Как расследовали дело Варвары Карауловой

Александра Иванова (Варвара Караулова). Сергей Фадеичев/ ТАСС
Александра Иванова (Варвара Караулова)

16 апреля суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении девушки

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 апреля 2019 года Вологодский городской суд удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении Варвары Карауловой (она же Александра Иванова), осужденной за попытку примкнуть к запрещенной в РФ террористической группировке "Исламское государство" (ИГ).

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об уголовном деле и суде в отношении Карауловой (Ивановой).

Попытка побега в Сирию

28 мая 2015 года в московскую полицию поступило заявление о пропаже 19-летней Варвары Карауловой, студентки второго курса философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ), поданное ее родителями. Девушка увлекалась изучением ислама и арабского языка и незадолго до своего исчезновения оформила загранпаспорт. Вскоре выяснилось, что Караулова вылетела из Москвы в Стамбул (Турция). Ее объявили в международный розыск.

4 июня 2015 года сотрудники турецкого отделения Интерпола задержали Караулову и еще 12 граждан РФ при попытке перехода турецко-сирийской границы в окрестностях г. Килис. Предположительно, россияне прибыли в Турцию с целью пройти через южную границу в Сирию и присоединиться к боевикам ИГ. 5 июня Следственный комитет России начал доследственную проверку возможной вербовки Варвары Карауловой в экстремистское сообщество. По итогам проверки было принято решение не возбуждать против девушки уголовное дело. При этом СК возбудил дело в отношении вербовщика (по данным СМИ - уроженца Татарстана Айрата Саматова), который направлял Варвару в Сирию для участия в деятельности ИГ.

12 июня 2015 года отец студентки перевез ее в Москву из Стамбула. Побег дочери он объяснял влюбленностью Варвары в вербовщика террористов. Вскоре после возвращения из Турции Варвара взяла в вузе академический отпуск и сменила имя, став Александрой Ивановой.

Арест и следствие

27 октября 2015 года СМИ сообщили об аресте вербовщика Ивановой. В тот же день в московской квартире девушки прошел обыск. СМИ сообщали, что найдены "неопровержимые доказательства" того, что Иванова и после возвращения в Москву продолжала поддерживать связь с вербовщиком. Сама студентка была арестована на следующий день по подозрению в приготовлении к преступлению (часть 1 статьи 30 УК РФ), предусмотренному частью 2 статьи 205.5 УК РФ ("участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической"). Студентка была помещена в московское СИЗО "Лефортово". Срок ее ареста впоследствии многократно продлевался: по мнению следователей, Иванова могла продолжить заниматься преступной деятельностью или скрыться.

10 ноября 2015 года студентке было предъявлено официальное обвинение. Оглашая материалы дела, судья сообщила, что Иванова полностью признала свою вину.

7 апреля 2016 года адвокат студентки Сергей Бадамшин сообщил, что по результатам судебно-психиатрической экспертизы, проведенной специалистами НИИ им. Сербского, его подзащитная признана вменяемой.

26 августа 2016 года Следственное управление ФСБ России завершило расследование дела, предъявив Александре Ивановой обвинение в окончательной редакции. Адвокат Сергей Бадамшин сообщил в интервью газете "Коммерсантъ", что его подзащитная "не признает вины", хотя "раньше признавала". Он не исключил, что в начале следствия, когда его не пускали к подзащитной, Иванова могла себя оговорить.

22 сентября 2016 г. гособвинение попросило рассматривать дело в закрытом режиме, так как в материалах дела содержатся секретные сведения. Защита и сама обвиняемая настаивали на открытом заседании. Адвокат Бадамшин утверждал, что в деле есть "всего один лист", где изложены секретные данные сотрудника Федеральной службы безопасности (ФСБ) России.

27 сентября 2016 года Европейский суд по правам человека подтвердил получение жалобы Александры Ивановой, касающейся помещения студентки под арест, а также нарушений, допущенных, по мнению адвокатов, в ходе расследования ее дела.

Судебный процесс и после приговора

Дело было передано в Московский окружной военный суд, который назначил начало слушаний по существу на 5 октября. Судья Александр Абабков сообщил, что процесс будет проходить в открытом режиме. Из оглашенного прокурором в суде обвинительного заключения следовало, что Иванова (на тот момент - Караулова) приняла решение вступить в ИГ, присоединившись к группировке "Бадр", и могла осуществлять диверсионную деятельность на территории Сирии или в Европе путем самоподрыва. По версии следствия, студентка с помощью интернет-мессенджера вступила в контакт с неустановленным лицом, чтобы попасть в одно из подразделений, которым управлял некий Абдух Хакин; в Турции Караулову встретили и перевезли на конспиративную квартиру в город Килис, где она была задержана спецслужбами. Обвиняемая заявила в суде, что не признает вину в попытке участия в деятельности ИГ.

31 октября 2016 года председатель коллегии судей, оглашая материалы дела, сообщил, что в 2015 году врачи психиатрической клинической больницы №1 им. Н. А. Алексеева (Москва) поставили Карауловой диагноз "шизотипическое расстройство личности", которое характеризуется склонностью к социальной изоляции и странностям в поведении.

17 ноября 2016 года Иванова заявила в суде, что изначально дала признательные показания из страха получить длительный тюремный срок. Кроме того, девушка рассказала, что общалась с Айратом Саматовым с 2012 года и ради него приняла ислам. В 2014 году мужчина уехал в Сирию, после чего в марте 2015 года она "вышла замуж по скайпу" (имеется в виду интернет-мессенджер Skype) за некоего Надира, также находившегося в Сирии. Далее, по ее словам, Саматов вышел на связь с ней и рассказал, что Надир состоит в ИГ, после чего Караулова передумала улетать к виртуальному мужу. В дальнейшем с обвиняемой связалась некая девушка, которая предложила ей уехать в Сирию, объяснив, что там есть возможность выйти замуж. Обвиняемая, надеясь найти в Сирии Саматова, согласилась.

18 ноября 2016 года пресс-служба МГУ сообщила, что Александра Иванова отчислена c философского факультета университета по собственному желанию.

21 декабря 2016 года обвиняемая выступила с последним словом, заявив, что не может себя простить за случившиеся, назвала свою любовь к вербовщику террористической организации "больной и неадекватной". Также она поблагодарила суд за внимательное отношение к ней.

Обвинение требовало назначить Карауловой (Ивановой) наказание в виде пяти лет колонии общего режима и штрафа в 150 тыс. руб.

22 декабря 2016 года суд признал Караулову (Иванову) виновной и приговорил ее к 4 годам и 6 месяцам колонии общего режима. При этом ей было засчитано в срок наказания время, которое она провела в СИЗО, - один год и два месяца.

26 апреля 2017 года адвокат осужденной Сергей Бадамшин рассказал журналистам, что девушку этапировали для отбытия наказания в женскую колонию №1 Вологодской области.

22 января 2018 года отец осужденной Павел Караулов в эфире радиостанции "Эхо Москвы" рассказал, что его дочь обратилась с просьбой о помиловании к президенту РФ Владимиру Путину.

20 марта 2019 года Сергей Бадамшин сообщил ТАСС о том, что он подал в Вологодский городской суд ходатайство об условно-досрочном освобождении Карауловой (Ивановой) от отбывания наказания.