31 октября 2013, 15:46

Высказывания о концепции нового учебника истории

ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян
Новая концепция преподавания истории России направлена на утверждение президенту

Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям 19 февраля 2013 года отметил, что учебники должны быть "рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого". "Нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур". "Учебники для школы должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований. Это должно быть обязательным требованием ко всем учебным материалам".

На заседании Российского исторического общества в феврале 2013 года глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин высказал мнение о причинах, по которым создание новых учебников истории становится необходимым: "Лет семь назад я привез Владимиру Путину брошюру из Казани. Она живописует ужасы нашествия Ивана Грозного и заканчивается словами: "борьба татарского народа за независимость продолжается". "Если мы не создадим свой учебник, то наши дети будут учиться по книгам, написанным на средства Сороса, где периоду Второй мировой войны и роли Советского Союза отведено несколько абзацев, а вкладу западной коалиции два листа".

На том же заседании наместник Московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон /Шевкунов/ отметил: "Конечно, единый учебник истории необходим". Он привел такой пример: "Я как-то спросил у группы студентов в 200 человек, которые были разного возраста, кто такой генерал Карбышев и кто такой генерал Власов? Кто такой Дмитрий Карбышев, не знал никто, а кто такой Власов, знали все... А потом они показали мне учебник, где о Карбышеве действительно не было ни слова, а о Власове сказано даже не двойственно, а просто преступно".

В интервью телеведущему Владимиру Познеру 17 марта 2013 года министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявил: "Хороший учебник истории, даже если он один, оставляет возможность для размышлений, для выстраивания разных версий произошедших событий и исторических концепций".

В ходе выступления на первой конференции Общероссийского народного фронта 29 марта 2013 года Владимир Путин сказал: "Должна быть каноническая версия нашей истории". "Если, действительно, мы будем на Востоке изучать одну историю, на Урале - вторую, в Европейской части - третью, это в целом может разрушать, и наверняка будет разрушать единое гуманитарное пространство нашей многонациональной нации".

1 июня 2013 года в программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым" на телеканале "Россия 1" председатель Госдумы Сергей Нарышкин заявил: "Перед историками стоит большая задача дать развернутую, взвешенную и объективную оценку того, что происходило ранее". Он подчеркнул, что это "сложнейшая задача".

В интервью, опубликованном в "Российской газете" 20 июня 2013 года, политолог, председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов на вопрос о введении единого учебника истории ответил: "Я считаю, что проблема немножко преувеличена. В настоящий момент действуют 238 учебников по истории. И те специалисты, которые специально их изучали, пришли к выводу, что там нет ничего предосудительного. Они не воспитывают антипатриотов, ура-патриотов или людей, не помнящих родства, в основном это нормальные учебники".

Директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян в интервью "Российской газете" 9 июля 2013 года подчеркнул, что новый историко-культурный стандарт "лишь хронологический каркас, включающий перечень дат, событий, персонажей, которые должны присутствовать во всех учебниках, будь их один или несколько".

Декан истфака МГУ академик Сергей Карпов в интервью газете "ВЗГЛЯД" 12 октября 2013 года так сказал о концепции нового учебника истории: "Путь к единому учебнику был дорогой от проб и ошибок к осознанию необходимости какого- то вектора, потому что движение без него становится хаосом. Я убежден, что написание подобного учебника - вещь чрезвычайно трудная, потому что мы живем в крайне поляризированном обществе. У нас есть очень много различных мнений даже среди очень маленьких групп людей. Поэтому выработать общую концепцию будет чрезвычайно трудно. И что бы мы ни создали, мы обязательно будем находиться в поле жесточайшей критики".

30 октября 2013 года на заседании Совета Российского исторического общества Сергей Нарышкин отметил, что новая концепция "по иному представила различные периоды нашей истории, различные события и процессы".

В интервью газете "Коммерсант" 31 октября 2013 года академик Александр Чубарьян говорит, что "история не складывается исключительно из подвигов, но также из ошибок и трагедий. Важно только не политизировать историю, и тогда место в ней найдется всему. Поэтому мы сразу же в первоначальном проекте определили трудные вопросы, по которым нет единого мнения в обществе". "Региональная проблематика была самой спорной при обсуждении стандарта. И в этой проблеме два аспекта. Во-первых, как преподавать историю России в целом и историю конкретного региона. Это проблему, видимо, придется решать на практике тем, кто будет писать учебники". "Стандарт включает все события, в том числе президентские выборы 2012 года. Ведь новый учебник пишется для поколения россиян, которые проживают этот период сейчас". "Наша страна уникальна, потому что единственная из всех учит своих граждан "чужой" истории, начиная с древнего мира и до новейших времен", - отметил академик в том же интервью.