12 февраля 2016, 19:48

Оставить Lada на плаву: "АвтоВАЗ" терпит убытки и ждет поддержки от акционеров

Алена Селезнева/ ТАСС
К таким сложностям "Автоваз" привели кризис на авторынке и увеличение долга компании

МОСКВА, 12 февраля. /Корр. ТАСС Юния Полякова/. Крупнейший российский производитель легковых автомобилей Группа "АвтоВАЗ" продолжает фиксировать убытки. По итогам 2015 года чистый убыток группы увеличился по сравнению с 2014 годом почти в 3 раза до 73,851 млрд рублей.

Выручка производителя от реализации в 2015 году снизилась на 8% до 176,482 млрд рублей, что, впрочем, меньше динамики падения физических продаж компании и самого рынка. Такой эффект стал следствием повышения цен "Автовазом", несмотря на то, что импортные автокомпоненты ею используются минимально.

Продажи автомобилей в РФ падают уже второй год подряд. В 2015 году падение было наиболее значительным за последние годы - 35,7% по отношению к 2014 году до 1,6 млн единиц. "АвтоВАЗ" в физических продажах просел за год чуть меньше - на 30% до 269 тысяч машин. Несмотря на сокращение рынка, за прошедший год производитель инвестировал в запуск 2 новые модели - седан Lada Vesta (ее представили 25 сентября 2015 года) и кроссовер Lada X-Ray (его официальные продажи начнутся 13 февраля). Запуск двух новых моделей сопровождался расходами на рекламу, презентациями и тест- драйвами. При этом, новая модель "АвтоВАЗ" - Vesta - по итогам января уже вошла в топ-10 самых продаваемых машин в РФ.

Компания отмечает, что в текущей ситуации существуют риски для дальнейшей операционной деятельности. Положение усложнилось тем, что компания нарушила ряд условий по выданным ей кредитам , что увеличило ее краткосрочную задолженность. Собственники - "Ростех" и Renault - обнадежили, заявив о готовности помочь своему предприятию.

Как платить по долгам

Размер краткосрочного долга был увеличен, в том числе, и в связи с переносом части долгосрочных обязательств в разряд краткосрочных. "АвтоВАЗ" за отчетный период нарушил ковенанты (ограничения) по ряду кредитов на общую сумму в 36,6 млрд рублей - банки вправе объявить компании Margin Call (потребовать от компании досрочного погашения долга).

Оборотные активы "АвтоВАЗ" по итогам 2015 года составили 47,5 млрд рублей (-13,6%), а размер краткосрочного долга - 115,3 млрд рублей.

С рядом банков - Росбанк, Гаранти банк-Москва и Societe Generale по общему долгу в 2,711 млрд рублей "АвтоВАЗ" уже договорился о сохранении кредитных условий. Но оставшуюся сумму - 24,394 млрд рублей - зафиксировал в краткосрочной задолженности.

Между тем, это не единственные крупные оборотные долговые обязательства компании - "АвтоВАЗ" должен поставщикам 47,3 млрд рублей (+45,6% к уровню 2014 года).

При этом денежные потоки от операционной деятельности до изменений оборотного капитала стали отрицательными - 9 млрд рублей убытка против 753 млн рублей прибыли в 2014 году. Чистые денежные потоки также отрицательные - 1,846 млрд рублей убытка против прибыли в 10,7 млрд рублей год назад.

"Без поддержки акционеров, направленной на рефинансирование долговых обязательств группы и обеспечение дополнительных займов, финансовые и рыночные условия приводят к возникновению существенной неопределенности, которая обуславливает значительные сомнения в способности группы продолжать свою деятельность непрерывно, и, таким образом, группа может быть неспособна к реализации своих активов и выполнению обязательств в ходе обычной деятельности", - говорится в отчете.

Убытки "Автоваза" привели к убыткам и у его акционеров. В частности, французский Renault, также в пятницу опубликовав свою отчетность, зафиксировал убытки от участия в "АвтоВАЗ" в размере €620 млн (по курсу на конец 2014 года - 42,563 млрд рублей). Из них доля Renault в чистом убытке "АвтоВАЗ" составила €395 млн (27,116 млрд рублей), от переоценки стоимости инвестиций в акционерный капитал - €225 млн (15,446 млрд рублей). На конец 2015 года доля французского автоконцерна оценивается в €91 млн (6,2 млрд рублей).

Поддержать отечественного производителя

Несмотря на такие сложности, Renault сообщил о готовности рекапитализировать "АвтоВАЗ". Французский автогигант вступил в переговоры с другими акционерами российского предприятия с предложением докапитализировать компанию, в том числе за счет переоценки долгов компании в виде инвестиций. По мнению старшего аналитика ИК ТКС Partners Андрея Третельникова, может идти речь о допэмиссии, где долг станет акциями компании - как результат инвестирования акционеров. В этом случае Renault может увеличить свою долю в компании.

Крупнейшие акционеры "Автоваза" - альянс Renault-Nissan и госкорпорация "Ростех", которые управляют компанией через совместную голландскую компанию Alliance Rostec Auto B.V. Через эту структуру альянс управляет контролирующим пакетом "Автоваза", а "Ростех" - блокпакетом. Когда иностранные компании входили в капитал "Автоваза", они взяли на себя обязательства по инвестированию в компанию и получили долю согласно своим вливаниям в автоконцерн.

В "Ростехе" ТАСС сообщили, что компания обсуждает с акционерами докапитализацию. В качестве возможного сценария - внесение дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертация части долга. При этом "Ростех" намерен сохранить свою долю в капитале на уровне 25%.

Если Renault увеличит свою долю за счет докапитализации "АвтоВАЗа", а "Ростех" оставит за собой блокпакет, сократить свою долю в компании может Nissan. Окончательных решений по поддержке "АвтоВАЗ" пока не принято.