копирует многие образцы российских вооружений.

Наиболее масштабные поставки российского оружия и военной техники в КНР реализуются в области авиационной, военно-морской техники и средств ПВО.

Самолеты

В 1991-1997 гг. в КНР было поставлено 50 истребителей Су-27 (в т.ч. 38 единиц Су-27СК и 12 единиц Су-27УБК) на сумму порядка $1,7 млрд (по взаимной договоренности сторон содержание сделок, включая их стоимость, не разглашается; в СМИ приводились оценочные данные). В 2000-2001 гг. поставлено 38 многоцелевых истребителей Су-30ММК по контракту 1999 г. на сумму порядка 1,5 млрд долларов. В 2000-2002 гг. Китаю в рамках погашения госдолга РФ были поставлены 28 единиц Су-27УБК. В 2003 г. выполнен второй контракт на 38 единиц Су-30МКК. Осенью 2004 г. завершена поставка 24 единиц Су-30МК2 для китайских ВМС. В общей сложности в Китай с 1991 по 2012 г. было поставлено 178 истребителей семейства Су-27/Су-30, в том числе 38 одноместных истребителей Су-27СК, 40 двухместных учебно- боевых самолетов Су-27УБК, 76 многоцелевых истребителей Су-30МКК и 24 истребителя Су-30МК2.

Кроме того, в 1996 г. Китай приобрел лицензию на выпуск 200 истребителей Су-27СК без права реэкспорта в третьи страны. Стоимость этой сделки составила около $2,5 млрд. Сборка истребителей осуществлялась на авиастроительном заводе в Шэньяне (провинция Ляонин), построенном по российскому проекту, основное его оборудование также российского производства. К концу 2007 г. из российских машинокомплектов было собрано 105 самолетов. От оставшихся 95 комплектов для сборки Су-27СК Китай отказался, создав собственную версию этого самолета - истребитель Shenyang J-11 ("Шэньян Джей-11"). С учетом собранных по лицензии 105 Су-27СК, общее количество истребителей марки "Су" в Китае составляет 283 машины. Россия поставляла в КНР запчасти и вооружение к самолетам и предоставляла помощь по обслуживанию и ремонту авиатехники.

В 1993 г. Россия экспортировала в Китай десять военно- транспортных самолетов Ил-76М. В 2005 г. был подписан контракт на покупку еще 34 самолетов Ил-76 и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 общей стоимостью порядка $1,5 млрд. Заказ не был выполнен из-за проблем с изготовлением самолетов на Ташкентском авиационном производственном объединении (ныне - Ташкентский механический завод, Узбекистан), стороны вели переговоры о пересмотре условий сделки.

В конце 2011 г. Россия и Китай договорились о поставках трех бывших в эксплуатации самолетов Ил-76МД, в 2012 г. число машин было увеличено до десяти. Они приобретались "Рособоронэкспортом" в России и модернизировались в Белоруссии.

Рассматривается предложение российской стороны по поставке КНР самолетов-амфибий Бе-200.

Авиадвигатели

Наиболее крупные недавние программы касаются поставок авиационных двигателей.

В 2005-2010 гг. "Рособоронэкспорт" заключил с КНР контракт стоимостью $238 млн на поставку 100 двигателей РД-93 (экспортная версия РД-33) для истребителей FC-1/JF-17 Thunder (китайско-пакистанского производства), запчастей к ним и проведение техобслуживания.

В 2009-2010 г. Россия экспортировала в Китай еще 43 двигателя РД-93, а в 2014 г. заключила контракт на поставку до конца 2016 г. следующих 100 двигателей РД-93, их техническое обслуживание и ремонт.

Кроме того, Московский машиностроительный завод им. Чернышева, входящий в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), и китайская CATIC (China National Aero-Technology Import and Export Corporation) подписали соглашение по модернизации двигателя РД-93.

В 2009-2011 гг. ОАО "НПО "Сатурн" реализовало контракт на поставку КНР 55 авиационных двигателей Д-30КП-2 (для Ил-76, бомбардировщиков H-6 и транспортника Y-20). В 2012-2015 гг. по контракту, подписанному в 2011 г., "НПО "Сатурн" поставил в Китай 184 двигателя Д-30КП-2. Сумма этого заказа - более $500 млн.

