20 февраля, 04:00
Статья

"Звезда мировой и российской дипломатии": кем был Виталий Чуркин

Виталий Чуркин. Валерий Шарифулин/ ТАСС
Виталий Чуркин

20 февраля 2017 года, за день до своего 65-летия, умер Виталий Чуркин. С 8 апреля 2006 года вплоть до своей смерти он занимал пост постоянного представителя России при ООН. О том, кем он был и что о нем говорили друзья и недруги, — в материале ТАСС.

Уход Чуркина из жизни стал потерей для всей страны. Президент РФ Владимир Путин называл его "одним из самых видных дипломатов", профессионалом высочайшего уровня, человеком глубокого интеллекта, исключительной энергии, обаяния и тонкого чувства юмора, который заслужил искреннее уважение коллег. "На протяжении более чем десяти лет, порой в крайне напряженных условиях, он твердо и последовательно отстаивал российскую позицию по важнейшим международным вопросам, что требовало неимоверных усилий и полной самоотдачи. Но как бы трудно ни приходилось, он блестяще решал поставленные задачи и не знал поражений", — отмечал глава российского государства.

Глава МИД РФ Сергей Лавров говорил, что с Чуркиным они проделали жизненный путь вместе. В 1994 году Лавров посвятил ему стихотворение, в котором отметил его дипломатический талант: "Ни угрозы и ни ультиматум не сломили движенье вперед, аплодирует мир дипломату, по заслугам хвалу воздает".

Мечта стать дипломатом

В 1969 году Виталий Чуркин поступил в МГИМО МИД СССР (ныне МГИМО МИД России), мечтая о карьере дипломата. Его распределили в группу изучения монгольского языка, что, по его собственному признанию, нельзя было назвать престижным. Возможности перевестись у него не было.

Как писал Чуркин в своих мемуарах "Трудности перевода", которые были опубликованы уже после его смерти, интерес к дипломатии ему привил учитель истории еще в седьмом классе. Однако Виталий сначала "сопротивлялся", даже перевелся на время в математическую школу. Но стремление стать дипломатом оказалось сильнее.

Несмотря на высокую нагрузку, в МГИМО он добился разрешения изучать английский язык наряду с монгольским — хотел стать американистом. Иногда занятия длились с 8:30 до 19:40 без перерыва на обед. В детстве Чуркин брал частные уроки у преподавательницы, которая выросла в Нью-Йорке, что позволило ему достичь высокого уровня владения языком. Спустя годы коллеги-дипломаты в ООН отмечали его красноречие, сравнивая его высказывания на английском с прозой А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

Официальное лицо МИД

После окончания МГИМО в 1974 году Виталий Чуркин начал работу в отделе переводов МИД СССР. В 22 года он был переводчиком генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, председателя Президиума Верховного Совета Николая Подгорного и председателя Совета министров Алексея Косыгина на переговорах с зарубежными партнерами. Он также участвовал в советско-американских переговорах по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-2) в Женеве.

Чуркин начал дипломатическую карьеру как переводчик, а впоследствии стал официальным представителем МИД СССР и России: занимал должность пресс-секретаря министра иностранных дел СССР Эдуарда Шеварднадзе и возглавлял Управление информации МИД.

Чуркин первым в истории внешнеполитического ведомства ввел практику открытых неформальных брифингов для иностранных журналистов, что отличалось от прежних традиций.

Советский дипломат в Конгрессе США

В мае 1986 года, после аварии на Чернобыльской АЭС, Виталий Чуркин, тогда второй секретарь посольства СССР в Вашингтоне, выступил на слушаниях одного из подкомитетов Конгресса США. Это событие стало первым случаем, когда советский дипломат выступил перед американскими законодателями. Именно тогда впервые фамилия Чуркина прозвучала на весь мир.

На слушаниях молодой советский дипломат продемонстрировал свободное владение английским языком, умение вести диалог и отвечать на язвительные вопросы. Когда конгрессмен Рон Уайден спросил его: "Можете ли вы сказать мне, с точки зрения непрофессионала, что случилось, почему это случилось?", Чуркин ответил: "Можете ли вы сказать мне, с той же самой непрофессиональной точки зрения, почему и как произошло крушение [в 1986 году американского космического шаттла] "Челленджер"? Никто не думал, что это может случиться".

