История санкций США против Ирана

Carlos Barria, Pool Photo via AP
В ночь на 5 ноября 2018 года Вашингтон возобновит в полном объеме санкции в отношении Тегерана, которые отменили в 2016 году после подписания СВПД

ТАСС-ДОСЬЕ. В ночь на 5 ноября 2018 года США возобновляют в полном объеме санкции в отношении Ирана, которые были отменены в 2016 году после подписания Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Это второй этап восстановления санкционных мер в отношении этой страны, анонсированных президентом Дональдом Трампом в мае 2018 года. Первая, "предупредительная" часть ограничений вступила в силу в августе.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории введения и смягчения американских санкций в отношении Ирана.

История введения санкций (1979-2006)

Первые односторонние санкции США в отношении Ирана были введены вскоре после Исламской революции (1978-1979), в результате которой в этой стране был свергнут шахский режим. Поводом для них стал захват американского посольства и его сотрудников в Тегеране 4 ноября 1979 года группой иранских студентов. Они требовали от Вашингтона выдать находившегося в США бывшего шаха Мохаммеда Резу Пехлеви Ирану для проведения суда над ним и вернуть вывезенные им богатства (52 из 66 заложников находились в заточении 444 дня и были освобождены только 20 января 1981 года). Тогда Вашингтон оказал жесткий нажим на Тегеран - указом президента США Джимми Картера от 14 ноября 1979 года была прекращена закупка иранской нефти, заморожены иранские вклады в американских банках и их зарубежных филиалах, запрещена продажа Ирану запчастей для военного снаряжения. После разрыва дипотношений в апреле 1980 года был введен запрет на экспорт американских товаров в Иран, включая продовольствие и медикаменты, на денежные переводы в эту страну, а также на импорт иранских товаров. В январе 1981 года эмбарго на торговлю было отменено, однако ограничения на финансовые операции продолжали действовать.

В последующие годы санкционный режим США в отношении Ирана неоднократно корректировался - часть запретов была отменена, другая ужесточена, вводились новые ограничения. Причинами для введения санкций назывались поддержка терроризма, нарушение прав человека, развитие ракетно-ядерной программы. Так, 28 сентября 1984 года администрация Рональда Рейгана ввела дополнительные меры контроля над экспортом в Иран в связи с включением Ирана в список государств, поддерживающих терроризм. 29 октября 1987 года вновь был ограничен импорт иранских товаров, в основном, нефти. В ноябре 1990 года американские нефтяные компании получили разрешение на импорт ограниченного количества нефти из Ирана.

Закон "О нераспространении вооружений в отношении Ирана и Ирака" 1992 года запретил поставки продукции двойного назначения и обычных вооружений и предполагал введение санкций против третьих стран. В 1996 году был принят "закон Д'Амато", предусматривавший санкции в отношении третьих стран, инвестирующих определенную сумму в нефтяную промышленность Ирана и Ливии. В октябре 2006 года его заменил закон "О поддержке свободы в Иране" (в 2016 году продлен на 10 лет), в связи с развитием иранской ядерной программы распространивший санкции на банки, компании и физические лица этой страны, связанные с атомной и оружейной промышленностью.

Пересмотр санкций (2006-2016)

После того как в 2006 году Иран вступил в переговоры по своей ядерной программе с "шестеркой" посредников (Франция, Германия, Великобритания, США, Россия и КНР), а также с приходом к власти в США в 2009 году демократа Барака Обамы в двусторонних отношениях наметилось потепление. Из-под действия санкций был выведен ряд товаров и сняты некоторые запреты. Так, в 2007-2008 годах американским компаниям было разрешено экспортировать в Иран продукцию сельского хозяйства и медицинские препараты и импортировать оттуда икру, фисташковые орехи и ковры. В 2009 году к списку разрешенных к экспорту товаров добавилась издательская продукция, в 2010 году был снят запрет на продажу Ирану разработанного американскими фирмами программного обеспечения для компьютеров, в 2013 году - компьютерного оборудования. В сентябре 2013 годв правительство США разрешило работать в Иране некоммерческим организациям, занимающимся устранением последствий стихийных бедствий, охраной дикой природы, защитой прав человека, а также спортивным ассоциациям.

Между тем в администрации Обамы заявляли о намерении продолжать оказывать нажим на Иран в соответствии с двойственным подходом, который предусматривал возможность как расширения экономического сотрудничества с Тегераном, так и ужесточения санкций. Одновременно со смягчением ряда ограничений в отношении Ирана вводились новые санкции. Так, в 2010-2013 годах в черный список были добавлены транспортные, нефтехимические, энергетические, судоходные и судостроительные компании, морские порты и телерадиовещательные компании. Кроме того, были введены ограничения в отношении командования Корпуса стражей исламской революции (КСИР, элитные части ВС Ирана) и народного ополчения "басидж". В феврале 2012 года Обама подписал указ, блокирующий активы правительства и финансовых институтов Ирана, включая его Центральный банк. В феврале 2013 года был расширен круг подпадающих под санкции транзакций с иранскими финансовыми учреждениями, что ограничило возможность Ирана распоряжаться доходами от продажи нефти, размещенными на счетах в иностранных банках. В июне 2013 года американским банкам, финансовым институтам и компаниям было запрещено иметь дело с организациями, которые ведут операции с использование иранской денежной единицы - риала. Таким образом, риал был исключен из международной финансовой системы.