В 2011 г. Китай приобрел 150 двигателей АЛ-31Ф (используются на истребителях Су-27 и на китайских J-11) и 123 двигателя АЛ-31ФН (для оснащения китайских самолетов J-10).

В 2012 г. Пекин и Москва подписали крупный контракт на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф. Сумма сделки составила $700 млн (по др. данным, $1 млрд.). По оценке "Рособоронэкспорта", в 2012 г. авиадвигатели составляли около 90 % российского экспорта в Китай.

19 ноября 2015 г. государственная корпорация "Ростех" объявила о заключении контракта на поставку в Китай 24-х истребителей Су-35. КНР стал первым иностранным покупателем этих самолетов. Об интересе Китая к Су-35 сообщалось еще во время разработки самолета во второй половине 2000-х гг. Сумма сделки оценивается не менее чем в $2 млрд.

Военно-морская техника

Во второй половине 1990-х гг. Китай получил две дизель- электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 877 ЭКМ. В 1997-1998 гг. Россия поставила КНР две ДЭПЛ проекта 636 ("Варшавянка"; по кодификации НАТО - Improved Kilo, "Кило"; экспортный вариант проекта 877).

В мае 2002 г. "Рособоронэкспорт" заключил контракт на поставку для ВМС КНР восьми ДЭПЛ проекта 636 "Кило", оснащенных ракетными комплексами "Клаб-С" (стоимость - около 1,5 млрд долларов). Последняя, восьмая, ДЭПЛ была поставлена в 2006 г.

В 1999-2000 гг. Китай получил два эсминца проекта 956 класса "Современный" со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами 3М-80 Е "Москит". Стоимость сделки по эсминцам, по оценкам специалистов, составила примерно 800 млн долларов, стоимость 48 ракет - около 100 млн долларов. По второму контракту в 2005-2006 гг. китайским ВМС были переданы еще два эсминца усовершенствованного проекта 965ЭМ.

Тогда же для этих эсминцев Китаем были закуплены четыре палубных противолодочных вертолета Ка-28, а в 2009-2011 гг. еще девять вертолетов Ка-28 и девять вертолетов радиолокационного дозора Ка-31.

В 2013 г. "Рособоронэкспорт" подписал рамочный контракт с китайской стороной о совместном проектировании и строительстве четырех дизель-электрических подлодок "Амур-1650" (экспортный вариант проекта 677 "Лада").

Предполагается, что две из них будут строиться в России, а две в Китае. Ожидается, что твердый контракт предположительной стоимостью 2 млрд долларов будет подписан в ближайшее время.

Системы ПВО

Первые поставки российских систем ПВО в Китай были осуществлены в 1993 г. Тогда КНР получила зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-300ПМУ в составе двух зенитных ракетных дивизионов.

В 1994 г. был подписан второй контракт, согласно которому в 1996 г. вооруженные силы Китая получили ЗРК С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов, а в 2001 г. - третий контракт на поставку С-300ПМУ-1 в составе четырех ракетных дивизионов (выполнен в 2004 г.).

В 1997-2001 гг. в КНР было поставлено 35 ЗРК "Тор-М1", в 2002-2003 гг. - два корабельных комплекса ПВО С-300ФМ "Риф-М". В 2007 г. Россия подписала контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300ПМУ2 "Фаворит" и четырех систем управления СУ 83М6Е2 (реализован в 2010 г.).

В сентябре 2014 г. был заключен контракт на приобретение шести дивизионов зенитных ракетных комплексов большой дальности С-400 "Триумф" на сумму более 3 млрд долларов.

Другие виды вооружений

Кроме того, в разные годы в КНР были поставлены реактивная система залпового огня "Смерч", противотанковые ракетные комплексы "Метис" и "Конкурс" и другое вооружение. В 1997 г. Китай приобрел лицензию на производство управляемых снарядов "Краснополь-М".

В 2011 г. российская Военно-промышленная компания направила в КНР 25 машинокомплектов бронеавтомобиля "Тигр" для сборки на территории этой страны, затем Китай получил еще 25 "Тигров" и заключил контракт на поставку еще 10 машин.

Обучение военных специалистов

Военно-техническое сотрудничество между Китаем и Россией не ограничивается только поставками вооружений. Согласно подписанному в июне 1999 г. соглашению, в российских вузах ведется подготовка как командных, так и военно-технических кадров для китайской армии.