Что известно об отношениях России и Китая

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 мая 2025 года состоится встреча президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина, который прибыл в Москву с официальным визитом и примет участие в мероприятиях, приуроченных к 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Это 11-й визит Си Цзиньпина в РФ в качестве главы КНР.
ТАСС подготовил материал о взаимодействии двух стран на современном этапе.
Политические отношения
КНР признала Россию в качестве правопреемницы СССР 27 декабря 1991 года. Во время первого официального визита президента РФ Бориса Ельцина в КНР в декабре 1992 года была подписана Декларация об основах взаимоотношений. В сентябре 1994 года в ходе визита в Москву председателя КНР Цзян Цзэминя было сделано заявление о взаимном ненацеливании стратегических ядерных ракет. Затем встречи российских и китайских руководителей стали носить регулярный характер. Борис Ельцин приезжал в Китай еще три, а Цзян Цзэминь четыре раза. Затем 3 визита в КНР совершил президент Дмитрий Медведев, 17 - Владимир Путин. Шесть визитов нанес председатель КНР Ху Цзиньтао. Си Цзиньпин, возглавивший страну в 2013 году, совершил 10 визитов в Россию. Последний раз он приезжал в РФ в октябре 2024 года для участия в саммите БРИКС в Казани и провел отдельные переговоры с президентом РФ, где обсуждались вопросы двусторонних отношений. С учетом взаимных визитов и переговоров на полях международных форумов Си Цзиньпин и Владимир Путин провели не менее 40 встреч.
Также каждый год (с 1996 года) проходят переговоры глав правительств (в рамках механизма регулярных встреч) и вице-премьеров, повестка которых охватывает весь комплекс сотрудничества двух стран. Поддерживаются контакты на уровне министров иностранных дел.
Отношения двух стран строятся на основе подписанного в 2001 года базового Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (вступил в силу 28 февраля 2002 года, заменил Декларацию об основах взаимоотношений от 1992 года). Он закреплял взаимные обязательства сторон о неприменении первыми друг против друга ядерного оружия и о взаимном ненацеливании ракет. Стороны обязались оказывать взаимную поддержку по вопросам "защиты государственного единства и территориальной целостности друг друга". В этом документе РФ подчеркнула свою позицию по тайванской проблеме -- Россия считает, что Тайвань является неотъемлемой частью Китая, а правительство КНР "единственным законным правительством, представляющим весь Китай" (28 июня 2021 года документ был автоматически продлен на пять лет).
В 2019 году в совместном заявлении лидеров двух стран (по итогам визита Си Цзиньпина в РФ в июне 2019 года) стороны определили современные российско-китайские отношения как "отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающие в новую эпоху".
В марте 2023 года руководителями РФ и КНР было сделано совместное заявление об углублении стратегического партнерства двух стран (в хода визита Си Цзиньпина в Москву). В нем было подчеркнуто, что Россия и Китай выступают против практики какого-либо государства или группы государств добиваться преимуществ в военной, политической и других областях в ущерб законным интересам безопасности других стран. В ходе государственного визита Владимира Путина в КНР в мае 2024 года было подписано совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства, в котором было отмечено, что российско-китайские отношения, "демонстрируя прочность и стабильность, переживают наилучший период в своей истории".
РФ и КНР придерживаются схожих или близких позиций в решении большей части международных проблем. В 2003 году они осудили ввод США войск в Ирак без согласия Совета Безопасности (СБ) ООН. Стремясь к денуклеаризации и установлению мира на Корейском полуострове, в 2003-2007 годах они были участниками шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР. В 2015 году в составе группы международных посредников РФ и КНР заключили соглашение с Ираном, предусматривавшее постепенную отмену санкций в обмен на обязательства Тегерана обеспечить мирный характер ядерной программы и поставить ее под международный контроль. В 2011-2019 годах вместе с Россией Китай семь раз применил вето по резолюциям в отношении Сирии. Обе страны тесно сотрудничают на площадках Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС.
С 2014 года китайская делегация, как правило, воздерживается при голосовании по антироссийским резолюциям в Генеральной Ассамблее ООН. В ноябре 2022 года Китай высказался против резолюции о создании международного реестра ущерба, предположительно, причиненного Россией Украине. КНР официально не признает принадлежность Крыма России.
Экономические отношения
По данным Главного таможенного управления КНР, с 2013 по 2023 годы торговый оборот между Россией и Китаем вырос с $89,2 млрд до $240,11 млрд, в 2024 году увеличился на 1,9% и в очередной раз достиг рекордной отметки -- $244,81 млрд. Импорт товаров из РФ в Китай за 12 месяцев составил $129,32 млрд, экспорт из КНР в Россию - $115,49 млрд. Основная часть российского экспорта приходится на энергоносители - нефть, природный газ и уголь, среди других важных направлений поставок из РФ в КНР - металлы, древесина, морепродукты и сельскохозяйственная продукция. Китай экспортирует в РФ автомобили, тракторы, компьютеры, смартфоны, промышленное и специализированное оборудование, игрушки, обувь, кондиционеры, компьютеры.
В последние годы в сотрудничестве двух стран были реализованы такие крупные проекты, как прокладка ответвления газопровода "Сила Сибири" к границам Китая (восточный маршрут), сооружение четырех энергоблоков Тяньваньской АЭС, строительство автомобильного и железнодорожного мостов через Амур.
В 2024 году, по данным Минэкономразвития РФ, Россия и Китай участвовали в работе над 86 крупномасштабными проектами, объем инвестиций в которые оценивался в 18 трлн рублей. Они затрагивали сферы сырьевой отрасли и газохимии, сельского хозяйства и автомобилестроения, производства бытовой техники, строительства транспортной и логистической инфраструктуры. Более 95% расчетов между странами осуществляется в национальных валютах, несмотря на сложности в их проведении, связанные с отказом некоторых китайских банков принимать платежи из РФ, чтобы не подпасть под вторичные санкции со стороны США.


