Система аварийного спасения экипажа на космических кораблях "Союз"
11 октября во время запуска корабля "Союз МС-10" произошла авария ракеты-носителя, экипаж выжил благодаря срабатыванию системы аварийного спасения
ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2018 года во время запуска с космодрома Байконур пилотируемого корабля "Союз МС-10" произошла авария ракеты-носителя "Союз-ФГ". После срабатывания системы аварийного спасения (САС) спускаемый аппарат совершил посадку в 25 км к востоку от г. Жезказгана (Карагандинская область Казахстана). Состояние экипажа удовлетворительное.
САС позволяет сохранить жизни экипажу космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе. В состав САС на российских кораблях "Союз" входят блоки автоматики, питания, гироприборы, двигательная установка, двигатели головного обтекателя, а также механизмы и агрегаты, которые размещаются на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, верхние опоры, ложементы для спускаемого аппарата, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира и др.).
Двигательная установка САС установлена над головным обтекателем "Союза" на штанге ("башенка" на самой верхушке ракеты с кораблем). Двигатели приводятся в готовность за 15 минут до намеченного старта ракеты-носителя. В случае аварии система активируется вручную из командного пункта двумя дежурными, одновременно нажимающими две кнопки по команде наблюдающего за пуском (как правило, таким сигналом выступает короткое слово, название города или реки). С помощью пирозамков САС отстреливает спускаемый аппарат с экипажем от аварийной ракеты, уводит его в сторону и обеспечивает мягкую посадку с помощью парашютной системы.
В безаварийном полете при штатном наборе ракетой-носителем достаточной высоты штанга САС отстреливается от головного обтекателя.
За время эксплуатации "Союзов" система неоднократно модернизировалась. Технические характеристики САС с двигательной установкой 11Д855М разработки АО "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" им. И. И. Картукова" (входит в состав АО "Корпорация тактическое ракетное вооружение"):
- масса САС - 2,8 тыс. кг;
- масса отделяемого головного блока - 8 тыс. 340 кг;
- время увода головного блока за пределы опасной зоны - 4 секунды;
- высота увода головного блока при аварии на старте - 1 тыс. 200 м;
- номинальное удаление места посадки спускаемого аппарата от старта при аварии на старте - от 500 до 1 тыс. 800 м.
Случаи срабатывания САС на "Союзах"
14 декабря 1966 года после отмены пуска беспилотного орбитального космического корабля "Союз 7К-ОК" была ошибочно выдана команда на срабатывание САС на старте. Система отработала штатно, но отделение корабля привело к пожару и взрыву ракеты-носителя "Союз". В результате погиб один из офицеров стартовой команды - инженер-майор Коростылёв, отравившийся продуктами горения.
27 сентября 1967 года после старта беспилотного "Союза 7Л- Л1" (автоматическая межпланетная станция "Зонд", программа облета Луны) произошла авария ракеты-носителя "Протон-К". В результате срабатывания САС спускаемый аппарат приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших из-за падения ракеты не было.
22 ноября 1967 года через 4 секунды после запуска второй ступени носителя "Протон-К" произошла потеря управления ракетой. После срабатывания САС беспилотный спускаемый аппарат корабля "Союз 7К-Л1" (также предназначался для облета Луны) приземлился без повреждений. Погибших и пострадавших при падении ракеты не было.
20 января 1969 года при запуске космического корабля "Союз 7К-Л1" в беспилотном режиме ракета-носитель "Протон-К" взорвалась на 510-й секунде полета. Благодаря работе САС спускаемый аппарат успешно приземлился на территории Монголии. Жертв и пострадавших не было.
3 июля 1969 года после старта ракеты-носителя Н-1 с беспилотным кораблем 11Ф92 "Зонд-М" (прототип лунного орбитального корабля) и макетом лунного посадочного корабля 11Ф94 из-за ненормальной работы одного из двигателей автоматика последовательно отключила почти все двигатели первой ступени, когда ракета находилась на высоте около 200 м. На 15-й секунде полета сработали двигатели САС, спускаемый аппарат успешно покинул зону падения ракеты. Погибших и пострадавших не было.
5 апреля 1975 года после старта пилотируемого корабля "Союз-18-1", который должен был доставить на орбитальную станцию "Салют-4" космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова, произошел отказ третьей ступени ракеты-носителя "Союз" на высоте 192 км.
Штанга с двигателями САС и головной обтекатель к тому моменту уже были сброшены. Сработала автоматическая система отделения спускаемого аппарата от аварийной ракеты. После отстрела капсулы и до раскрытия парашютной системы космонавты испытали перегрузки, по разным данным, в 20 или даже 26 g. Аппарат с экипажем приземлился на склон горы юго-западнее Горно-Алтайска, космонавтов обнаружили геологи и эвакуировали военные.
26 сентября 1983 года на Байконуре за 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя "Союз-У" с пилотируемым кораблем "Союз Т-10-1". Сработавшая САС увела из опасной зоны спускаемый аппарат с космонавтами Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым, которые испытали перегрузки от 14 до 18 g. Приземление прошло в 4 км от места аварии. Погибших и пострадавших в результате падения обломков ракеты-носителя не было. Причиной происшествия стала неисправность в системе смазки газогенераторов первой ступени ракеты. Корабль должен был доставить третью основную экспедицию на орбитальную станцию "Салют-7".