История введения санкций США на покупку иранской нефти

EPA-EFE/ ABEDIN TAHERKENAREH

2 мая вступит в силу решение Вашингтона о прекращении действия исключений из санкций на покупку иранской нефти, введенных для ряда стран в ноябре 2018 года

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 мая 2019 года вступит в силу решение США о прекращении действия исключений из санкций на покупку иранской нефти, введенных для ряда стран в ноябре 2018 года.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как Вашингтон вводил антииранские нефтяные санкции.

От партнерства до первых санкций

В период правления шаха Мохаммеда Резы Пехлеви (1941-1979), проводившего курс на вестернизацию страны и сближение с США, Вашингтон и Тегеран подписали ряд военных и экономических договоров, следствием которых стало значительное укрепление двусторонних связей. Среди них договор о торговле 1943 года и соглашения о военном сотрудничестве 1950 года и 1959 года. В период с 1950 по 1978 годы США были главным торговым партнером Ирана.

После свержения шаха и прихода к власти аятоллы Хомейни в результате победы Исламской революции (1978-1979) отношения США и Ирана резко обострились. В мае 1979 года военные советники США в Иране были лишены дипломатического иммунитета, правительство Исламской Республики Иран (ИРИ) отказалось принять нового американского посла и не направило своего посла в Вашингтон. Кульминацией стал захват в заложники американских дипломатов в Тегеране 4 ноября 1979 года (освобождены в январе 1981 года). Это привело к разрыву дипломатических отношений (не имеют их в настоящий момент) и введению первых санкций Вашингтона против Ирана, в том числе эмбарго на поставку иранской нефти в США.

Ужесточение ограничительных мер

В последующие годы, обвиняя Иран в поддержке терроризма и разработке ядерного оружия, США неоднократно вводили либо ужесточали уже действующие ограничительные меры в отношении этой страны, в том числе в нефтяной сфере. Так, 15 марта 1995 года президент США Билл Клинтон заблокировал сделку американской компании Conoco с Иранской национальной нефтяной компанией на разведку двух нефтяных месторождений у побережья Ирана (первая крупная сделка с 1979 года). Вскоре после этого, 8 мая 1995 года, был издан президентский указ, запрещающий фирмам США разрабатывать иранские нефтяные и газовые месторождения и приобретать иранскую нефть для продажи третьим странам. США объясняли необходимость введения этих мер тем, что, согласно данным американской разведки, Иран продолжал оказывать содействие терроризму.

Некоторые американские ограничительные меры в отношении Тегерана могли также затрагивать интересы третьих стран. Первые экстерриториальные положения появились в законе о санкциях против Ирана, принятом в 1996 году. Документ предусматривал введение экономических санкций против зарубежных фирм, сотрудничающих с ИРИ в области добычи нефти и газа. В 2006 году его заменил "Закон о поддержке свободы в Иране". Он, в частности, дает администрации США возможность применять карательные меры в отношении тех компаний и лиц, которые своими инвестициями внесли вклад в разработку нефтяных ресурсов Ирана. Между тем документ наделяет президента США правом выводить компании из-под действия санкций, если он сочтет это отвечающим американским национальным интересам.

В феврале 2013 года при президенте Бараке Обаме был принят ряд мер, дополнительно затрудняющих доступ Ирана к доходам от продажи нефти. Был расширен круг подпадающих под санкции транзакций с иранскими финансовыми учреждениями, что ограничило возможность Ирана распоряжаться доходами от продажи нефти, размещенными на счетах в иностранных банках. В июне 2013 года американским банкам, финансовым институтам и компаниям было запрещено иметь дело с организациями, которые ведут операции с использование иранской денежной единицы - риала. Таким образом, риал фактически был исключен из международной финансовой системы.

Смягчение санкций в результате заключения ядерной сделки

20 января 2014 года, когда вступило в силу промежуточное соглашение о приостановке ядерной программы Ирана (подписано 24 ноября 2013 года Ираном и "шестеркой" международных посредников - Россией, Великобританией, Китаем, США, Францией и Германией), США ослабили санкции в отношении экспорта иранской нефти, приостановили ограничения для иностранцев, в том числе осуществляющих транзакции, связанные с экспортом иранской нефтехимической продукции. В ноябре 2014 года было приостановлено действие санкций США в отношении третьих стран, направленных на ограничение закупки нефти и нефтепродуктов у Ирана.

14 июля 2015 года Иран и "шестерка" достигли соглашения об урегулировании проблемы, касающейся иранской ядерной программы. 18 октября 2015 года разработанный ими Совместный всеобъемлющий план действий вступил в силу. Он предусматривал отмену санкций, наложенных на Иран в связи с его ядерной программой, в обмен на обязательства Тегерана ограничить ядерную деятельность и поставить ее под международный контроль.

Изменение политики в отношении Ирана администрацией Дональда Трампа

Президент США Дональд Трамп (с января 2017 года), обещавший в своей предвыборной программе противодействовать укреплению Ирана как главного, по его мнению, спонсора исламского терроризма, начал проводить новую политику в отношении этой страны. 13 октября 2017 гда он изложил более жесткую стратегию Вашингтона по отношению к Тегерану, согласно которой США намерены противостоять его "дестабилизирующему влиянию". Американский президент отказался подтвердить выполнение Тегераном соглашения по ядерной программе и 16 ноября 2017 года продлил действие эмбарго, наложенного ранее на поставки нефти и нефтепродуктов из Ирана.

8 мая 2018 года Трамп объявил об одностороннем выходе Вашингтона из соглашения по иранской ядерной программе. В ноябре 2018 года антииранские санкции, включающие запрет на закупку нефти, были восстановлены в полном объеме. Вместе с тем американские власти выдали нескольким странам (среди них Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Италия, Греция, Тайвань и Турция) временные разрешения на закупки нефти у Ирана (действительны до мая 2019 года). 22 апреля 2019 года американская администрация объявила, что не будет продлевать сроки действия этих исключений.

Нефтяные запасы Ирана и доходы от экспорта нефти

На сегодняшний день Иран обладает доказанными запасами нефти в размере 157 млрд баррелей. По данным ОПЕК, в 2012 году доходы страны от ее экспорта составляли $101 млрд, уменьшившись в последующие годы до $62 млрд (2013), $54 млрд (2014) и $27 млрд (2015). Отмена эмбарго позволила Ирану восстановить уровень доходов от продажи нефти до $41 млрд долларов в 2016 году и почти $53 млрд в 2017 году. Как заявил 22 апреля 2019 года госсекретарь США Майкл Помпео, американские санкции в отношении энергетического сектора Ирана лишили власти в Тегеране доходов, значительно превышающих $10 млрд. "До 40% доходов режима (в Тегеране) обеспечивает продажа нефти. Это главный источник наличности для режима. До того, как наши санкции начали действовать, Иран получал ежегодно до $50 млрд в виде нефтяных доходов", - сказал руководитель внешнеполитического ведомства США.