История конфликта вокруг иранской ядерной программы между США и Ираном

Спецпосланник президента США Стивен Уиткофф и глава МИД Ирана Аббас Арагчи
Встреча делегаций стран пройдет 12 апреля 2025 года в Омане

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля 2025 года в Омане состоится встреча делегаций США и Ирана, посвященная обсуждению иранской ядерной программы. Американскую сторону возглавит спецпосланник президента США Стивен Уиткофф, иранскую - глава внешнеполитического ведомства Аббас Арагчи. По заявлениям иранской стороны, переговоры будут вестись не напрямую, а при посредничестве Омана. Со своей стороны руководитель пресс-службы Госдепартамента Тэмми Брюс заявила, что предстоящее мероприятие можно охарактеризовать как встречу, а не переговоры.

ТАСС подготовила материал о разногласиях Ирана и США по ядерной проблематике.

Сотрудничество США и Ирана в ядерной сфере в 1950-1970-е годы

Иран приступил к ядерным разработкам в период правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, получив поддержку США. Сотрудничество велось в рамках программы администрации президента Дуайта Эйзенхауэра "Атом ради мира" (1953-1961), открывшей доступ к ядерным исследованиям странам, ранее не обладавшим ядерными технологиями. В 1958 году Иран стал членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), и уже на следующий год американцы передали ядерному исследовательскому центру Тегеранского университета реактор малой мощности. В 1974 году Тегеран, ранее присоединившийся к Договору о нераспространении ядерного оружия (ратифицировал в 1970 году), принял план развития ядерной энергетики, предполагавший сооружение 23 ядерных реакторов общей мощностью более 20 ГВт, а также создание замкнутого ядерного топливного цикла. Строительство первых энергоблоков в Иране вели западные специалисты, в том числе американские.

Разрыв дипотношений в 1980 году, сворачивание ядерной программы

После Исламской революции в 1979 году (свержение шахского режима и установление Исламской республики Иран, ИРИ) американо-иранские отношения резко ухудшились. В 1980 году Вашингтон разорвал дипотношения с Тегераном (до настоящего времени не восстановлены) и ввел против него односторонние санкции, американские специалисты покинули Иран. В те годы Тегеран остановил реализацию ядерной программы (руководитель ИРИ аятолла Рухолла Хомейни считал ее "антиисламским явлением"). Она была возобновлена в конце 1980-х годов, когда основными партнерами ИРИ в ядерной сфере стали Россия и Китай.

Переговорный процесс в 2000-х годах

После того как в 2004 году в Иране были обнаружены не учтенные МАГАТЭ центрифуги для обогащения урана, первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитедж заявил, что Иран стремится создать атомную бомбу и его "пора привлечь к ответственности". Тегеран отверг обвинения в военных разработках, расценив их как попытку Вашингтона "отвлечь внимание от программ Израиля по производству ядерного оружия". В дальнейшем США отказались от участия в переговорах с Ираном. Переговоры начали Франция, Германия, Великобритания ("евротройка"), но они не дали положительных результатов. Кроме того, после избрания в 2005 году президентом (глава исполнительной власти, второе лицо в Иране после руководителя) консервативного антизападного политика Махмуда Ахмадинежада иранская сторона заявила о праве на создание полного ядерного цикла, включая процесс обогащения урана. В декабре 2005 года администрация Джорджа Буша (мл.) ввела санкции против банков, компаний и физических лиц, связанных с атомной и оружейной промышленностью Ирана.

В 2006 году США присоединились к многосторонним переговорам с Ираном, образовав вместе с "евротройкой", Россией и Китаем "шестерку" посредников. Вашингтон продолжал настаивать на полном прекращении Ираном деятельности по обогащению урана под угрозой ужесточения санкций. В связи с этим Махмуд Ахмадинежад обвинил США в стремлении создать проблемы его стране в переговорном процессе с европейскими странами, которые предложили Тегерану за отказ от обогащения урана широкие экономические преференции, в том числе поддержку в строительстве легководных реакторов. Однако в итоге Иран отказался объявить мораторий на обогащение урана в обмен на эти предложения. Отказ иранской стороны идти на уступки способствовал передаче рассмотрения иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН. США назвали это "большим шагом вперед". В 2006-2010 годах СБ ООН принял четыре резолюции, предусматривающие введение и ужесточение санкций в отношении Ирана. В СМИ также появлялась информация о возможной военной операции США против Ирана в целях недопущения получения ИРИ ядерного оружия. Несмотря на оказываемое давление, Тегеран не прекращал развитие ядерной программы.

Заключение ядерной сделки в 2015 году

Летом 2013 года Ахмадинежада на посту президента сменил Хасан Роухани, и Иран взял курс на снижение напряженности вокруг своей ядерной программы. В июле 2015 года был разработан Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), в соответствии с которым предусматривалась постепенная отмена санкций в обмен на обязательства Тегерана обеспечить мирный характер ядерной программы и поставить ее под международный контроль. ИРИ обязалась в течение 15 лет не иметь в распоряжении более 300 кг обогащенного до 3,67% урана, не производить высокообогащенный уран и оружейный плутоний, необходимые для создания ядерного оружия, перепрофилировать ядерные объекты и использовать их исключительно в мирных целях, вывозить все отработанное ядерное топливо за пределы страны.

В январе 2016 года, после того, как Иран подтвердил выполнение обязательств по постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ, президент США Барак Обама подписал указ о смягчении санкций. В частности, были отменены ограничения, касавшиеся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний, разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями. Также ООН начала процесс отмены санкций.

