30 декабря 2013, 16:38

Высказывания мировых лидеров о терроризме. Досье

Президент РФ Владимир Путин

"Я хочу обратить внимание на то, что за последние годы многое изменилось в плане совершенствования методов, способов борьбы с организованной преступностью и террором. Наши службы начали действовать гораздо более эффективно. Вместе с тем любой просчет стоит нам очень дорого, поэтому нужно работать без пауз, решительно, на опережение и там, где нужно, - дерзко. Но эта дерзость должна быть направлена прежде всего на бандитов, на террористов, на преступников, и очень бережно нужно относиться к гражданам законопослушным, рядовым, вообще к любым нашим гражданам в ходе проведения любых операций по борьбе с террором". "Надо и впредь действовать слаженно. Нужно подавлять террористическую инфраструктуру" /16 октября 2012 г. на совещании по противодействию терроризму в Ново-Огарево/.

"Терроризм стал главной угрозой наступившего века" /15 сентября 2001 г. в заявлении для прессы по итогам переговоров с президентом Армении Робертом Кочаряном/.

"Борьба с террором - это общегосударственная задача, задача, для выполнения которой требуется мобилизация всех ресурсов" /13 сентября 2004 г. на заседании правительства/.

"Убежден: серия терактов, обрушившихся на Россию, - это прямая угроза всем цивилизованным государствам, и ответ на нее обязан быть совместным" /24 сентября 2004 г. на Всемирном конгрессе информагентств в Москве/.

Президент США Барак Обама

"Основную обеспокоенность вызывает не масштабная террористическая акция, хотя риск ее осуществления сохраняется, а действия террориста-одиночки, который может устроить бойню наподобие той, что произошла в Норвегии" /в интервью телекомпании CNN в десятую годовщину терактов 11 сентября 2001 г./.

"Мы должны признать, что источники угрозы изменились, они эволюционировали со времени первого удара по нашей территории 11 сентября. Америка находится на распутье. Ни я, ни другой президент не может обещать полной победы над терроризмом — мы никогда не сможем изжить зло, которое таится в душе некоторых людей? или нейтрализовать каждую угрозу нашему обществу. Но мы можем и должны демонтировать террористические сети, которые угрожают нам, и не позволить набрать силу новым террористическим группам" /24 мая 2013 г. в программной речи по борьбе с терроризмом в Университете национальной обороны в Вашингтоне/.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху

"Терроризм атакует всех нас. Он атакует станции метро в Москве, атакует школы, аэропорты... Терроризм нельзя делить на "свой" и "чужой", и борьбу с ним также нельзя делить. Думаю, мы должны объединить свои усилия в борьбе с терроризмом. Если террор победит в одной части мира, то победит и в другой. Вы не можете дать ему победить в одном месте и затем спрашивать: "Почему это происходит у нас?" В действительности если он победит в России, то победит и здесь, а если победит здесь, то победит и в России" /25 июня 2012 г. в интервью ИТАР-ТАСС/.

Президент Франции Франсуа Олланд

"Вы спрашиваете, что мы намерены делать с террористами, если мы их найдем? Мы их уничтожим. Мы будем заключать их в тюрьмы, чтобы они не могли навредить нашему будущему" /в январе 2013 г. в эфире Euronews/.

Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон

"Великобритания сделает все, чтобы вопрос о борьбе с терроризмом стал первоочередным на повестке дня мирового сообщества. Это глобальная угроза, которая потребует глобальных ответных мер. Отвечать на нее придется годами, даже десятилетиями, а не месяцами. Ответ должен быть терпеливым и кропотливым, жестким и умным, но, прежде всего, должен показать нашу абсолютную решимость, и этим мы будем заниматься в ближайшие годы" /в январе 2013 года в резиденции в Бакингемшире в связи с нападением боевиков на газовый комплекс в Алжире/.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель

"Терроризм стал новой угрозой, мировому сообществу предстоит еще принять немало совместных усилий для того, чтобы разработать стратегию противостояния экстремизму. Мы надеялись, что после окончания "холодной войны" крупные конфликты останутся в прошлом. Однако эти надежды просуществовали недолго. Мы столкнулись с новыми, асимметричными угрозами, и пока не нашли эффективных путей ограничения этих угроз". "Ужесточение законов после терактов в США, обернувшееся дополнительными ограничениями для граждан, было неизбежно и необходимо. Лично я готова согласиться с усилением контроля. Мы пошли на изменение законов и введение ограничений, с которыми прежде не приходилось сталкиваться. Однако это было необходимо для сохранения таких общепринятых ценностей, как обеспечение свободы для подавляющего большинства людей" /в интервью телеканалу RTL и агентству DPA в сентябре 2011 г./.

