ТАСС-ДОСЬЕ. 22 января 2019 года при заходе на посадку на аэродроме полка дальней авиации в Оленегорске (Мурманская область) потерпел катастрофу бомбардировщик Ту-22М3.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о самолете.
Ту-22М - семейство советских, позднее российских дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. Самолеты этого типа предназначены для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами и бомбами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Могут быть носителями ядерного оружия. Главный конструктор проекта - Дмитрий Марков.
По данным из открытых источников, в настоящее время около 60 единиц (модификаций Ту-22М3 и Ту-22МР) состоят на вооружении Дальней авиации ВКС РФ. В 1990-х годах после распада СССР самолеты также находились в составе ВВС Белоруссии (выведены в РФ) и Украины (большей частью уничтожены, несколько экземпляров сохранены в музеях).
Советские Ту-22М3 применялись в боевых действиях в Афганистане (1989), российские Ту-22М3 - на территории Южной Осетии (2008) и в Сирии (с 2015 по настоящее время).
История проекта
В 1962 году на вооружение ВВС СССР поступили реактивные сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 (в варианте ракетоносца - Ту-22К). При эксплуатации были выявлены недостатки проекта - самолет оказался тяжелым в управлении и ненадежным, в том числе из-за размещения двигателей в хвосте, под килевым оперением. В середине 1960-х специалисты Московского машиностроительного завода "Опыт", (ныне - ПАО "Туполев") на инициативных началах начали разработку нового самолета этого класса.
Поскольку в Министерстве обороны СССР категорически отказывались выделять средства на разработку нового типа сверхзвукового бомбардировщика спустя всего несколько лет после начала эксплуатации Ту-22, работы формально проводились как глубокая модернизация Ту-22К. Фактически же был разработан новый самолет с крылом изменяемой стреловидности и двигателями, расположенными по бокам фюзеляжа. В 1969-1973 годах были созданы несколько модификаций, только одна из которых строилась большими сериями.
- Ту-22М0 - опытный самолет. Небольшая партия проходила испытания в 1969-1971 годах.
- Ту-22М1 - опытная модификация с новыми двигателями НК-144-22, доработанным крылом увеличенного размера, кормовой пушкой и др. В начале 1970-х годов было построено девять экземпляров.
- Ту-22М2 - первый серийный вариант с увеличенной боевой нагрузкой. В 1973-1983 годах были построены 211 единиц. Принят на снабжение авиации ВМФ и ВВС СССР под обозначением Ту-22М.
Ту-22М3
Первый Ту-22М3 (заводской номер 2105) впервые поднялся в воздух 20 июня 1977 года. Машиной управлял экипаж в составе командира Анатолия Бессонова, второго пилота Александра Махалина, штурмана-навигатора Анатолия Еременко и штурмана-оператора Бориса Кутакова.
В 1978 году после завершения программы летно-доводочных испытаний бомбардировщик был запущен в серийное производство (до 1983 года велось параллельно с выпуском Ту-22М2). В окончательном виде принят на вооружение авиации советских ВМФ и Дальней авиации в марте 1989 года.
Серийно строился до 1993 года на Казанском авиационном производственном объединении имени С. П. Горбунова (ныне - Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова - филиал ПАО "Туполев"). По данным из открытых источников, всего было выпущено 497 единиц Ту-22М различных модификаций, в том числе 268 единиц Ту-22М3.
Конструкция и летно-технические характеристики Ту-22М3
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности (минимальный угол стреловидности консолей крыла используется при взлете и посадке, максимальный - для полетов со сверхзвуковой скоростью или на предельно малых высотах). Конструкция в основном выполнена из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов.
Элероны отсутствуют, механизация крыла включает предкрылки, закрылки и интерцепторы. Стабилизатор - цельноповоротный. Самолет имеет фюзеляж типа полумонокок, трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка включает два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой НК-25 (тяга на форсаже - 25 тыс. кгс, разработчик - Куйбышевский моторный завод Минавиапрома СССР, ныне - ПАО "Кузнецов").
- Длина самолета - 42,46 м;
- высота - 11,05 м;
- размах крыла - от 27,70 м (при стреловидности 65 градусов) до 34,28 м (при стреловидности 20 градусов);
- максимальная взлетная масса - 124 тыс. кг;
- максимальная скорость полета - 2 тыс. км/ч;
- тактический радиус действия - 2 тыс. 200 км;
- практический потолок - 14 тыс. м;
- практическая дальность - 7 тыс. км;
- экипаж - четыре человека в герметизированной кабине (командир, помощник командира, штурман-навигатор и штурман-оператор);
- боевая нагрузка - 24 тыс. кг (максимальная), 12 тыс. кг (нормальная);
- вооружение - двуствольная кормовая пушка ГШ-23Л калибра 23 мм (боекомплект 750 снарядов), управляемые и аэробаллистические ракеты (в том числе гиперзвуковой комплекс "Кинжал"), свободнопадающие авиабомбы или морские мины различных типов. Ракеты размещаются в фюзеляжном отсеке и на пилонах под неподвижной частью крыла.
Модификации
- Ту-22М3 - основная модификация;
- Ту-22М3Р (или Ту-22МР) - версия с разведывательным оборудованием в контейнерном исполнении вместо бомбовой нагрузки. В конце 1980-х годов построено около десяти экземпляров. Состоят на вооружении Дальней авиации ВКС России;
- Ту-22М3М - дальнейшая модернизация с целью повышения боевой эффективности и продления ресурса до 35 лет.
Кроме того, в 1990-х годах конструкторское бюро Туполева прорабатывало возможность создания на базе Ту-22МЗ сверхзвукового бизнесджета Ту-344 на 10-12 пассажиров. В 1990-х и 2010-х годах изучались возможности использования Ту-22М3 в качестве платформы для запуска на орбиту Земли искусственных спутников.