Частично ограничительные меры в отношении Тегерана были смягчены после вступления в силу 20 января 2014 года промежуточного соглашения о приостановке ядерной программы Ирана (подписано 24 ноября 2013 года Ираном и "шестеркой"). В частности, США ослабили санкции в отношении экспорта иранской нефти, приостановили ограничения для иностранцев, которые "осуществляют транзакции, связанные с экспортом иранской нефтехимической продукции, занимаются в Иране торговлей золотом и драгоценными металлами, а также поставляют товары и услуги для иранского автомобильного сектора". Было временно приостановлено действие санкций в отношении Иранской государственной телерадиовещательной корпорации. Корпорациям Boeing и General Electric было разрешено поставлять в Иран запчасти и проводить ремонт авиационных двигателей. В ноябре 2014 года было приостановлено действие санкций США в отношении третьих стран, направленных на ограничение закупки нефти и нефтепродуктов у Ирана.

18 октября 2015 года вступил в силу разработанный Ираном и "шестеркой" международных посредников Совместный всеобъемлющий план действий, предусматривавший отмену санкций, наложенных на Иран в связи с его ядерной программой, в обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность и поставить ее под международный контроль. 16 января 2016 года Иран подтвердил выполнение обязательств по СВПД о постановке своей ядерной деятельности под контроль МАГАТЭ. В тот же день Барак Обама подписал указ об отмене так называемых второстепенных санкций, касающихся иностранных фирм и зарубежных филиалов американских компаний. 7 октября 2016 года были разрешены долларовые сделки между Ираном и офшорными банковскими учреждениями, но при условии, что они не затрагивают американскую финансовую систему. Был снят запрет на международные финансовые операции с иранскими компаниями, которые могут контролироваться лицом, подпадающим под санкции. Вместе с тем в силе остались так называемые первостепенные санкции, запрещающие деловые контакты с Ираном физическим и юридическим лицам США. Американским гражданам по-прежнему запрещалось осуществлять финансовые транзакции или сделки с правительством Ирана и иранскими финансовыми институтами. В черном списке остались около 200 человек и компаний.

Отказ от договоренностей (с 2017 года)

Дональд Трамп еще в ходе предвыборной президентской кампании неоднократно обвинял Тегеран в спонсорстве терроризма и резко критиковал заключенную с Ираном ядерную сделку. После избрания Трампа началось ужесточение санкционного режима в отношении Ирана. Так, в апреле 2017 года за нарушение прав человека администрация США включила в санкционный список Тегеранскую организацию тюрем, а в мае и июле расширила санкции против ряда юридических и физических лиц, "поддерживающих баллистическую ракетную программу Ирана, иранские военные закупки или Корпус стражей исламской революции". 2 августа 2017 года Трамп подписал закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций", предусматривающий введение ограничений в отношении лиц, имеющих отношение к иранской программе по разработке баллистических ракет.

13 октября 2017 года Дональд Трамп изложил новую, более жесткую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, согласно которой США намерены противостоять его "дестабилизирующему влиянию". В тот же день минфин США ввел санкции против трех иранских организаций, а также внес КСИР в список организаций, "поддерживающих терроризм". 16 ноября 2017 года президент продлил эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из Ирана.

8 мая 2018 года Дональд Трамп объявил о выходе Вашингтона из соглашения по иранской ядерной программе, что означало постепенное восстановление действия ранее замороженных в соответствии с СВПД ограничительных мер в отношении Тегерана, а также третьих стран. 6 августа 2018 года им был подписан указ, согласно которому санкции должны быть возвращены в два этапа. 7 августа были восстановлены ограничения на продажу Ирану американской валюты, покупку у Тегерана золота и других ценных металлов, приобретение иранских бондов и облигаций, работу с иранским автомобилестроением. Также под ударом оказались компании, специализирующиеся на алюминии, графите, угле, стали и выпускающие компьютерные программы для промышленных предприятий.

Второй этап, который вводится в ночь с 4 на 5 ноября, подразумевает восстановление ограничений, связанных с экспортом нефти и энергетическим сектором, судоходством и судостроением, деятельностью финансовых институтов, осуществляющих операции с Центробанком Ирана. Таким образом, будет возобновлено действие всех американских санкций, отмененных 16 января 2016 года, в день начала реализации СВПД.

Реакция на действия США

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи написал 3 ноября в Twitter: "Вводя санкции, США хотели парализовать и остановить рост национальной экономики, однако на деле все закончилось движением в сторону самодостаточности Ирана. Иранская нация в течение многих лет импортировала все, а теперь выработала привычку все производить".

МИД России в заявлении от 3 ноября отвергает любые односторонние санкции в обход решений Совета Безопасности ООН, имеющие экстерриториальное применение и затрагивающие интересы третьих стран, как в случае с рестрикциями США против Ирана. В ведомстве отметили, что СВПД полностью себя оправдал и доказал свою эффективность и что международное сообщество не должно допустить, чтобы "столь значимое достижение многосторонней дипломатии рухнуло по прихоти одной страны, открыто нарушающей нормы международного права".

Евросоюз, Великобритания, Франция и Германия выразили сожаление из-за новых санкций США против Ирана, заявили о необходимости защитить свои компании и обязались работать для сохранения и поддержания сотрудничества с Ираном и продолжения иранского экспорта нефти и газа. Об этом было заявлено в совместном заявлении главы европейской дипломатии Федерики Могерини и глав МИД трех стран 2 ноября 2018 года.