История создания и характеристики бомбардировщика Ту-22М3
22 января Ту-22М3 потерпел катастрофу на аэродроме полка дальней авиации в Оленегорске
ТАСС-ДОСЬЕ. 22 января 2019 года при заходе на посадку на аэродроме полка дальней авиации в Оленегорске (Мурманская область) потерпел катастрофу бомбардировщик Ту-22М3.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о самолете.
Ту-22М - семейство советских, позднее российских дальних сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков с изменяемой геометрией крыла. Самолеты этого типа предназначены для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами и бомбами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях. Могут быть носителями ядерного оружия. Главный конструктор проекта - Дмитрий Марков.
По данным из открытых источников, в настоящее время около 60 единиц (модификаций Ту-22М3 и Ту-22МР) состоят на вооружении Дальней авиации ВКС РФ. В 1990-х годах после распада СССР самолеты также находились в составе ВВС Белоруссии (выведены в РФ) и Украины (большей частью уничтожены, несколько экземпляров сохранены в музеях).
Советские Ту-22М3 применялись в боевых действиях в Афганистане (1989), российские Ту-22М3 - на территории Южной Осетии (2008) и в Сирии (с 2015 по настоящее время).
История проекта
В 1962 году на вооружение ВВС СССР поступили реактивные сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 (в варианте ракетоносца - Ту-22К). При эксплуатации были выявлены недостатки проекта - самолет оказался тяжелым в управлении и ненадежным, в том числе из-за размещения двигателей в хвосте, под килевым оперением. В середине 1960-х специалисты Московского машиностроительного завода "Опыт", (ныне - ПАО "Туполев") на инициативных началах начали разработку нового самолета этого класса.
Поскольку в Министерстве обороны СССР категорически отказывались выделять средства на разработку нового типа сверхзвукового бомбардировщика спустя всего несколько лет после начала эксплуатации Ту-22, работы формально проводились как глубокая модернизация Ту-22К. Фактически же был разработан новый самолет с крылом изменяемой стреловидности и двигателями, расположенными по бокам фюзеляжа. В 1969-1973 годах были созданы несколько модификаций, только одна из которых строилась большими сериями.
- Ту-22М0 - опытный самолет. Небольшая партия проходила испытания в 1969-1971 годах.
- Ту-22М1 - опытная модификация с новыми двигателями НК-144-22, доработанным крылом увеличенного размера, кормовой пушкой и др. В начале 1970-х годов было построено девять экземпляров.
- Ту-22М2 - первый серийный вариант с увеличенной боевой нагрузкой. В 1973-1983 годах были построены 211 единиц. Принят на снабжение авиации ВМФ и ВВС СССР под обозначением Ту-22М.
Однако эти самолеты в полной мере не удовлетворяли государственного заказчика. В 1974 году Совет Министров СССР выпустил постановление, касавшееся дальнейшего развития бомбардировщика. Требовалось разработать новую модификацию самолета, оснастив ее перспективными видами ракетного вооружения, увеличив загрузку бомбовым вооружением, доработав крыло, заменив двигатели НК-22 более мощными НК-25 и др.
Ту-22М3
Первый Ту-22М3 (заводской номер 2105) впервые поднялся в воздух 20 июня 1977 года. Машиной управлял экипаж в составе командира Анатолия Бессонова, второго пилота Александра Махалина, штурмана-навигатора Анатолия Еременко и штурмана-оператора Бориса Кутакова.
В 1978 году после завершения программы летно-доводочных испытаний бомбардировщик был запущен в серийное производство (до 1983 года велось параллельно с выпуском Ту-22М2). В окончательном виде принят на вооружение авиации советских ВМФ и Дальней авиации в марте 1989 года.
Серийно строился до 1993 года на Казанском авиационном производственном объединении имени С. П. Горбунова (ныне - Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова - филиал ПАО "Туполев"). По данным из открытых источников, всего было выпущено 497 единиц Ту-22М различных модификаций, в том числе 268 единиц Ту-22М3.
Конструкция и летно-технические характеристики Ту-22М3
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с низкорасположенным крылом изменяемой стреловидности (минимальный угол стреловидности консолей крыла используется при взлете и посадке, максимальный - для полетов со сверхзвуковой скоростью или на предельно малых высотах). Конструкция в основном выполнена из алюминиевых сплавов, а также высокопрочных и жаропрочных сталей, титановых и магниевых сплавов.
Элероны отсутствуют, механизация крыла включает предкрылки, закрылки и интерцепторы. Стабилизатор - цельноповоротный. Самолет имеет фюзеляж типа полумонокок, трехопорное убирающееся шасси с носовой стойкой. Силовая установка включает два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой НК-25 (тяга на форсаже - 25 тыс. кгс, разработчик - Куйбышевский моторный завод Минавиапрома СССР, ныне - ПАО "Кузнецов").
- Длина самолета - 42,46 м;
- высота - 11,05 м;
- размах крыла - от 27,70 м (при стреловидности 65 градусов) до 34,28 м (при стреловидности 20 градусов);
- максимальная взлетная масса - 124 тыс. кг;
- максимальная скорость полета - 2 тыс. км/ч;
- тактический радиус действия - 2 тыс. 200 км;
- практический потолок - 14 тыс. м;
- практическая дальность - 7 тыс. км;
- экипаж - четыре человека в герметизированной кабине (командир, помощник командира, штурман-навигатор и штурман-оператор);
- боевая нагрузка - 24 тыс. кг (максимальная), 12 тыс. кг (нормальная);
- вооружение - двуствольная кормовая пушка ГШ-23Л калибра 23 мм (боекомплект 750 снарядов), управляемые и аэробаллистические ракеты (в том числе гиперзвуковой комплекс "Кинжал"), свободнопадающие авиабомбы или морские мины различных типов. Ракеты размещаются в фюзеляжном отсеке и на пилонах под неподвижной частью крыла.
Предусмотрены активные и пассивные средства постановки помех. Члены экипажа в экстренном случае могут покинуть кабину при помощи катапультных кресел.
Модификации
- Ту-22М3 - основная модификация;
- Ту-22М3Р (или Ту-22МР) - версия с разведывательным оборудованием в контейнерном исполнении вместо бомбовой нагрузки. В конце 1980-х годов построено около десяти экземпляров. Состоят на вооружении Дальней авиации ВКС России;
- Ту-22М3М - дальнейшая модернизация с целью повышения боевой эффективности и продления ресурса до 35 лет.
Ожидается, что в общей сложности около 30 единиц Ту-22М3 будут обновлены по этой программе на Казанском авиазаводе. Первый модернизированный до уровня М3М экземпляр совершил первый полет 28 декабря 2018 года. По данным "Туполева", у Ту-22М3М значительно расширен боевой потенциал, увеличен радиус действия. Глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев сообщал, что эта версия самолета сможет нести крылатые ракеты Х-32 и гиперзвуковые ракеты.
Кроме того, в 1990-х годах конструкторское бюро Туполева прорабатывало возможность создания на базе Ту-22МЗ сверхзвукового бизнесджета Ту-344 на 10-12 пассажиров. В 1990-х и 2010-х годах изучались возможности использования Ту-22М3 в качестве платформы для запуска на орбиту Земли искусственных спутников.