ТАСС-ДОСЬЕ. 5 ноября 2015 г. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) объявил об отзыве сертификатов типа самолета Boeing 737. В МАК объяснили это необходимостью срочных доработок системы управления рулем высоты самолетов данного типа.
Что такое сертификат типа у самолета
В конце 1930-х гг., когда во многих странах мира развернулось серийное производство пассажирских самолетов, возникла потребность в единообразной системе по обеспечению безопасности полетов. Так появились сертификаты типа (type certificate) - это документ, подтверждающий пригодность к эксплуатации данного вида или модификации летательного аппарата, используемого в гражданской авиации. Помимо сертификатов типа существуют сертификаты безопасности двигателей, других отдельных компонентов и т. д.
Выдают эти сертификаты национальные или наднациональные органы, ответственные за авиационную безопасность. Так, для России и стран СНГ им является Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в Европейском союзе - Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA), в США - Федеральная авиационная администрация.
Выдавая сертификат типа, организация признает, что самолет данной модели отвечает действующим нормам безопасности и может быть допущен к эксплуатации перевозчиками в зоне ответственности организации. Также существуют индивидуальные сертификаты, которые выдаются на каждый конкретный самолет. В России сертификат типа выдается надгосударственным органом, МАК, а индивидуальные сертификаты - Федеральным агентством воздушного транспорта / Росавиации/ или органами авиационного надзора страны, где зарегистрирован самолет. В связи с этим может возникнуть юридическая коллизия: МАК имеет право отозвать сертификат типа у самолета, но российская авиакомпания может продолжить его эксплуатацию, т. к. получила индивидуальный сертификат у Росавиации или за рубежом. Иностранные авиакомпании могут летать в Россию на самолетах, не имеющих сертификата типа МАК.
Предыдущие случаи отзывы сертификата в России и СССР
До отзыва сертификата типа в Boeing данный механизм использовался только два раза.
12 февраля 2003 г. МАК отозвал сертификат типа у самолета Ил-86 после катастрофы 28 июля 2002 г. борта авиакомпании "Пулково" в Московской области. На борту находились только члены экипажа, погибли 14 человек. Это стало первой и единственной катастрофой данного типа самолетов. В ходе расследования причин катастрофы в МАК пришли к выводу, что Ил-86 небезопасен и не соответствует нормам летной годности из-за недостатков в конструкции. При этом эксплуатация самолетов продолжилась. Сертификат был возвращен 26 февраля после вмешательства российского правительства.
Кроме того, в 1982 г. был отозван сертификат типа у самолета Як-42: причиной послужила катастрофа Як-42 "Аэрофлота" под г. Наровля (Гомельская обл., Белорусская ССР) 28 июня 1982 г. В ней погибли 132 человека. Расследование выявило повышенный износ резьбы привода стабилизатора у самолетов этого типа, что привело к временной приостановке их эксплуатации. Она возобновилась только в 1984 г.0сау.