ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 26 января 2016 года кабинет министров Украины официально ликвидировал авиастроительный концерн "Антонов" в связи с тем, что входившие в его состав предприятия в 2015 года влились в структуру государственного концерна (ГК) "Укроборонпром".
История концерна
Основой концерна было государственное предприятие (ГП) "Антонов" - разработчик самолетов марки "Ан". Свою историю предприятие ведет от опытно-конструкторского бюро (ОКБ-153) под руководством авиаконструктора Олега Антонова (1906-1984), которое было организовано постановлением ЦК ВКП (б) и Совета Министров СССР от 31 мая 1946 года на Новосибирском авиазаводе им. В.П. Чкалова.
С 1952 года ОКБ базировалось в Киеве (Украинская ССР, ныне - Украина), в 1959 году получило полигон для испытаний и доводки самолетов в поселке Гостомель под Киевом. После смерти Олега Антонова в 1984 году бюро стало носить его имя. В 1989 году было создано авиатранспортное подразделение (ныне - украинский грузовой авиаперевозчик "Авиалинии Антонова").
В 2005 году для объединения госпредприятия "Антонов" с киевским КБ был создан одноименный концерн; в 2009 году статус филиала концерна получил Киевский авиационный завод "Авиант". В марте-июне 2015 года входившие в концерн ГП "Антонов", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и 410-й завод гражданской авиации (Киев) вошли в состав ГК "Укроборонпром".
Продукция концерна
Достижения ОКБ им. О.К. Антонова относятся к гражданской и военно-транспортной авиации. Это легкий самолет-"кукурузник" Ан-2 (первый полет - 1947 году), военный "транспортник" Ан-12 (1957), пассажирский самолет Ан-24 (1959), один из самых больших турбовинтовых самолетов в мире Ан-22 "Антей" (1965), крупный грузовой самолет Ан-124 "Руслан" и самый большой коммерческий самолет в мире - Ан-225 "Мрия" (1988), который в 1989 году использовался для транспортировки советского космического корабля многоразового использования "Буран".
После распада СССР и провозглашения Украиной независимости концерн разработал пассажирские самолеты Ан-140 (1997), Ан-148 (2004) и Ан-158 (2010), военно- транспортные самолеты Ан-70 (1994) и Ан-178 (2015).
Помимо авиатехники, предприятие в разные годы проектировало и выпускало непрофильную продукцию - спортивные автомобили "Киев-Спорт" (1959-1960); углепластиковые бобслейные бобы для олимпийских сборных СССР (1984) и Украины (1994); велосипедные рамы из углепластика; троллейбусы К12 "Киевский" (1993) и др.
Антоновские гиганты: "Руслан" и "Мрия"
Ан-124 "Руслан" - тяжелый дальний турбореактивный транспортный самолет разработки ОКБ им. О.К. Антонова. Крупнейший в мире серийный грузовой самолет (в 1982-1988 годах, до появления Ан-225 "Мрия" - крупнейший по габаритам самолет в мире). Главный конструктор - Виктор Толмачев. Первый полет совершил 24 декабря 1982 года, в эксплуатации с 1987 года. Серийно строился в 1984-2004 годах, всего выпущено 55 единиц.
Выполнен по схеме четырехмоторного широкофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом, однокилевым оперением и многоопорным шасси. Оснащен двигателями Д-18Т производства ПАО "Мотор Сич" (Запорожье, Украина). Экипаж - 8 человек, пассажировместимость - 7 (в кабине сменного экипажа) + 21 человек (в кабине обслуживающего персонала). Длина самолета - 69,1 м, высота - 21 м, размах крыла - 73,3 м. Грузоподъемность - 120 тыс. кг, максимальная взлетная масса - 392 тыс. кг. Максимальная скорость - 865 км/ч, практическая дальность с максимальным грузом - 4 тыс. 800 км, практический потолок - 11 тыс. 600 м. Эксплуатанты "Русланов" - Минобороны России (не менее 10 модернизированных единиц), российская авиакомпания "Волга-Днепр" (12 единиц), украинские "Авиалинии Антонова" (7 единиц) и грузовой авиаперевозчик Maximus Air Cargo из ОАЭ.
Ан-225 "Мрия" (укр. "мечта") - тяжелый дальний турбореактивный транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности разработки ОКБ им. О.К. Антонова. Самый крупный по габаритам и самый тяжелый грузоподъемный самолет в мире. Главный конструктор - Виктор Толмачев. Первый полет совершил 21 декабря 1988 года, в эксплуатации с 1989 года. Построен только один экземпляр, используется "Авиалиниями Антонова".
Выполнен по схеме шестимоторного широкофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом, двухкилевым оперением и многоопорным шасси. Оснащен двигателями Д-18Т производства ПАО "Мотор Сич". Экипаж - 6 человек, пассажировместимость - 6 (в кабине сменного экипажа) + 60-70 человек (в пассажирском салоне). Длина самолета - 84 м, высота - 18,2 м, размах крыла - 88,4 м. Грузоподъемность - 253 тыс. 800 кг, максимальная взлетная масса - 600 тыс. кг. Максимальная скорость - 850 км/ч, практическая дальность с максимальным грузом - 4 тыс. км, практический потолок - 11 тыс. 600 м.
Деятельность концерна в последние годы
Новейшая история концерна "Антонов" была тесно связана с сотрудничеством с российскими авиапроизводителями. Предприятия России и Украины осуществляли совместное строительство гражданских лайнеров Ан-140 (производства в Харькове и Самаре) и Ан-148 (Харьков и Воронеж). Стороны согласовывали схемы производственного сотрудничества по военно-транспортному самолету Ан-70, обсуждался вопрос возобновления серийного производства модернизированного "Руслана" (Ан-124-200) для нужд оборонно-промышленных комплексов Украины и России.
После смены власти на Украине в 2014 году были приостановлены отгрузки в РФ украинских товаров военного и двойного назначения, произошел практически полный разрыв связей между украинской и российской промышленностью, в том числе в области авиастроения. В настоящее время вошедшее в состав ГК "Укроборонпром" ГП "Антонов" планирует полностью отказаться от комплектующих российского производства.
В 2015 году на госпредприятии было завершено строительство, и начаты летные испытания среднего транспортного самолета Ан-178, началась постройка прототипа легкого "транспортника" Ан-132D. На вооружение ВС Украины был принят Ан-70, стартовала программа его испытаний. По данным производителя, на авиасалонах в Париже и Дубае украинские авиастроители подписали с иностранными заказчиками протоколы о намерениях на приобретение 40 "антоновских" самолетов разных моделей.
В целом в последние годы объемы выпуска самолетов на "Антонове" значительно сократились - до нескольких единиц в год.