Северный морской путь (СМП) - судоходный маршрут, главная морская коммуникация в российской Арктике. До начала XX в. назывался Северо-Восточный проход. В официальных российских документах именуется "исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией РФ".
Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина СМП от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения – 5600 км.
Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток – от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП - 14 тыс. 280 км, а через Суэцкий канал – 23 тыс. 200 км. Продолжительность навигации 2–4 месяца, как правило, с помощью ледоколов, что нередко позволяет удлинить этот период.
Принято считать, что первым идею использования Северо-Восточного прохода для морского сообщения высказал русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 г. Предшественником Северного морского пути был Мангазейский морской ход - маршрут от устья р. Северная Двина до Тазовской губы в устье р. Оби, который активно использовался русскими купцами в XVI-XVII вв.
Исследование последнего участка Северо-Восточного прохода вдоль Чукотки до Тихого океана связано с именем Семена Дежнева, который в 1648 г. открыл пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив).
В 1878–1879 гг. состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная правительством Швеции, а также шведскими и русскими предпринимателями.
Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан. В 1913–1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого совершила первое в истории плавание СМП из Владивостока в Архангельск.
В 1932 г. при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому поручалось народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по СМП. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода "Сибиряков", который впервые в истории прошел СМП за одну навигацию (65 дней).
Со второй половины ХХ в. через Северный морской путь стало осуществляться снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости населенных пунктов Крайнего Севера и Дальнего Востока.
С 1954 г. Главсевморпути входило в состав Министерства морского флота СССР, в 1970 г. была учреждена самостоятельная Администрация СМП при Министерстве морского флота. В 1991 г. Северный морской путь был открыт для международного судоходства.
28 июля 2012 г. президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" (вступил в силу 24 января 2013 г.). Согласно этому документу, были законодательно закреплены границы СМП, ледокольная и лоцманская проводка судов по нему отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Распоряжением правительства РФ от 15 марта 2013 г. для управления СМП было создано Федеральное государственное казенное учреждение "Администрация Северного морского пути", подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта Министерство транспорта РФ.
В функции администрации входит выдача разрешений на плавание судов в акватории СМП, мониторинг и предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке на СМП, содействие в проведении поисковых и спасательных работ и др. С апреля 2013 г. должность руководителя Администрации Северного морского пути занимает Александр Ольшевский. В 2014 г., по данным Администрации СМП, объем грузов, перевезенных по Севморпути, составил 3,7 млн т.