Як-истребитель: что известно о легендарном военном самолете
Об истории создания, боевых качествах и вооружении поршневого фронтового истребителя Як-1 - в материале ТАСС
20 мая исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного летчика-истребителя, Героя Советского Союза Алексея Маресьева.
4 апреля (согласно списку безвозвратных потерь начсостава авиагруппы - 5 апреля) 1942 г. в ходе боевого вылета истребитель Як-1 Маресьева был подбит в Новгородской обл. и совершил вынужденную посадку в тылу нацистских войск, откуда тяжело раненный в ноги пилот 18 суток пробирался ползком к линии фронта.
13 мая 2016 г. на месте обнаружения летчика жителями д. Плав открыт памятный знак с копией винта истребителя Як-1. Поиски обломков самолета Маресьева в настоящее время ведет Российское военно-историческое общество.
Об истории истребителя
Як-1 разработан в конце 1930-х гг. под индексом И-26 коллективом опытного конструкторского бюро под руководством Александра Яковлева (ныне - ОКБ им. А. С. Яковлева, Москва), первый боевой самолет разработки этого бюро.
Прототип впервые поднялся в воздух 13 января 1940 г., в 1940-1944 гг. машина серийно строилась как Як-1 на авиазаводах в Саратове, Химках (Московская обл.) и Оренбурге.
Всего выпущено 8 тыс. 734 экземпляра всех модификаций.
Почти 40 летчикам из числа сражавшихся на Як-1 в годы Великой Отечественной войны было присвоено звание Героя Советского Союза - в их числе Александр Покрышкин, Николай Гулаев, Алексей Маресьев, Лидия Литвяк и др.
Машинами данного типа, в частности, оснащался 586-й женский истребительный авиаполк (ИАП) войск ПВО ВВС РККА; с марта по лето 1943 г. на советско-германском фронте на Як-1 воевал французский ИАП "Нормандия - Неман" (позднее перешли на Як-3 и Як-9), а в 1944-1945 гг. - ИАП "Варшава" Войска Польского.
Конструкция и летно-технические характеристики
Самолет строился по схеме свободнонесущего одномоторного моноплана с дюралево-полотняным фюзеляжем на сварном стальном каркасе, с низкорасположенным крылом деревянной конструкции, трапециевидным хвостовым оперением, трехпорным шасси с хвостовой опорой (основные опоры убирались в полете; в зимнее время колеса заменялись лыжами).
Двигатель в базовой модификации - М-105П конструкции Владимира Климова, номинальной мощностью 1 тыс. 20 лошадиных сил. Экипаж - 1 человек.
Параметры базовой модификации истребителя:
- длина - 8,5 м;
- размах крыла - 10 м;
- нормальная взлетная масса - 2 тыс. 950 кг.;
- максимальная скорость у земли - 472 км/ч, на высоте - 569 км/ч;
- практическая дальность - 650 км;
- практический потолок - 10 тыс. м.
Вооружение
- Авиационная пушка ШВАК калибра 20 мм (боезапас - 130 снарядов, стрельба велась через полую втулку винта).
- Два пулемета ШКАС калибра 7,62 мм (общая емкость патронных ящиков - 1 тыс. 500 патронов или 1 тыс. 240 патронов, в зависимости от завода-изготовителя).
- Пулеметный огонь осуществлялся с помощью синхронизатора на двигателе, что исключало попадание пуль в лопасти винта.
Модификации истребителя
Для экономии времени самолет был запущен в массовое производство до проведения государственных испытаний опытных образцов, в связи с чем уже пошедшая в серию машина в 1940-1942 гг. непрерывно совершенствовалась - всего в чертежи было внесено несколько тыс. изменений.
С октября 1942 г. на авиазаводе номер 292 в Саратове выпускались значительно модернизированные Як-1Б. Базовый двигатель был заменен мотором М-105ПФ ("пушечный форсированный") мощностью 1 тыс. 180 лошадиных сил, изменилась конструкция фонаря (он стал каплевидным, появились бронестекло и козырек для защиты головы летчика, улучшился обзор задней полусферы).
Также устанавливалась новая ручка управления, хвостовая опора стала убираемой, а вместо двух пулеметов ШКАС самолет оснащался одним пулеметом УБС калибра 12,7 мм (боезапас - 220 патронов), при этом боекомплект пушки ШВАК был увеличен до 140 снарядов.
Боевое применение
По отзывам летчиков, машина обладала хорошей горизонтальной маневренностью, управляемостью, была устойчива в воздухе и по своим характеристикам превосходила основной немецкий истребитель начала войны Messerschmitt Bf.109E ("Мессершмитт Бэ-эф 109-Е").
Однако с появлением на фронте улучшенного Bf-109F Як-1 уступил ему в скорости и скороподъемности. Деревянное крыло яковлевской машины имело низкую устойчивость к повреждениям, но применение в производстве доступных материалов позволяло в сжатые сроки передать в войска большое количество самолетов.
Первой операцией, в которой широко применялись Як-1, стала Битва под Москвой (декабрь 1941 г.), а к осени 1942 г. самолет стал самым массовым истребителем советских ВВС.
В Курской битве (июль-август 1943 г.) из 52 истребительных авиаполков 32 летали на Як-1 и Як-7. С 1944 г. Як-1 в войсках постепенно вытесняли более совершенные машины.
Материал подготовлен по данным ТАСС-ДОСЬЕ (Валерий Корнеев).