ТАСС-ДОСЬЕ. 24 ноября 2017 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о бюджете РФ на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о бюджетной системе России.
Что такое бюджет
Бюджет - основной финансовый документ государства, объединяющий его доходы и расходы. Параметры бюджета связаны с основными макроэкономическими показателями: объемами инвестиций и производства, доходами населения, уровнем занятости, процентной ставкой ЦБ РФ и валютным курсом. Из бюджета осуществляется финансирование государственных органов власти и управления, выделяются деньги на обеспечение обороноспособности государства, развитие науки и культуры, судебную систему, погашение государственного долга, создание финансовых резервов и др. Бюджет формируется за счет налогов и неналоговых доходов, его расходы планируются в рамках "бюджетного правила" (определяет максимальный уровень расходов, исходя из цен на нефть).
Трехлетний бюджет
В 2006 году в своем Бюджетном послании президент РФ Владимир Путин предложил принимать бюджет не на один год, а на три. В июле 2007 года глава государства подписал федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 гг.". Это был первый в истории страны финансовый документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года. 1 октября 2015 года Путин подписал закон о возвращении к одногодовому бюджетному планированию. Это решение было принято, чтобы избежать ошибок при распределении государственных финансов из-за колебаний курсов валют и цен на нефть. Однако уже следующий бюджет, на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов, стал снова трехлетним.
Порядок утверждения
Составление проекта федерального бюджета - прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года и основывается на Бюджетном послании президента РФ (с 2014 года является составной частью президентского послания Федеральному собранию), прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год.
В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство вносит на рассмотрение Госдумы проект федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года. Госдума рассматривает документ в трех чтениях.
В первом чтении обсуждаются его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции, заложенные в основу формирования основных характеристик бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики. В случае отклонения документа в первом чтении он передается в согласительную комиссию, которая в течение десяти дней разрабатывает вариант основных характеристик бюджета.
Во втором чтении рассматриваются приложения к федеральному бюджету, в частности, устанавливающие перечень главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования и др.
При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, принятым во втором чтении, утверждается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период. После того, как федеральный бюджет принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации, его подписывает президент РФ.
Закон о бюджете представляет собой очень объемный документ: печатная версия закона о бюджете на 2017-2019 годы занимает 4 тыс. 713 страниц. В 2017 году законопроект о бюджете в последний раз был внесен в Госдуму на бумаге (10 тыс. 526 страниц - включая закрытые статьи), в будущем его будут вносить в электронном виде.
Кроме федерального существует консолидированный бюджет, который представляет собой свод федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.
Статистика исполнения бюджетов
С 2010 года бюджет только один раз был профицитным, остальные были сведены с дефицитом. По итогам 2010 года доходы бюджета составили 8 трлн 305 млрд руб., расходы - 10 трлн 117 млрд руб. Дефицит бюджета оказался на уровне 1,8 трлн руб. или 3,9% ВВП. В 2011 году, напротив, бюджет был исполнен с профицитом в 0,8% ВВП, или 442 млрд руб. (доходы составили 11 трлн 367 млрд руб., расходы - 10 трлн 995 млрд руб.). По итогам 2012 года бюджет был сведен с незначительным дефицитом в 0,06% ВВП (доходы составили 12 трлн 854 млрд руб., расходы - 12 трлн 895 млрд руб.).
Бюджет 2013 года вновь был дефицитным - 0,5% ВВП, доходы составили 13 трлн 19 млрд руб., расходы - 13 трлн 342 млрд руб. В бюджете на 2014 года были запланированы доходы в размере 14 трлн 238 млрд руб., а расходы - 13 трлн 960 млрд руб. По итогам 2014 года доходы составили 14 трлн 497 млрд руб., расходы - 14 трлн 832 млрд руб., дефицит равнялся 0,5% ВВП. В 2015 году доходы - 13 трлн 659 млрд руб., расходы - 15 трлн 620 млрд руб. (дефицит - 2,4%). В 2016 году доходы - 13 трлн 460 млрд руб., расходы - 16 трлн 416 млрд руб. (дефицит - 3,4%).
Доля нефтегазовых доходов в доходах бюджета в последние годы снизилась. Если в 2013 году они составляли 50%, то в 2016 - 36%.
Бюджет на 2017 год
Федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов был принят Госдумой 9 декабря 2016 года, одобрен Советом Федерации 14 декабря и подписан президентом 19 декабря. В первой редакции бюджет предполагал доходы в 2017 году на уровне 13 трлн 488 млрд руб., а расходы - 16 трлн 241 млрд руб. С учетом поправок от 1 июля 2017 года доходы должны составить 14 трлн 720 млрд руб., расходы - 16 трлн 728 млрд руб. По прогнозу, дефицит бюджета составит около 2% ВВП.