16 января 2014, 20:24

Роль ООН в урегулировании сирийского кризиса. Досье

Спецпредставитель Сирии при ООН Башар Джафари (слева), члены китайской делегации и постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин (в центре на заднем плане). 19 июля 2012 г.. AP Photo/ Kathy Willens
Спецпредставитель Сирии при ООН Башар Джафари (слева), члены китайской делегации и постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин (в центре на заднем плане). 19 июля 2012 г.
С самого начала противостояния в Сирии ООН пыталась играть роль посредника, а также выполняла в этой стране гуманитарную миссию

1-3 августа 2011 года в СБ ООН было принято заявление от лица председателя с осуждением действий сирийских властей против мирного населения. В документе отражена позиция, согласно которой урегулирование ситуации в стране должно решаться без вмешательства извне.

Россия и Китай заблокировали принятие в СБ ООН 2-х проектов резолюций от 4 октября 2011 года и 4 февраля 2012 года, которые осуждали Сирию за подавление акций протестов в стране. По словам постоянного представителя РФ при ООН Виталия Чуркина, Россия использовала право "вето", так как проекты документов "неадекватно отражали сложившиеся в Сирии реалии".

21 марта 2012 года СБ ООН в виде заявления председателя поддержал План мирного урегулирования ситуации в Сирии, разработанный при участии России и Лиги арабских государств и предложенный спецпредставителем ООН и ЛАГ по Сирии Кофи Аннаном (занимал пост до 1 сентября 2012 г.). План предусматривал прекращение всех форм насилия между сторонами, вывод из населенных пунктов армейских подразделений и тяжелых вооружений, оказание гуманитарной помощи всем пострадавшим в результате боевых действий, освобождение задержанных лиц, а также свободное передвижение представителям СМИ и соблюдение свободы объединений и права на мирные демонстрации. В плане Аннана отсутствовал призыв к президенту Асаду уйти в отставку.

5 апреля 2012 года СБ ООН принял заявление от лица председателя, в котором призвал Дамаск выполнить план Кофи Аннана по мирному урегулированию в Сирии и к 10 апреля вывести тяжелую технику из населенных пунктов. После этого в течение 48 часов и власти, и оппозиция должны были прекратить любое насилие.

14 апреля 2012 года СБ ООН единогласно принял резолюцию 2042, учредившую передовую группу наблюдателей для мониторинга перемирия между правительственными силами и вооруженными повстанцами, а 21 апреля резолюцию 2043, расширившую мандат и численность группы до полномасштабной миссии наблюдателей (документ составлен на основе российских предложений). 19 апреля Сирия и ООН подписали соглашение о размещении миссии наблюдателей и механизме осуществления мониторинга.

19 июля 2012 года Россия и Китай заблокировали в СБ резолюцию по Сирии, включающую возможность применения санкций в отношении Дамаска.

16 августа 2012 года СБ ООН принял рекомендацию генсека ООН Пан Ги Муна об учреждении в сирийской столице координационного бюро, в задачу которого вошло отслеживание ситуации и поощрение сирийских сторон к политическому диалогу.

20 марта 2013 года  Сирия направила генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну официальный запрос с просьбой провести расследование использования химического оружия в районе Алеппо.

21 марта 2013 года в СБ ООН прошли закрытые консультации и Пан Ги Мун принял решение направить группу независимых экспертов во главе со шведским ученым Оке Сельстремом для расследования сообщений о химической атаке.

19 августа 2013 года эксперты ООН по химическому оружию во главе со шведским ученым Оке Сельстремом начали свою работу в Сирии.

31 августа 2013 года инспекторов ООН по химическому оружию, завершив работу, прибыла в Гаагу, где расположена штаб-квартира Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО). Подробнее о работе ОЗХО и проблеме химоружия в Сирии 

27 сентября 2013 года после двух недель напряженных переговоров СБ ООН принял резолюцию 2118 в поддержку плана обезвреживания и ликвидации запасов химического оружия в Сирии (авторы - РФ и США, принята единогласно). СБ "обращает особое внимание, что ни одна из сторон в САР не должна применять, разрабатывать, производить, приобретать, накапливать, хранить или передавать химическое оружие". При этом в документе подчеркивается, что другие государства "должны отказаться от оказания в любой форме поддержки негосударственным субъектам, которые пытаются приобретать, производить, перевозить, передавать, использовать ядерное, химическое или биологическое оружие и средства его доставки". В случае несоблюдения резолюции, включая несанкционированную передачу химического оружия или любое применение химического оружия кем бы то ни было в САР, вводятся меры согласно Главе VII Устава ООН" (введение в действие таких мер требует принятия новой резолюции).