ТАСС-ДОСЬЕ /Александр Панов/. 9 июля 2016 года исполнятся пять лет со дня провозглашения независимости Республики Южный Судан.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о политическом и экономическом развитии этой страны в первые годы после отделения от Республики Судан.
Референдум и провозглашение независимости
Независимость Южного Судана была провозглашена на основании референдума по вопросу о самоопределении, состоявшемся 9-15 января 2011 года. В ходе плебисцита 98,83% жителей южных районов Судана высказались за выход из состава Судана и создание независимого государства.
Проведение референдума было предусмотрено Всеобъемлющим мирным соглашением, подписанным правительством Судана и лидерами повстанческой Народно-освободительной армии Судана (НОАС) 9 января 2005 года в Найроби (Кения). Подписание этого документа положило конец гражданской войне, продолжавшейся с 1983 года, в которой повстанческие отряды из южных районов Судана, населенных исповедующими христианство либо традиционные верования народами нилотской языковой группы (динка, нуэр, шиллук и др.), а также народами группы банту, требовали права на самоопределение и отделения от арабо-мусульманского Севера.
Формирование органов государственной власти
Новое, 54-е, государство на Африканском континенте появилось спустя полгода после проведения референдума. Его первым президентом стал Сальваторе Киир Маярдит (Салва Киир), избранный на выборах президента автономного региона Южный Судан в апреле 2010 г. Пост вице-президента занял Риек Машар Тени, также участник гражданской войны и один из наиболее авторитетных полевых командиров НОАС.
В соответствии с конституцией переходного периода, вступившей в силу одновременно с провозглашением независимости, был также создан законодательный орган власти - двухпалатный парламент. Верхняя палата - Совет штатов - была составлена из 20 бывших представителей Юга в Совете штатов Республики Судан и 30 представителей, назначенных президентом.
В нижнюю палату - Национальную законодательную ассамблею - были включены 170 депутатов, избранных на региональных выборах в 2010 году, 96 депутатов, представлявших южные округа в Национальной ассамблее Судана, а также 66 депутатов, назначенных президентом из числа представителей пяти политических партий (всего 332 депутата). Переходный период был учрежден сроком на четыре года. За это время должна была быть разработана новая постоянная конституция, и в соответствии с ней - проведены всеобщие демократические выборы.
Конфликт вокруг района Абьей
По условиям мирных соглашений в состав Южного Судана были включены территории трех южных провинций Судана в их границах 1956 года - Бахр-эль-Газаля, Экватории и Верхнего Нила. Помимо этого, при подписании соглашений 2005 года оговаривалось проведение референдума о самоопределении некоторых приграничных районов Севера, населенных преимущественно нилотскими народами. В частности, лидеры НОАС заявляли претензии на территории штатов Южный Кордофан и Голубой Нил, которые, по их мнению, должны были быть присоединены к Южному Судану.
Особый интерес у соперничающих сторон вызывал богатый нефтью район Абьей штата Южный Кордофан. По оценкам экспертов, в Абьее сосредоточены до 65% всех разведанных нефтяных месторождений Судана. В июле 2009 года Международный арбитражный суд в Гааге (МАС) вынес решение относительно административных границ района Абьей, признав юрисдикцию Судана над большей его частью, включая нефтяное месторождение Хеглиг, но одновременно ограничив территорию спорного региона с 18,5 до 10 тыс. кв.км. Обе стороны обязались выполнять решение МАС до окончательного урегулирования конфликта.
Вопреки достигнутым в 2005 году договоренностям референдум о самоопределении Южного Кордофана проведен не был. Главной причиной его срыва центральные власти Судана назвали "отсутствие времени для подготовки". В мае 2011 года, накануне провозглашения независимости Южного Судана, спор вокруг Абьея снова спровоцировал эскалацию вооруженного конфликта. В ответ на обстрел войсками южан конвоя суданских вооруженных сил и миротворцев ООН, правительственная армия Судана начала штурм Абьея с использованием танков и авиации.
Под давлением СБ ООН власти Судана согласились вывести свои подразделения из Абьея, а 20 июня лидеры северян и южан подписали соглашение о создании в районе демилитаризованной зоны, после чего туда были направлены Временные силы ООН по обеспечению безопасности в пограничном районе Абьей (ЮНИСФА). Миротворческий контингент был составлен из 4,2 тыс. эфиопских солдат и полицейских (впоследствии их число было доведено до 5,3 тыс.). Для управления спорным районом была создана временная администрация, в которую вошли представители обеих соперничающих сторон.
Напряженность на границе двух государств сохраняется до настоящего времени. Общее количество жертв конфликта с 2011 года, по оценкам экспертов, превышает 4 тыс. человек. Около 50 тыс. человек покинули места своего проживания.
Гражданская война 2013-2015 годов
В 2013 году, помимо конфликта вокруг Абьея, гражданская война разгорелась на территории самого Южного Судана. Она была спровоцирована расколом в руководстве Народно-освободительного движения Судана (НОДС, преобразована из НОАС по окончанию войны за независимость) на группировки сторонников президента Салвы Киира, принадлежащего к этнической группе динка, и вице-президента Риека Машара, представляющего в правительстве народ нуэр.
4 июля 2013 года Машар впервые открыто заявил о своих президентских амбициях и намерениях участвовать в выборах, проведение которых было запланировано на 2015 год. 23 июля президент Киир освободил своего заместителя от занимаемой должности и отправил в отставку правительство. Бывший вице-президент признал, что его отставка была осуществлена в соответствии с конституцией, и обратился к своим сторонникам с призывом сохранять спокойствие и не провоцировать власти на репрессии. Однако в декабре того же года Машар, сохранивший пост заместителя председателя НОДС, при поддержке авторитетных членов партии выступил с критикой в адрес Киира, обвинив его в авторитаризме и стремлении к установлению личной диктатуры.
