24 марта 2016, 18:29

45 лет с момента старта: знаменитые автомобили АвтоВАЗа

45 лет назад в Тольятти была принята в эксплуатацию первая очередь Волжского автомобильного завода

45 лет назад в Тольятти была принята в эксплуатацию первая очередь Волжского автомобильного завода. Сейчас АвтоВАЗ - крупнейший производитель автомобилей в России.

Всего за свою историю АвтоВАЗ в Тольятти выпустил более 28 млн автомобилей. Общее число выпущенных автомобилей марок ВАЗ, Lada ("Лада") и т. д. несколько больше, поскольку их собирали или изготовляли на ряде других заводов в России и за рубежом.

"Классика" или "Копейка"

Первым автомобилем Волжского автомобильного завода (название предприятия до 1971 г.) стал ВАЗ-2101 "Жигули" - переднемоторный заднеприводный легковой автомобиль с кузовом седан. Данная модель была адаптированной для советского рынка версией итальянского автомобиля Fiat-124 ("Фиат-124"). ВАЗ-2101 в 1967 г. стал лауреатом престижной автопремии "Европейский автомобиль года" (European Car of the Year, ныне - "Автомобиль года", Car of the Year). Для эксплуатации в условиях СССР был увеличен дорожный просвет со 140 до 170 мм, были внесены более 800 других изменений. Первые 6 машин ВАЗ-2101 сошли с конвейера завода 19 апреля 1970 г. Кроме ВАЗ-2101, выпускался автомобиль с кузовом универсал ВАЗ-2102 (на базе Fiat 124 Familiare) и "люксовая" версия ВАЗ-2103 (Fiat 124S), имевшая улучшенный дизайн, более просторный салон и мощный двигатель. С 1971 г. ВАЗ-2101 поставлялся за рубеж под маркой Lada. Завершилось производство ВАЗ-2101 и его модификаций в 1988 г., всего было выпущено более 6,7 млн автомобилей (включая ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 и модификации).

Остальные представители "классики"

В 1975 г. в производство была запущена улучшенная версия ВАЗ-2103, получившая индекс ВАЗ-2106. В ней было решено сократить число дорогостоящих хромированных деталей и модернизировать экстерьер. Данная модель выпускалась до 2005 г., всего произведено 4,3 млн штук.

В 1979-1982 гг. на смену ВАЗ-2101 в производство были запущены два новых седана ВАЗ-2105 и его "люксовый" вариант, отличавшийся более мощным двигателем, ВАЗ-2107. Они имели более "угловатый" дизайн, но в целом были основаны на той же базе Fiat-124. ВАЗ-2107 выпускался до 2014 г. (в Египте), всего произведено 2,1 млн и 3,1 млн штук соответственно.

Для замены ВАЗ-2102 в 1984 г. на конвейер был поставлен новый модернизированный универсал ВАЗ-2104, выпускавшийся до 2012 г. (всего с конвейера сошло более 1,1 млн шт). Название "Жигули" закрепилось за всем семейством ВАЗ от 2101 до 2107. Также его называли "классикой".

"Нива"

Первой машиной АвтоВАЗа, не основанной полностью на Fiat 124, стал компактный трехдверный внедорожник с постоянным полным приводом ВАЗ-2121 "Нива", запущенный в серийное производство в 1977 г. Фактически эта модель стала предшественником всех современных машин класса "кроссовер". Часть агрегатной базы автомобиля была заимствована у ВАЗ-2106. В 1993 г. был выпущен пятидверный удлиненный вариант ВАЗ-2131.

В 2004 г., в связи с продажей прав на бренд "Нива" компании General Motors ("Дженерал моторс"), "классический" ВАЗ-2121 был переименован в Lada 4x4 и выпускается до настоящего времени вместе с пятидверной и "городской" версиями. Всего выпущено более 2 млн экземпляров, из них более 600 тыс. отправлены на экспорт, в том числе в страны дальнего зарубежья. В зависимости от комплектации стоимость машины в сентябре 2015 г. составила от 435 тыс. до 479 тыс. рублей.

Второе поколение - "Самара"

Уже в конце 1970-х гг. инженеры АвтоВАЗа начали разрабатывать переднемоторный переднеприводный легковой автомобиль - такая схема набирала популярность за рубежом за счет дешевизны производства, лучшей устойчивости и управляемости. В 1980 г. были подписаны контракты с иностранными консультантами для проекта - итальянской компанией UTS ("Ю-ти-эс") и немецкой Porsche ("Порше"). Результатом разработки стала серия "Спутник", или "Лада Самара". Первое поколение включало в себя трехдверный хетчбэк ВАЗ-2108, его пятидверный вариант ВАЗ-2109 и пятидверный седан ВАЗ-21099. В серийное производство модели были запущены в 1984, 1987 и 1990 гг. соответственно. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. на смену им пришло второе поколение - ВАЗ-2113, 2114 и 2115. Их отличал новый дизайн и двигатель. Семейство "Самара" было снято с производства в 2013 г., всего было выпущено почти 5,3 млн автомобилей.

"Ока"

В середине 1980-х гг. АвтоВАЗу был передан проект Серпуховского автомобильного завода по производству легкового автомобиля особо малого класса - ВАЗ-1111 ("Ока"). Серийное производство на ВАЗе и ряде других предприятий началось в 1987 г., до завершения производства в 2008 г. было выпущено порядка 700 тыс. штук.

Третье поколение, "Десятка"

Разработка третьего поколения основной линейки автомобилей ВАЗ в начале 1980-х гг. первоначально велось в рамках проекта ВАЗ-21099, также при сотрудничестве с Porsche. В серийное производство переднеприводный четырехдверный седан был запущен только в 1995 г. с индексом ВАЗ-2110 ("Десятка"). Автомобиль от предшественников отличали более современный дизайн и салон, бортовой компьютер. С модификации ВАЗ-21101 он оснащался инжекторным двигателем. Существовали версии с кузовом универсал (ВАЗ-2111) и хетчбэк (ВАЗ-2112). Производство на АвтоВАЗе завершилось в 2007 г., впоследствии модель выпускали на Украине на заводе "Богдан". Всего выпущено порядка миллиона автомобилей.

Современность

Современный модельный ряд АвтоВАЗа состоит из субкомпактных моделей, младшей из которых является Granta ("Гранта", цена от 383 тыс. руб.), затем следует Kalina ("Калина", от 415 тыс. руб.) и Priora ("Приора", от 389 тыс. руб.). Также под маркой Lada Largus ("Ларгус", цена от 497 тыс. руб.) выпускается адаптированный для российского рынка Dacia Logan Van ("Дачия Логан Ван").

В 2015 г. начались продажи новых автомобилей Lada Vesta ("Веста", от 514 тыс. руб.), а в 2016 г. - Lada XRAY ("Иксрей", от 589 тыс. руб.).