Итоги деятельности Бу Андерссона на посту главы "АвтоВАЗа". Досье
Бу Андерссон уходит в отставку, на посту главы компании его сменит француз Николя Мор
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 марта 2016 г. совет директоров компании Alliance Rostec Auto BV, контролирующей ОАО "АвтоВАЗ", отправил в отставку президента - генерального директора "АвтоВАЗа" Бу Андерссона. Он был назначен на этот пост 4 ноября 2013 г. вместо Игоря Комарова (ныне глава госкорпорации "Роскосмос") и вступил в должность 14 января 2014 г. Андерссон прекратит исполнение своих обязанностей 4 апреля 2016 г. Таким образом, в своей должности Андерссон пробудет 2 года, 2 месяца и 21 день. На посту главы "АвтоВАЗа" его сменит француз Николя Мор.
Запуск новых моделей
При Бу Андерссоне "АвтоВАЗ" запустил в серийное производство и начал продажи двух абсолютно новых моделей автомобилей, не основанных на предыдущих разработках: Lada Vesta и XRAY. Процесс их создания начался еще до назначения Андерссона: главный дизайнер Vesta и XRAY, британец Стив Маттин, начал работать в "АвтоВАЗе" в 2011 г.
По решению Бу Андерссона для сборки Lada Vesta решено было использовать мощности Ижевского автозавода, а не головного предприятия в Тольятти. Также Андерссон окончательно отказался от создания новой платформы для XRAY, поручив адаптировать автомобиль к платформе Renault-Nissan B0 - это ограничило возможности "АвтоВАЗа" по реализации модели на экспорт.
Также при Андерссоне были поставлены на конвейер модификации предыдущих моделей "АвтоВАЗа": лифтбек Lada Granta, Kalina Cross, Largus Cross, вариант Lada 4X4 Urban.
В апреле 2014 г. были официально презентованы автомобили марки Datsun On-Do и Mi-Do, основанные на моделях "АвтоВАЗа" и предназначенные для производства на его мощностях. Анонсирован выпуск этих моделей был еще в 2012 г. Серийное производство стартовало в июле 2014 г. Помимо этого на мощностях завода была начата сборка 8 моделей машин головной компании "АвтоВАЗа" - альянса Renault Nissan.
Производственные показатели
По итогам 2013 г. ОАО "АвтоВАЗ" произвел 600 тыс. 668 автомобилей и сборочных комплектов (включая производство марок Renault-Nissan). Продано было 456 тыс. 309 новых автомобилей Lada. В 2015 г. было произведено 468 тыс. 500 автомобилей (снижение на 22%), продано 269 тыс. 96 новых машин марки Lada (снижение на 41%). На спад производства и продаж повлияло общее сокращение автомобильного рынка РФ.
Доля Lada в структуре продаж новых легковых автомобилей в России незначительно увеличилась с 17,4%. в 2013 г. до 17,9% по итогам 2015 г.
Финансовые показатели
По итогам 2013 г. выручка "АвтоВАЗа" составила 175 млрд 152 млн руб., чистый убыток - 6 млрд 899 млн руб.
В 2014 г. выручка выросла до 191 млрд 728 руб., а чистый убыток составил 25 млрд 50 млн руб. В 2015 г. было зафиксировано дальнейшее снижение показателей: выручка вернулась на уровень 2013 г. (176 млрд 482 млн руб.), а чистый убыток вырос до 73 млрд 851 млн руб. Таким образом, Андерссону не удалось вернуть компанию к прибыли (в последний раз чистая прибыль была показана в 2012 г. - 211 млн руб.).
Из финансовой отчетности за 2015 г. следовало, что компания нарушила ковенанты (ограничения) по ряду кредитов на общую сумму в 36,58 млрд рублей. Также аудиторы "АвтоВАЗа" сообщили, что без поддержки акционеров компания, возможно, не сможет продолжать операционную деятельность.
Кадровая политика
В 2013 г. среднесписочная численность персонала "АвтоВАЗа" составляла 66 тыс. 728 человек, из них на долю рабочих приходилось 78%, а на долю руководителей, специалистов и служащих (РСиС) - 22%. Средняя заработная плата составляла 25 тыс. 44 руб.
Сразу после прихода на пост президента Бу Андерссон анонсировал сокращения рабочего персонала на 5 тыс. человек, инженеров и офисных сотрудников - на 2,5 тыс. человек. При этом по итогам года 2014 г. были уволены 8,5 тыс. сотрудников (доля РсиС в структуре персонала уменьшилась на 1%), а средняя заработная плата выросла до 28 тыс. 271 руб.
В 2015 г. средняя численность работников сократилась еще больше - до 50 тыс. 46 человек, причем к февралю 2016 г. их число составляло около 48 тыс. человек, таким образом, при Андерссоне было сокращено около 28% сотрудников. Данные о средней заработной плате и структуре персонала на предприятии за 2015 г. не публиковались.
Вознаграждение членам правления в 2013 г. составляло 304 млн 16 тыс. В 2014 г. оно выросло на 69% до 514 млн 150 тыс. руб, а в 2015 г. составило 357 млн 386 тыс. руб.
Прочие меры экономии
После прихода на пост президента Бу Андерссон распорядился продать автопарк руководства предприятия, состоявший из машин марки Infiniti, при этом было потрачено около 500 млн руб. на ремонт столовых, туалетов, душевых и раздевалок в производственных корпусах. С 1 июля 2014 г. "АвтоВАЗ" перешел на режим предзаказа производства автомобилей.
Как сообщал Бу Андерссон, по его решению была изменена система работы с поставщиками с целью удешевления стоимости комплектующих. При этом в марте 2016 г. глава госкорпорации "Ростех" (один из акционеров "АвтоВАЗ") Сергей Чемезов сообщил, что Бу Андерссон не использовал ресурс российских поставщиков, а "пошел по самому легкому пути" - заключил контракты с зарубежными поставщиками своих компаний-партнеров - Renault и Nissan.