Спустя девять дней в столице Джубе вспыхнули бои между соперничающими группировками, которые быстро приняли характер межэтнических столкновений и перекинулись на штаты Джонглей и Юнити, затем - Верхний Нил и Озерный (названия штатов до административно-территориальной реформы 2015 года). 16 декабря Киир обвинил Машара в подготовке вооруженного захвата власти и приказал арестовать 11 его сторонников, среди которых были и бывшие члены правительства. 19 декабря Машар взял на себя командование мятежными боевыми группами и призвал НОАС отстранить Киира от должности президента.
Уже за первый месяц гражданской войны ее жертвами стали более тысячи южносуданских граждан, в том числе мирные жители. Самые ожесточенные бои между проправительственными силами и фракциями мятежников развернулись за контроль над центрами штатов Юнити и Джонглей - Бентиу и Бором, которые несколько раз переходили из рук в руки. Международные наблюдатели сообщили о многочисленных военных преступлениях, совершенных обеими сторонами в ходе конфликта.
13 мая 2014 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун обратился с просьбой к СБ ООН рассмотреть вопрос о создании специального трибунала для расследования преступлений против человечности, совершенных за время конфликта в Южном Судане. Неоднократно устраивавшиеся по инициативе международного сообщества переговоры между воюющими сторонами регулярно срывались.
Лишь в августе 2015 года Киир и Машар согласились подписать окончательный вариант мирных соглашений, разработанный экспертами группы международных посредников, работавших в формате "ИГАД плюс". Помимо представителей ИГАД (Межправительственный орган по вопросам развития), в нее вошли представители ООН, Африканского союза, Евросоюза, США, Великобритании, Норвегии и Китая. Документ предусматривал создание коалиционного правительства национального единства, представительство оппозиции в территориальных администрациях, демилитаризацию столицы Джубы, а также меры по обеспечению безопасности мирного населения.
Полномочия президента Киира были продлены до окончания переходного периода, сроком на 30 месяцев со дня вступления в силу мирных соглашений. 26 апреля 2016 года Машар вернулся в столицу Джубу и принял присягу первого вице-президента. Переходное правительство национального единства, включающее в себя представителей вооруженной оппозиции, было сформировано через два дня.
Тем не менее межэтнические столкновения продолжаются в отдельных районах страны вплоть до настоящего времени. Так, 24 июня возобновилось противостояние правительственной армии и группировок народа фертит в городе Вау на северо-западе страны, повлекшее гибель более 40 человек.
По оценкам международных наблюдателей за 18 месяцев гражданской войны в Южном Судане погибли от 50 до 100 тыс. человек. Среди них иностранные граждане, включая сотрудников Миссии ООН в Южном Судане.
Экономика
Экономика Южного Судана считается одной из самых слабых, уязвимых и неразвитых в мире, несмотря на наличие богатых природных ресурсов (помимо нефти, страна обладает запасами золота, алмазов, урана). Она страдает не только от разоряющего хозяйство страны продолжительного вооруженного конфликта, но и в связи со снижением мировых цен на нефть, остающейся едва ли не единственной статьей экспорта государства.
Доходы от реализации нефти составляют около 98% валютных поступлений и 60% ВВП Южного Судана. При этом около 85% его трудоспособного населения заняты в низкодоходном натуральном хозяйстве (животноводстве, земледелии), составляющем в структуре ВВП не более 15%. Число жителей, находящихся за чертой бедности выросло за годы независимости с 44,7% в 2011 году до 58,5% в 2015 году, а ВВП за этот же период сократился с $17,8 до $9 млрд.
В декабре 2015 года правительство пошло на девальвацию южносуданского фунта, в результате чего он потерял около 90% своей стоимости, а инфляция с этого времени уже достигла 300%. По оценкам экспертов дефицит бюджета превышает $1 млрд (около 25% ВВП страны). В связи с экономическими трудностями в Джубе было принято решение отказаться от празднования пятилетнего юбилея провозглашения независимости.
В то же время правительству Южного Судана удалось учредить восемь крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие финансовой сферы, транспорта, предпринимательства и торговли, услуг и здравоохранения. Общая сумма ожидаемых инвестиций на их реализацию превышает $300 млн.
Надежды на преодоление кризисного состояния национальной экономики Южного Судана связаны со вступлением государства в Восточноафриканское сообщество (15 апреля 2016 года). Эта организация, членами которой также являются Кения, Танзания, Уганда, Руанда и Бурунди, ставит своей целью расширение и углубление экономической, политической, социальной, культурной, правовой интеграции, сотрудничество в сфере обороны и безопасности, а также создание в будущем единой политической Федерации государств Восточной Африки.
На данном этапе приоритетом для правительства Южного Судана является участие международном проекте строительства транспортного коридора "Лапссет" (LAPSSET). Проект призван связать кенийский Порт-Ламу, а также столицу этой страны Найроби с внутренними районами Кении, Уганды, Эфиопии и столицей Южного Судана Джубой. Помимо автомобильных и железных дорог предполагается также строительство нефтепровода для экспорта южносуданской нефти через угандийскую и кенийскую территорию (в настоящее время экспорт осуществляется через единственный нефтепровод, принадлежащий суданскому правительству и ведущий в Порт-Судан).
Таким образом, правительство намерено решить проблему зависимости от Хартума, использующего свое положение транзитера-монополиста южносуданской нефти в качестве инструмента политического давления на Джубу.