Хосе Луис Родригес Сапатеро, председатель правительства Испании в 2004-2011 гг.

"В войне против терроризма и джихада, которые обагрили кровью многие страны, в том числе и Испанию, необходимы более энергичные, скоординированные и эффективные действия полиции, органов правосудия и разведки. Одновременно мы настаиваем на том, что для победы над терроризмом требуется выработать глобальное и стратегическое видение проблемы. Необходимо попытаться понять суть этой угрозы; нам надо осмыслить, каковы условия, способствующие распространению фанатизма и поддерживающие стратегию террора. Кроме того, несмотря на то, что существуют взгляды, стремящиеся связать терроризм с одной конкретной религией, история показывает, что терроризм не свойствен никакой религии и никакой идеологии. Идеологии джихада, которая проповедует противостояние между исламом и иудейско-христианским Западом, надо противопоставить рациональное, гуманистическое, демократическое, позитивное, оптимистическое и направленное в будущее мышление" /в феврале 2006 г. в интервью газете "Коммерсант"/.

Председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин

"В сфере безопасности государства-члены ШОС должны продолжать твердо поддерживать усилия друг друга, направленные на обеспечение национальной безопасности и социальной стабильности, усиливать совместную борьбу против "трех зол" /экстремизма, терроризма и сепаратизма/ и наркопреступности. Должное внимание следует обратить на все более тесную связь между терроризмом и наркопреступностью в регионе. Борьба с терроризмом и борьба с наркопреступностью - это системная работа, которая должна проводиться параллельно" /в сентябре 2013 г. в интервью "Российской газете" и "Интерфаксу"/.

Король Саудовской Аравии Абдалла Ибн Абдель Азиз Аль Сауд

"Саудовская Аравия будет бороться с международным терроризмом, мы будем сражаться с террористами и теми, кто их поддерживает или поощряет, 10, 20 или 30 лет, если это будет необходимо, пока мы не победим их" /1 августа 2005 г. при вступлении на престол/.

"Развития можно достичь только в обстановке безопасности. Поэтому мы вновь подтверждаем наше намерение уничтожать преступные группировки террористов-убийц и бороться с преступным поведением. В стране Двух Священных Храмов нет места для экстремизма" /1 апреля 2008 г. в обращении к Консультативному совету/.

"Терроризм и преступность враждебны любой религии и любой цивилизации. Оба этих явления не возникли бы, если бы человечество не игнорировало принцип толерантности" /в ноябре 2008 г. на конгрессе диалога религий и цивилизаций в Нью-Йорке/.

* * * *

Расходы на борьбу с терроризмом

По данным Исследовательской службы Конгресса США, в 2001-2011 гг. Вашингтон израсходовал на борьбу с терроризмом в мире свыше 1,2 трлн долларов. При оценке затрат - в период с 11 сентября 2001 года, когда "Аль-Каида" совершила теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, по 30 сентября 2010 года - учитывались не только непосредственные ассигнования на военные операции в Ираке и Афганистане, но и долгосрочные контракты с подрядчиками на поставки вооружений, расходы на строительство военных объектов, лечение раненых, помощь семьям погибших и ветеранам, мероприятия по защите континентальной части США, на охрану посольств и исследования.

На поиски бен Ладена было потрачено более 30 млн долларов.

Расходы на борьбу и профилактику терроризма в США распределены между бюджетами нескольких министерств - обороны, госдепа и министерства национальной безопасности, а также спецслужб. В 2013 году только по линии госдепартамента на поддержку программ по борьбе с терроризмом и распространением ядерного оружия было потрачено около 532 млн долларов. В августе 2013 года газетой Washington Post среди материалов, предоставленных бывшим сотрудником АНБ Эдвардом Сноуденом, был опубликован "Бюджетный запрос на реализацию программы национальной разведки в 2013 финансовом году". Согласно этому документу, на борьбу с терроризмом по линии разведки потрачено 17,2 млрд долларов.

Всего спецслужбы США в 2013 финансовом году затратили на свою деятельность рекордные 80 млрд долларов. Считается, что это самые крупные расходы США на борьбу с терроризмом, международной преступностью и иностранным шпионажем после нападения "Аль-Каиды" на американские города 11 сентября 2001 года.

Власти Канады в 2001-2009 гг. выделили из бюджета на борьбу с терроризмом в общей сложности 12,9 млрд долларов, которые были распределены между 35 различными ведомствами.

В Великобритании в 2009-2010 финансовом году на борьбу с терроризмом было потрачено 3,5 млрд фунтов. Это втрое больше, чем в период до атаки террористов в США 11 сентября 2001 года.