История освоения российской Арктики

Лев Федосеев/ ТАСС

Современные границы российской Арктики определены указом президента Владимира Путина "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" от 2 мая 2014 года

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в "Экспофоруме" начался V Международный арктический форум "Арктика - территория диалога".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку по истории освоения Российской Арктики.

Российская Арктика - полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" от 2 мая 2014 года.

Первые исследования Арктики в XI-XVII веках

В XI веке русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В 1032 году, согласно записи в Никоновской летописи, новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к "Железным воротам", то есть к проливу Карские ворота либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая Земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII веках поморами были исследованы острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века - острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII века началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 годк в низовьях Печоры был основан Пустозерск - первый русский заполярный город (просуществовал до 1960-х годов; находился в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мара). В 1533 году на мурманском берегу Баренцева моря был основан Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем на одноименном острове в Белом море (1429) стал важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX века оставался Архангельск, основанный в 1584 году.

В XVI-XVII веках русскими купцами активно осваивался так называемый Мангазейский морской ход, участок Северного морского пути (СМП) от устья Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби. В 1601 году на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 года; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

XVII-XVIII века

В 1648 году казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки. Он открыл пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 годах торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 году землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 году, в ходе Первой Камчатской экспедиции (1728-1729), организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 годах российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и других. Ее участники во время морских и пеших походов нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, а также берега Охотского и Берингова морей. Ими были описаны полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 годах Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 году была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 году по материалам Великой Северной экспедиции была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона". В 1765 году по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды, близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 году была основана торгово-промышленная Российско-Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

XIX - начало XX века

В 1820-1824 годах экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая Земля. В 1873 году австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 году был объявлен российской территорией. В 1878-1879 годах состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX века активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х годах архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая Земля для постоянного проживания. В 1894 году правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 году в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне - Полярный), а в 1916 году - Романов-на-Мурмане (ныне - Мурманск). Для скорейшего освоения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин - от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 годах Императорской Академией наук была снаряжена Русская полярная экспедиция во главе с бароном Эдуардом Толлем и лейтенантом флота Александром Колчаком (в будущем - Верховный правитель России). Она провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 годах гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 года правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути - первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-1930-х годах в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции; с 1925 года - Институт по изучению Севера, с 1958 года - Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). Перед ней была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. 15 апреля 1926 года было принято постановление президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4'35" восточной долготы и 168°49'30" западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса.

В 1931 году было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на Русском Севере - Чибьюское (Северный край, ныне - Республика Коми). Добыча на нем началась в 1939 года.

В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно-хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства в 1932 году стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода "Сибиряков", который прошел СМП за одну навигацию (65 дней).

В 1937 году советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые совершили перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция "Северный полюс". Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 года (программа действовала также в 2003-2015 годах).

В 1930-1940-е годы в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики, в том числе с использованием труда политзаключенных. В этот период были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и другие. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 году для активизации в регионе геологоразведочных работ в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург) был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне - Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. академика И. С. Грамберга). В 1960-1970-е годы были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и другие. В 1980-х годах нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и другие.

В 1962 году советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол" совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, достигнув Северного полюса и всплыв на поверхность (первыми аналогичную акцию в 1959 году осуществил военно-морской флот США). В 1977 году советский атомный ледокол "Арктика" стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 году почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х годах финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры оказались заброшены, почти на треть снизилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 году до 1,65 млн т в 1996 году.

В 1996 году был принят федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Документ обеспечивал "государственный протекционизм" и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 года была поставлена задача "в кратчайшие сроки" разработать "механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера".

В 2000-х годах были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных объектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод "Ямал - Европа".

19 сентября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" - главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 году стать "ведущей стратегической ресурсной базой" страны. В феврале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 году Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике. Первая партия нефти была отгружена с платформы "Приразломная". 8 декабря 2017 года на полуострове Ямал состоялось открытие первой очереди завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта "Ямал СПГ".