ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 31 октября исполняется 15 лет со старта первой длительной экспедиции на Международную космическую станцию.
Проект МКС
Международная космическая станция (МКС; International Space Station, ISS) - совместный международный проект по разработке, созданию и эксплуатации орбитальной станции гражданского назначения. В настоящее время участниками программы являются 14 стран: Россия, США, Канада, Япония и 10 государств-членов Европейского космического агентства, ЕКА (Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция, Швейцария).
Реализация программы МКС началась с соглашения о сотрудничестве по международной космической станции гражданского назначения, которое было подписано 29 января 1998 г. в Вашингтоне правительствами 15 государств. Великобритания, подписавшая соглашение, затем вышла из проекта. Позже к программе присоединилась Бразилия, но летом 2002 г. она официально вышла из состава стран- участников. Однако на станции, по отдельному контракту с Роскосмосом, побывал первый бразильский астронавт Маркус Понтес (в марте 2006 г. в рамках 10-й экспедиции посещения).
Стоимость программы на 2010 г. оценивалась примерно в $150 млрд. В 2013 г. содержание МКС обходилось в $6-6,5 млрд в год.
Строительство и характеристики станции
Строительство станции на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 г. с вывода ее первого модуля - российского функционального грузового блока "Заря".
Сегодня в состав МКС входят 14 основных модулей. Масса станции - около 450 т, длина - 109 м, ширина - 73 м, высота - 27,4 м, объем жилых отсеков - 916 куб. м. МКС совершает полет на околоземной орбите высотой около 410 км. На ее борту реализована возможность длительной работы и комфортного пребывания экипажа численностью до 6 человек.
Корабли, обслуживающие МКС
После прекращения полетов в 2011 г. американских многоразовых кораблей типа Space Shuttle ("Спейс шаттл") основным средством для доставки и возвращения экипажей являются российские пилотируемые корабли типа "Союз" (в 2000-2002 гг. - "Союз ТМ"; в 2002-2011 гг. - "Союз ТМА"; с 2002 г. - "Союз ТМА-М"), они же выполняют роль кораблей- спасателей. Снабжение станции осуществляется с помощью автоматических "грузовиков": российских "Прогресс" (в 2000-2004 гг. - "Прогресс М1"; в 2001-2009 гг. - "Прогресс М"; с 2008 г. - "Прогресс М-М") и японских HTV ("Эйч-ти- ви"; с 2009 г.). Кроме того, грузы на МКС доставляют американские частные беспилотные корабли (по контракту с NASA): многоразовый Dragon ("Дрэгон"; с 2012 г.) и одноразовый Cygnus ("Сигнус"; с 2013 г.). В 2008-2014 гг. на МКС летали европейские грузовые корабли серии ATV ("Эй- ти-ви").
В настоящее время к станции пристыкованы российские корабли: пилотируемые "Союз ТМА-17М" (с 23 июля 2015 г.), "Союз ТМА-18М" (с 4 сентября 2015 г.) и грузовые "Прогресс М-28М" (с 5 июля 2015 г.), "Прогресс М-29М" (с 2 октября 2015 г.).
Первое посещение станции космонавтами
Первый экипаж побывал на МКС в декабре 1998 г. в рамках строительства станции. В состав экипажа американского шаттла Endeavour ("Индевор"; старт - 4 декабря, посадка - 16 декабря) входили американские астронавты Роберт Кабана (командир корабля), Фредерик Стеркоу, Джерри Росс, Нэнси Керри (жен.), Джеймс Ньюман и российский космонавт Сергей Крикалев. В ходе миссии к уже находящемуся на орбите первому блоку "Заря" (Россия) был пристыкован американский модуль Unity ("Юнити"). Непосредственно на борту будущей станции члены экипажа находились с 10 по 12 декабря - 28,5 часов.
Первая длительная экспедиция
Первая долговременная экспедиция (МКС-1) в составе 3-х человек отправилась к МКС 31 октября 2000 г. и приступила к работе на станции со 2 ноября, с тех пор МКС постоянно обитаема. В мае 2009 г. основной экипаж был увеличен до 6-ти человек.
В состав МКС-1 входили Уильям Шепард (США; командир экспедиции), Юрий Гидзенко (Россия) и Сергей Крикалев (Россия). Экипаж стартовал 31 октября 2000 г. на корабле "Союз ТМ-31", который пилотировал Юрий Гидзенко. Запуск был проведен с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Союз-У", стыковка со станцией состоялась 2 ноября.