Представитель президента РФ по Югославии

Виталий Чуркин внес большой личный вклад в урегулирование конфликта в бывшей Югославии. С июня 1992 по октябрь 1994 года он занимал пост заместителя министра иностранных дел России и был специальным представителем президента на мирных переговорах по Югославии. Он вел сложные переговоры между участниками боснийского конфликта и западными странами, часто рискуя жизнью, пересекая линию фронта, чтобы услышать позиции всех сторон.

Чуркин сыграл ключевую роль в заключении соглашения, которое остановило авиаудары НАТО и способствовало снятию осады Сараева. Его усилия также привели к включению российского батальона в региональный контингент ООН. В значительной степени благодаря его дипломатическим усилиям в Боснии и Герцеговине удалось достичь мира и стабильности.

В последующие годы Чуркин занимал посты посла РФ в Бельгии и представителя России в НАТО, возглавлял российскую дипмиссию в Канаде. Перед работой во главе диппредставительства в ООН председательствовал в Арктическом совете. В апреле 2006 года указом президента России Владимира Путина назначен постоянным представителем России при ООН.

Самый знаменитый постпред

Виталий Чуркин привлекал внимание СМИ и заслуживал уважение коллег-дипломатов умением твердо и последовательно отстаивать интересы своей страны. Делал он это красноречиво. В августе 2008 года, во время вооруженного конфликта в Южной Осетии, он активно противостоял антироссийской кампании в западной прессе. На заседаниях Совета Безопасности ООН дипломат подчеркивал, что Россия неоднократно предупреждала международное сообщество об обострении ситуации в регионе и действовала в рамках международного права, а присутствие российских миротворцев в Южной Осетии полностью законно. После "арабской весны" 2011 года Чуркин неоднократно подтверждал приверженность России миру и стабильности на Ближнем Востоке. Но его главным делом на посту постпреда стала защита интересов России в контексте обострившегося конфликта на Украине.

15 марта 2014 года Чуркин наложил вето от имени России на проект резолюции по Украине, который предусматривал признание референдума в Крыму незаконным. Это вызвало бурную реакцию представителя США при ООН Саманты Пауэр, которая заявила, что "Крым есть и будет украинским". В разгар напряженного обмена репликами Виталий Иванович, сохраняя хладнокровие, мягко взял ее за локоть, отодвинул и попросил "не плеваться".

18 февраля 2015 года, после принятия резолюции в поддержку "Минска-2", в Совбезе ООН разгорелась напряженная дискуссия между представителями России, Украины и Литвы. Острая полемика вынудила Чуркина обратиться к председателю заседания с просьбой: "Господин председатель, уймите членов Совета Безопасности, они продолжают меня провоцировать".

14 декабря 2016 года Чуркин жестко отреагировал на морализаторство своей американской коллеги Саманты Пауэр, попытавшейся на заседании Совета Безопасности пристыдить сирийские власти и Россию за якобы совершаемые в Алеппо преступления. Взяв слово, российский дипломат указал ей, что она не "мать Тереза" и представляет США — страну с сомнительным "послужным списком".

Жесткий ответ

В октябре 2016 года заместитель генерального секретаря ООН Стивен О'Брайен, цитируя шотландского поэта Роберта Бернса, обвинил российские и сирийские войска в неизбирательных бомбардировках Восточного Алеппо в Сирии. Чуркин жестко раскритиковал его заявление, отметив отсутствие доказательств. "Если бы нам нужна была проповедь, мы пошли бы в церковь. Если бы мы хотели слушать стихи, мы пошли бы в театр. От ооновцев ждешь объективного анализа", — подчеркнул он, призвав докладывать реальное положение вещей.

2 февраля 2017 года на заседании Совбеза постпред США при ООН Никки Хейли затронула вопрос антироссийских санкций, введенных после воссоединения Крыма с Россией. В ответ Виталий Иванович подчеркнул: "В этой связи нельзя не вспомнить, что в Конституции Соединенных Штатов прозвучали такие замечательные исторические слова: "Мы, народ". Народ Крыма вполне определенно выразил свою волю на референдуме".

Чуркин жестко отреагировал на высказывания постпреда Великобритании при ООН Мэттью Райкрофта, который обвинил Россию в причастности к разжиганию конфликта на Украине. Чуркин предложил Райкрофту "вернуть Мальвинские острова, Гибралтар, аннексированную часть Кипра, архипелаг Чагос в Индийском океане, который Британия превратила в огромную военную базу". "Тогда ваша совесть, может быть, будет чуть более чиста, и вы сможете рассуждать на другие темы", — сказал российский постпред.

