ТАСС-ДОСЬЕ. 30 ноября 2017 года в возрасте 86 лет скончалась советский летчик-испытатель 1-го класса Марина Попович.
Марина Лаврентьевна Попович (девичья фамилия - Васильева) родилась 20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области РСФСР (ныне - РФ). Позднее заявляла, что приписала себе несколько лет при поступлении на военную службу, и правильной датой ее рождения является 12 июля 1937 год.
Среднюю школу окончила в Новосибирске, куда семья была эвакуирована в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годах. В 1951 году окончила Новосибирский авиационный техникум (ныне - Новосибирский авиационный технический колледж имени Б. С. Галущака). Была курсантом летного отделения Новосибирского аэроклуба. В 1957 году окончила Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ города Саранска (Мордовская АССР, ныне - Республика Мордовия), в 1962 году - Ленинградскую академию гражданской авиации (ныне - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).
Кандидат технических наук (1969). Тема диссертации - "Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием".
После окончания авиатехникума работала инженером-конструктором на Новосибирском заводе им. Коминтерна (ныне - АО "НПО НИИИП-НЗиК"). В 1954-1955 годах была инструктором Центральной объединенной летно-технической школы города Саранска, с 1958 года - летчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова (Москва). Пилотировала все типы летательных аппаратов, которые эксплуатировались в то время в ДОСААФ. В 1960 году начала осваивать реактивные самолеты.
В 1962 году приняла участие в первом отборе женщин - кандидатов в космонавты, прошла медицинское обследование в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале (ЦВНИАГ), однако в космонавты не попала.
В 1963 году была принята в ряды Военно-воздушных сил (ВВС) СССР на должность летчика транспортного звена. С 1964 года – летчик-испытатель на базе Государственного Краснознаменного Научно-испытательного института ВВС СССР (аэропорт Чкаловский, Московская обл.). Первой из советских летчиков-испытателей женского пола преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21, за что получила прозвище "мадам МиГ" в иностранных СМИ. Стала единственной в Советском Союзе женщиной - военным летчиком-испытателем 1-го класса.
В 1978 году была уволена в запас из рядов Вооруженных сил СССР.
В 1979-1984 годах работала ведущим летчиком-испытателем в опытно-конструкторском бюро Олега Антонова в Киеве (Украинская ССР, ныне - Украина). Летала в составе экипажа на транспортном самолете Ан-22.
Установила более 100 авиационных рекордов, из которых 10 зарегистрированы в Международной авиационной ассоциации (FAI). Общий налет - около 6 тыс. часов на 40 типах самолетов и вертолетов.
Полковник-инженер запаса.
Была награждена и орденами Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", медалями. Заслуженный мастер спорта СССР.
Была членом Союза писателей РФ. Состояла в КПРФ.
Занимала пост вице-президента Международного центра Рерихов.
Самостоятельно и соавторстве написала девять книг, в числе которых сборники стихов, прозаические произведения, книги об НЛО и др. Соавтор сценариев к кинофильмам "Букет фиалок" (1983, режиссеры Вера Строева, Олег Бондарев) и "Небо со мной" (1974, режиссер Валерий Лонской).
Дважды была замужем. Первый муж - Павел Попович, летчик-космонавт. Дочери от первого брака - Наталья (род. в 1956 г.) и Оксана (род. в 1968 г.). Второй муж – Борис Жихорев, военный летчик.
Марина Попович увлекалась изучением НЛО и других аномальных явлений.