Прибыв на МКС, космонавты осуществили расконсервацию систем служебного модуля "Звезда". Во время работы экспедиции была обеспечена стыковка станции с грузовыми кораблями "Прогресс М1-4" (ноябрь 2000 г.), "Прогресс М-44" (февраль 2001 г.) и американскими шаттлами Endeavour (декабрь 2000 г.), Atlantis ("Атлантис"; февраль 2001 г.), Discovery ("Дискавери"; март 2001 г.).
Экипажем проведены исследования по 12 различным экспериментам, в числе которых "Кардио-ОДНТ" (исследование функциональных возможностей организма человека в космическом полете), "Прогноз" (разработка метода оперативного прогноза дозовых нагрузок от космического излучения на экипаж), "Ураган" (отработка наземно-космической системы мониторинга и прогноза развития природных и техногенных катастроф), "Изгиб" (определение гравитационной обстановки на МКС, условий работы оборудования), "Плазменный кристалл" (исследование плазменно-пылевых кристаллов и жидкостей в условиях микрогравитации) и др.
На Землю члены первой экспедиции вернулись 21 марта 2001 г. на Discovery. Общее время полета составило 140 суток 23 часа 38 минут.
Статистика пилотируемых полетов
Всего на МКС побывали 220 космонавтов и астронавтов (из них 33 женщины) из 17 стран мира, отработало 44 основных (длительных) экспедиций.
На станции работали представители государств-участников программы "МКС": России и США (первый полет - в 1998 г.), Канады (1999), Японии (2000), Италии (2001), Франции (2001), Бельгии (2002), Испании (2003), Нидерландов (2004), Германии (2006), Швеции (2006). А также ЮАР (2002), Бразилии (2006), Малайзии (2007), Республики Корея (2008), Дании (2015) и Казахстана (2015; в 2001 г. на станции побывал летчик-космонавт России и Казахстана Талгат Мусабаев, но тогда он представлял на МКС Россию).
Дольше всего на МКС пребывали Михаил Тюрин (Россия) и Майкл Лопез-Алегрия (США) - 215 суток 8 часов 22 минуты (с сентября 2006 г. по апрель 2007 г.).
Экипаж, работающий на МКС в настоящее время
В настоящее время на станции находится интернациональный экипаж в составе 6-ти человек (работы ведутся по программе экспедиции МКС-45):
- Скотт Келли (США; бортинженер МКС-43/44, командир МКС-45/46); прибыл на станцию на корабле "Союз ТМА-16М" 28 марта 2015 г.;
- Михаил Корниенко (Россия; бортинженер МКС-43/44/45/46); прибыл на станцию на корабле "Союз ТМА-16М" 28 марта 2015 г.;
- Олег Кононенко (Россия; бортинженер МКС-44/45); прибыл на станцию на корабле "Союз ТМА-17М" 23 июля 2015 г.;
- Кимия Юи (Япония; бортинженер МКС-44/45); прибыл на станцию на корабле "Союз ТМА-17М" 23 июля 2015 г.;
- Челл Линдгрен (США; бортинженер МКС-44/45); прибыл на станцию на корабле "Союз ТМА-17М" 23 июля 2015 г.;
- Сергей Волков (Россия; бортинженер МКС-45/46); прибыл на станцию на корабле "Союз ТМА-18М" 4 сентября 2015 г.
Корниенко и Келли предстоит проработать на МКС в течение года - до марта 2016 г. (прежде основные экспедиции длились порядка 6 месяцев).
Срок эксплуатации станции
Первоначально планировалось, что станция завершит эксплуатацию в 2015-2016 гг. Однако 4 ноября 2014 г. в Париже на встрече стран-участниц проекта срок эксплуатации МКС был продлен до 2020 г. В январе 2015 г. NASA объявило о решении администрации президента США Барака Обамы одобрить просьбу космического ведомства о продлении работы станции до 2024 г. В июле 2015 г. продление эксплуатации МКС получило одобрение правительства России. Правительство Канады также согласилось продлить ее работу. Другие участники проекта обсуждают этот вопрос. Проведенное обследование модулей и оборудования подтверждает, что МКС может оставаться работоспособной вплоть до 2028 г.