Спасибо за русское "нет"

Виталий Чуркин получил не только всероссийское, но и всемирное признание. В ноябре 2017 года в Сараеве состоялось открытие памятника ему. У входа в Музей современной истории Республики Сербской в Восточном Сараеве была установлена черная мраморная плита с портретом дипломата и выбитой золотом надписью: "Виталий Иванович Чуркин (1952–2017). Спасибо за русское "нет".

Эпитафия на памятнике напоминает о 8 июля 2015 года, когда страны Запада попытались провести в СБ ООН резолюцию, обвиняющую сербов в геноциде в Сребренице. Чуркин, хорошо знавший боснийскую проблематику, призвал не поддерживать проект, назвав его контрпродуктивным и угрожающим стабильности на Балканах. Однако резолюция все же была вынесена на голосование, и Чуркин наложил вето.

Не боялся совершать смелые поступки

"Он и сам был человек легкий, думал и говорил живо, с юмором, порой с самоиронией. Жил в стремительном темпе, не боялся брать ответственность на себя. Отличался огромной порядочностью и преданностью. От рождения ему дано было многое: ум, смелость, харизма, обаятельная внешность. Уже в молодые годы проявлялся его сильный характер, упорство в достижении цели — и в школе, и когда он был спортсменом-конькобежцем, и, конечно, в работе. Никогда не боялся высказывать свое мнение, плыть против течения. В любой ситуации Виталий умел совершать смелые поступки, руководствуясь чувством справедливости, обладал профессиональной интуицией, вырастающей из огромного опыта и знаний", — пишет в послесловии к мемуарам Чуркина его жена Ирина.

Фигура номер один

Чуркин был звездой международной дипломатии, которого ценили даже недруги, отмечал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Чижов. "Вы знаете, когда я услышал новость [о кончине], я был настолько шокирован, что даже не мог себе представить такое. Cкорбит весь мир, потому что он был звездой не только российской, но международной дипломатии. У него было много недругов, конечно, как у каждого из нас, но и недруги его ценили его", — сказал он. Как указывал Чижов, "это огромная потеря, и та память, которая останется, я уверен, и у нас, и у наших коллег по всему миру — это будет такой нерукотворный памятник Виталию Ивановичу".

Чуркин был фигурой номер один среди всех российских постпредов, отмечал бывший постпред РФ при международных организациях в Вене, а ныне глава Контртеррористического управления ООН Владимир Воронков.

Виталий Чуркин выполнял миссию глобального масштаба и глобальной ответственности, которой абсолютно соответствовал по профессиональным и человеческим качествам, отмечал заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев. "Через душу и через сердце, не щадя ни времени, ни здоровья, последние годы он без преувеличения был на линии фронта, на самой передовой, первым принимая на себя удары, направленные против России, но не пропуская ни один из них", — сказал он.

"Чуркин был как скала, о которую разбиваются попытки наших врагов подорвать то, что составляет славу России", — отмечал в беседе с ТАСС заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. По его словам, Чуркин "не просто держал удар, а олицетворял собой, своей волей, своей энергией, своими знаниями, своим интеллектом все лучшее, что десятилетиями копилось и воплощалось в российской внешней политике, символизировал непреклонную веру в правоту нашего дела, наших убеждений".

Его ценили даже недруги

Даже соперники Чуркина отмечали его профессионализм. На тот момент постпред США при ООН Саманта Пауэр назвала его "маэстро дипломатии", "глубоко неравнодушным человеком, делавшим все для преодоления разногласий между Россией и США".

Бывший постпред Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт называл Чуркина "выдающимся дипломатом и удивительным человеком", а экс-постпред Франции при всемирной организации Франсуа Делаттр говорил, что Чуркин был одним из самых талантливых дипломатов, которых он когда-либо встречал.

Экс-постпред США при ООН и помощник президента Барака Обамы по национальной безопасности Сьюзан Райс отмечала, что Чуркин был для нее другом, несмотря на противоречия между ними.

Орден Мужества

Более десяти лет Виталий Чуркин отстаивал интересы России в ООН, на "переднем крае" дипломатической борьбы. Свою жизнь он посвятил служению Родине. Чуркин всегда с поднятой головой выходил из самых сложных и напряженных ситуаций.

За преданность делу, стойкость и высочайший профессионализм на посту постоянного представителя России при ООН указом президента РФ Чуркин был посмертно удостоен ордена Мужества. 

LiveInternet