11 декабря 2017, 16:38

Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля. Досье

12 декабря 2017 года предприятие отмечает свое 70-летие

ТАСС-ДОСЬЕ. 70 лет назад, 12 декабря 1947 года, Совет Министров СССР выпустил постановление "О создании геликоптера связи для Вооруженных Сил СССР", в соответствии с которым было образовано опытно-конструкторское бюро (ОКБ) под руководством авиаконструктора Михаила Миля (1909-1970). Эта дата является днем основания АО "Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля", российского конструкторского бюро, входящего в состав холдинга "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех".

Из истории предприятия

В 1946 году авиаконструктор Михаил Миль продемонстрировал экспертной комиссии Министерства авиационной промышленности свой первый экспериментальный вертолет - ЭГ-1. После формирования в декабре 1947 года конструкторскому бюро Миля было присвоено название "Союзное ОКБ №4 Минавиапрома". Оно располагалось в здании вертикальной аэродинамической трубы 5-й лаборатории ЦАГИ в Жуковском, затем переехало в сборочный цех авиазавода №82 в Тушино (Московской обл., ныне - Тушинский машиностроительный завод).

20 сентября 1948 года в воздух поднялся первый прототип ГМ-1 ("геликоптер Миля - 1"), впоследствии ставшим первым серийным советским вертолетом под обозначением Ми-1.

В 1951 году советское руководство ликвидировало Государственный союзный завод №3 (бывшее ОКБ-3) Ивана Братухина, занимавшегося разработкой автожиров и вертолетов с 1930-х годов, ни один из которых так и не удалось запустить в серию. Производственные мощности ГСЗ-3 в Сокольниках и испытательная площадка в Измайлово были переданы ОКБ Миля. В июне 1953 года ГСЗ-3 был переименован в завод №329. В 1950-х годах завод разработал и запустил в серию многоцелевые вертолеты Ми-4 (первый полет в 1952 году), Ми-6 (1957) и транспортный Ми-10 (1960).

30 мая 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве нового комплекса для завода №329 в подмосковных Люберцах, близ железнодорожной платформы Панки. Первые корпуса были сданы в 1963 году. Завод стал прежде всего конструкторской площадкой, массовое серийное производство новых моделей "Ми" разворачивали на других предприятиях - в Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Удэ, а легкий вертолет Ми-2 выпускали в Польше на заводах в Свиднике и Жешуве.

В 1967 году завод №329 был переименован в Московский вертолетный завод (МВЗ). В 1970 году, после смерти Михаила Миля, МВЗ и ОКБ было присвоено его имя.

28 января 1993 года завод был акционирован в соответствии с планом приватизации, 8 февраля 1993 года было зарегистрировано акционерное общество "Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля". В 2007 году компания вошла в состав холдинга "Вертолеты России" госкорпорации "Ростехнологии" (ныне - "Ростех").

Деятельность

МВЗ - один из ведущих мировых разработчиков вертолетной техники гражданского и военного назначения. Спроектированные коллективом бюро воздушные суда эксплуатируются в более чем 100 странах мира, составляют основу вертолетной авиации РФ и ряда государств СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

За годы существования КБ завода спроектировало 13 основных моделей вертолетов различных классов, от легкого до тяжелого. Наиболее массовыми стали вертолеты семейств Ми-4, Ми-6, Ми-2 (1961), Ми-8/17 (1961; в 2016 году занимали порядка 45-50% от общего парка гражданских вертолетов в РФ) и Ми-24 (1969).

В КБ Миля был разработан самый тяжелый и грузоподъемный вертолет в мире - Ми-12 (совершил первый полет в 1968 году, всего построено два экземпляра).

Бюро было отмечено советским орденом Трудового Красного Знамени, двумя призам И. И. Сикорского "За выдающиеся достижения в проектировании вертолетов" и др. наградами и премиями.

Структура, продукция

МВЗ им. Миля включает в себя конструкторское бюро, опытное производство, экспериментально-исследовательский комплекс, инженерно-инновационный центр и летно-испытательную базу. Штаб-квартира завода находится в городском поселении Томилино (Люберецкий район Московской области).

В 2016-2017 годах бюро вело работы по целому ряду новых проектов - перспективного скоростного вертолета, среднего многоцелевого вертолета Ми-38 (включая его грузовую модификацию Ми-38Т), среднего многоцелевого вертолета Ми-171А2, тяжелого вертолета Ми-26Т2, модернизации ударного вертолета Ми-28Н. Ожидается, что до конца 2017 года завершатся испытания многоцелевого вертолета Ми-171Е для государственных заказчиков разных стран мира. В феврале 2018 года вертолеты Ми-171А2 получит стартовый заказчик - российская авиакомпания "Ютэйр". В соответствии с межправительственным соглашением, подписанным Россией и Китаем, в 2016 году началась работа по созданию совместного перспективного тяжелого вертолета.

Вертолеты разработки МВЗ им. Миля серийно строятся на предприятиях холдинга "Вертолеты России" - "Роствертол" (Ростов-на-Дону), Улан-Удэнском и Казанском вертолетных заводах.

Показатели

Выручка по итогам 2016 года составила 10 млрд 304 млн руб. (рост на 10% по сравнению с 2015 годом), чистая прибыль - 708,7 млн руб. (рост на 35,8%). По данным "Спарк-Интерфакс", в 2017 году предприятие в качестве поставщика заключило 111 контрактов на сумму 705,5 млн руб.

Штатная численность работников по состоянию на 31 декабря 2016 года - 3 тыс. 117 человек.

Владельцы и руководство

По состоянию на 31 декабря 2016 года 83,84% акций предприятия принадлежали АО "Вертолеты России", 2,39% - ПАО "Роствертол", 13,77% - прочим владельцам.

Исполнительный директор - Сергей Романенко (с 1 ноября 2017 года).

 

Сайт предприятия - http://www.russianhelicopters.aero/ru/mvz/