ТАСС-ДОСЬЕ. 110 лет назад, 10 февраля 1906 года, был спущен на воду британский линейный корабль HMS Dreadnought ("Дредноут", от англ. "неустрашимый"). Его имя стало нарицательным для целого семейства тяжелых военных кораблей разных стран, который стали основной боевой силой морских сражений Первой мировой войны (1914-1918 гг.).
Предпосылки строительства корабля
К началу XX века основной ударной силой флотов ведущих морских держав были броненосные крейсера и линкоры со смешанным артиллерийским вооружением разных калибров, тяжелым бронированием и паровыми машинами. Увеличение толщины брони, развитие артиллерийского вооружения и систем наведения привели к возникновению новой тактики ведения морского боя. Наиболее эффективной стала стрельба с дистанции более 5 км из крупнокалиберных орудий. Артиллерийские системы калибром менее 100 мм на таких дистанциях не могли причинить урон вражеским кораблям, более того, всплески от их снарядов только мешали наводчикам.
Кроме того, на первый план выходила максимальная скорость корабля. Лучшей тактикой было признано пересечение курса колонны кораблей противника под прямым углом и ее расстрел всеми орудиями. Эти новшества в морском бою были апробированы в ходе русско-японской войны, в частности, в ходе Цусимского сражения 27-28 мая 1905 года, в котором японцы разгромили российскую 2-ю Тихоокеанскую эскадру.
Создание первого "Дредноута"
Еще до Цусимского сражения, в 1902 году Великобританией была начата разработка линкора принципиально нового типа. На нем было решено полностью отказаться от среднекалиберного вооружения - использовались только 12-дюймовые (305 мм) орудия. Также новый корабль был оснащен недавно изобретенной паровой турбиной, которая давала серьезное преимущество в скорости; мощным бронированием и усовершенствованной централизованной системой управления огнем с использованием механического компьютера. Концепцию судна и его проект утвердил первый морской лорд Британской империи, Джон Фишер.
Новый корабль Королевского флота, получивший название Dreadnought ("Неустрашимый"), был заложен на Портсмутской верфи 2 октября 1905 году, спущен на воду 10 февраля 1906 года и введен в эксплуатацию всего спустя год и один день после закладки, 3 октября 1906 года.
Технические характеристики
- Нормальное водоизмещение - 18,4 тыс. т;
- Длина - 160,6 м, ширина - 24 м, осадка - 9 м;
- Вооружение: 5 двухорудийных башен главного калибра 305 мм, 27 скорострельных противоминных орудий калибра 76 мм, 5 торпедных аппаратов;
- четыре паровых турбины могли разгонять корабль до скорости в 21 узел (39 км/ч), до этого броненосные линкоры достигали скоростей не более 15 узлов;
- бронирование бортов, башен и боевой рубки - до 305-279 мм;
- численность экипажа - до 810 человек.
Служба
Первый испытательный поход HMS Dreadnought совершил в 1906-1907 гг. До 1911 года он был флагманом британского флота. К кораблю начали проявлять повышенный интерес военные других стран. Это спровоцировало "гонку дредноутов" - все великие державы начали планировать строительство кораблей по похожим и улучшенным проектам. В итоге к началу Первой мировой войны Dreadnought стал устаревшим, так как и в Великобритании, и за рубежом были спущены на воду более совершенные корабли этого класса.
Единственное боевое применение корабля произошло в ходе Первой мировой войны. 18 марта 1915 года при возвращении на базу Dreadnought протаранил и потопил немецкую подводную лодку U-29 ("У-29"). В крупнейшим морском сражении войны, Ютландском, Dreadnought участия не принимал из-за ремонта. После окончания боевых действий, в январе 1919 году он был выведен в резерв, в мае 1921 году продан на слом, разобран в 1923 году.
Другие корабли класса
Уже 6 декабря 1906 году в Портсмуте был заложен более мощный корабль класса дредноут - HMS Bellerophon ("Беллерофон"), который имел улучшенное бронирование, в конструкцию был внесен ряд других изменений. К "гонке вооружений" быстро присоединились США, Германия, Франция и другие страны.
К 1914 году Великобритания располагала 29-ю линкорами нового типа, Германская империя - 17-ю. К 1915 году начали вступать в строй корабли с еще большим водоизмещением (до 35-40 тыс. т.), орудиями калибром до 381 мм - их часто классифицировали как "супердредноуты".
Российский флот получил до 1917 года три линкора типа "Императрица Мария" (полным водоизмещением 24,5 тыс. т) и четыре - типа "Гангут" (26,9 тыс. т). Последние после Октябрьской революции вошли в состав советского флота и прослужили в нем до 1956 года.
Российские линкоры серии "Измаил" (32,5 тыс. т) не были достроены.
Основные сражения Первой мировой войны происходили на суше, морские битвы, в том числе Ютландское сражение, закончились ничьей.
Вместе с тем, война показала, что дредноуты могли быть сильно уязвимы к атакам подводных лодок или мин. Так, 27 октября 1914 года подорвался на мине и затонул британский линкор HMS Audacious ("Одейшес").
Эпоха дредноутов окончилась вместе Первой Мировой войной - почти все заложенные и недостроенные к тому времени британские линкоры были проданы на слом, а в 1919 году почти весь немецкий флот, включая линкоры-дредноуты, был затоплен в бухте Скапа-Флоу.
Кроме того, в 1922 году между Британской империей, Францией, Японией, США и Италией было заключено соглашение об ограничении морских вооружений, которое привело к длительной паузе в проектировании и создании новых крупных боевых кораблей. Выпуск новых линкоров возобновился только во второй половине 1930-х гг. Поскольку все линейные корабли, выпущенные до появления HMS Dreadnought, к концу Первой Мировой войны уже были выведены из состава флота, название "дредноут" вышло из обихода.