Противостояние в период правления Дональда Трампа в 2017-2021 годах

Пришедший к власти в 2017 году президент Дональд Трамп назвал сделку с Ираном "одним из худших соглашений", которые когда-либо были заключены. По его мнению, СВПД позволял Ирану продолжать разработки ядерного оружия и заодно извлекать материальную пользу, а США ничего не получили взамен. Трамп возобновил политику ужесточения санкционного режима. Уже в мае и июле 2017 года были расширены санкции против ряда юридических и физических лиц, поддерживающих ракетную программу Ирана. В августе 2017 года Трамп подписал Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций, предусматривающий введение ограничений в отношении лиц, имеющих связи с иранской программой по разработке баллистических ракет.

8 мая 2018 года Дональд Трамп объявил о выходе США из СВПД, заявив, что располагает доказательствами того, что Тегеран продолжает разрабатывать ядерное оружие, и сославшись на опубликованные Израилем разведданные, демонстрирующие "историческое стремление иранского режима". После выхода из сделки США возобновили и ужесточили ограничительные меры в отношении иранской стороны. В частности, был установлен запрет на торговлю золотом, на операции с иранской валютой и госдолгом, а также на продажу долларов иранскому правительству. Под санкции попали экспортные поставки иранской нефти, сектора экономики, связанные с производством металлов, крупнейший иранский нефтехимический холдинг Persian Gulf Petrochemical Industries (на его долю приходится 40% от общего объема нефтехимического производства в Иране), а также более 30 его дочерних предприятий и филиалов.

Из-за американских санкций европейские государства практически прекратили экономические отношения с Ираном. В связи с тем что "евротройка" не предприняла мер в поддержку иранской экономики (Тегеран был готов оставаться в сделке, если ЕС компенсирует урон от американских санкций) , в частности, касающихся продажи нефти и снятия банковских санкций, 8 мая 2019 года, ровно через год после выхода из сделки США, Тегеран уведомил ее оставшихся участников о начале постепенной приостановки исполнения своих обязательств.

Переговоры о возобновлении сделки при Джо Байдене в 2021-2025 годах

Вступивший в должность президента США в январе 2021 года Джо Байден выразил готовность вернуть Вашингтон в СВПД при условии, если Иран начнет выполнять взятые на себя в рамках договоренностей обязательства. Тегеран в свою очередь заявил, что вернется к исполнению обязательств только после одновременной отмены санкций, введенных США после выхода из сделки.

В 2021 и 2022 году представители Тегерана и международной "пятерки" при координации ЕС вели переговоры о восстановлении соглашения в его первоначальном виде в Вене (Австрия) и Дохе (Катар). В августе 2022 года в ходе очередного раунда переговоров ЕС представил вариант документа по возобновлению сделки, охарактеризовав его как "последнюю попытку достичь компромисса". Содержание этого документа, как и содержание ответного послания Ирана не раскрывалось. В сентябре 2022 года госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что "Иран либо не хочет, либо не может сделать то, что необходимо для достижения соглашения" и "продолжает пытаться привнести посторонние вопросы в ход переговоров". По словам замгоссекретаря Уэнди Шерман, переговоры о восстановлении в полном виде ядерной сделки с Ираном зашли в тупик, так как Иран дал "жесткий ответ", который неприемлем для США.

В ноябре 2022 года МАГАТЭ оценило запасы обогащенного до 60% урана в Иране в 62,3 кг (для создания ядерного оружия достаточно около 50 кг урана при уровне обогащения до 90%.), что в 18 раз больше допустимого ядерной сделкой объема. По мнению экспертов в области нераспространения ядерного оружия, при условии дальнейшего обогащения этого запаса достаточно для производства одной ядерной бомбы. В том же месяце в администрации Байдена заявили, что продолжают с "глубокой обеспокоенностью" наблюдать не только за ядерной программой Тегерана, но и за развитием иранской отрасли баллистических ракет, являющейся "неотъемлемой частью постоянной угрозы, которую Иран представляет для региона". В Белом доме отметили, что не позволят Ирану "достичь потенциала для создания ядерного оружия".

Иран и США при втором сроке Дональда Трампа

С возвращением в Белый дом в 2025 году президент Трамп заявил о намерении заключить с Ираном новую ядерную сделку. 7 марта он сообщил, что направил в адрес руководителя ИРИ аятоллы Али Хаменеи послание с предложением о переговорах. Комментируя это заявление, Хаменеи подчеркнул, что его страна не будет вести диалог с США, так как, по его мнению, "некоторые недобросовестные правительства ведут переговоры не для того, чтобы решить проблемы, а для того, чтобы навязать свои собственные интересы". Руководитель ИРИ также назвал призывы Трампа к переговорам "обманом общественного мнения". Как стало известно СМИ, в письме американская сторона потребовала отказа Ирана не только от ядерной программы, но и ракетной, а также прекращения финансирования и поддержки союзных сил в регионе ("Хезболлах" в Ливане, хуситов в Йемене, проиранских группировок в Ираке). В послании отмечалось, что США готовы снять санкции и "открыть двери для сотрудничества" между странами, но в случае отказа "ответ будет решительным и быстрым".

24 марта глава МИД исламской республики Аббас Арагчи заявил, что Иран готов вести с США непрямые переговоры, так как возможность прямого диалога между Тегераном и Вашингтоном отсутствует из-за угроз и политики максимального давления. 27 марта он сообщил, что Тегеран направил при посредничестве Омана официальный ответ на письмо Трампа. По словам дипломата, в нем излагаются взгляды ИРИ на текущую ситуацию в мире, а также "полностью разобраны и прокомментированы тезисы", содержавшиеся в послании американского президента. 30 марта Дональд Трамп пригрозил беспрецедентными бомбардировками исламской республики в случае отказа от сделки. В ответ Али Хаменеи предупредил, что любая попытка Вашингтона спровоцировать беспорядки в Иране встретит решительный отпор. 

LiveInternet