11 февраля в Нанкине (провинция Цзянсу, Восточный Китай) впервые за последние 65 лет состоялась встреча между представителями официальных структур материкового Китая и Тайваня. Руководитель Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР (правительство) Чжан Чжицзюнь провел беседу с директором тайваньского Совета по делам материкового Китая Ван Юйци, прибывшим на материк во главе представительной делегации с историческим четырехдневным визитом. Тайбэйская делегация пробудет на материке до 14 февраля.
Отношения между материком и островом устанавливаются на столь высоком официальном уровне впервые с 1949 года, когда на остров Тайвань бежали части гоминьдановской армии и правительство Китайской Республики во главе с генералисимусом Чан Кайши, потерпевшим поражение в гражданской войне с китайскими коммунистами. "Правительство в изгнании" объявило своей столицей Тайбэй и начало масштабные социально-экономические реформы. До конца 1980-х годов Тайвань привлекал внимание в основном как территория с быстро развивающейся экономикой ("экономическое чудо Тайваня").
В 1949-1971 гг. Тайвань занимал "место Китая" в ООН, располагая одним из пяти голосов в Совете Безопасности ООН. 25 октября 1971 года ХХVI-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию 2758 об исключении Тайваня из ООН и всех ее органов, и принятии в международную организацию Китайской Народной Республики. Около 170 стран мира юридически признают позицию правительства КНР, согласно которой Тайвань - неотъемлемая часть китайской территории. Пекин настаивает на том, что ни одно государство не может иметь официальные отношения и с Китаем и с Тайванем. В целом Тайвань находится в дипломатической изоляции. Тем не менее, остров имеет широкую систему неправительственных связей, состоит членом ряда международных организаций. В том числе, в 1991 году Тайвань стал членом АТЭС (по условиям его членства в АТЭС Тайвань принимает участие в работе этой организации под названием - Китайский Тайбэй).
Являясь островной провинцией Китайской Народной Республики (КНР), Тайвань вместе с тем, в силу сложившихся исторических обстоятельств, обладает определенными атрибутами государственности, унаследовав символику и название государства ("Китайская Республика"), существовавшего на всей территории Китая после Синьхайской революции (1 января 1912-1949 гг). КНР с 1949 года предостерегают Тайбэй против роста сепаратистских устремлений, не исключая применения военной силы в случае формального провозглашения независимости.
До начала девяностых годов XX века политическое противостояние между сторонами Тайваньского пролива проявлялось очень остро. Китай рассматривал Тайвань как постоянную угрозу вторжения, что мешало развитию экономических связей и ведению бизнеса. В этой связи в условиях отсутствия официальных политических отношений, КНР и Тайвань для налаживания связей с 1992 года ведут переговоры по линии двух полуправительственных организаций: пекинской Ассоциации связей через Тайваньский пролив (АСТП) и тайбэйского Фонда обменов через Тайваньский пролив (ФСТП). Консультации между этими организациями прервались в 1999 г. в связи со сделанным главой администрации Тайваня Ли Дэнхуэем заявлением о "двух государствах".
С приходом к власти на Тайване в 2000 году радикально настроенной Демократической прогрессивной партии во главе с Чэнь Шуйбянем конфронтация лишь усилилась. ДПП находилась у власти два срока - до 2008 года, продвигая идею независимости китайского острова. Однако в конце правления популярность этой партии снизилась на фоне серии громких коррупционных скандалов, в результате которых прежний глава администрации Тайваня Чэнь Шуйбянь и его родственники угодили на длительные сроки в тюрьму.
Значительные перемены в политических отношениях между Китаем и Тайванем произошли с возвращением к власти в марте 2008 года партии Гоминьдан во главе Ма Инцзю, взявшей курс на активизацию торгово-экономических связей с материком при сохранении политического статус-кво. В выстраивании отношений с материком Ма Инцзю по-прежнему руководствуется курсом "трех нет": нет - независимости, нет - воссоединению (с Китаем), нет - использованию силы в решении споров.
12-14 июня и 3-7 ноября 2008 в Пекине и Тайбэе соответственно после девятилетнего перерыва состоялись несколько раундов переговоров представителей материкового Китая и Тайваня по линии базирующегося в Тайбэе ФСТП и пекинской АСТП. Достигнуты договоренности об открытии постоянных представительств двух организаций в Пекине и Тайбэе; об открытии регулярных чартерных рейсов между островом и континентом (рейсы стали осуществляться с 4 июля). В числе подписанных документов - соглашение об упрощении туристического режима посещения острова (до 2008 года, когда Тайбэй отменил действовавший с 1949 года запрет на туристические обмены, такие поездки были вообще невозможны), а также документы, касающиеся безопасности продуктов питания, воздушного транспорта, установления прямого морского сообщения и почтовых связей.
Важным шагом стала либерализация торговли в результате подписания в 2010 году исторического Рамочного соглашения об экономическом сотрудничестве. Этот документ полностью или частично ликвидирует таможенные пошлины на сотни видов товаров, что отвечает интересам многих тайваньских производителей. В 2012 году стороны подписали соглашения о защите инвестиций и сотрудничестве по линии таможенных служб. В том же году объем торговли между сторонами достиг 168,96 млрд долл. Экспорт КНР - 36,7 млрд долл, а импорт с Тайваня - 132, 8 млрд долл.
13 августа 2013 года на состоявшемся в восточнокитайской провинции Цзянси двустороннем торгово- культурном форуме материковый Китай и Тайвань подписали в общей сложности 75 соглашений с общим объемом инвестиций на сумму 3,94 млрд долларов. Делегацию тайваньских бизнесменов и деятелей культуры возглавил на форуме почетный председатель партии Гоминьдан У Босюн.
7 февраля текущего года на мероприятии, посвященном созданию Общества по делам тайваньского предпринимательства, глава островной администрации заявил, что Тайваньский пролив уже стал "дорогой к миру и процветанию", подчеркнув, что в течение менее чем 6 лет между Тайванем и материковой частью Китая было заключено 19 соглашений. По словам Ма Инцзю, в 2013 году Тайвань посетило 3 млн жители материка.
По мнению наблюдателей, приход осенью 2012 года в КНР "нового поколения" руководителей во главе с Си Цзиньпином может оказать положительное воздействие на дальнейшее продвижение связей между двумя берегами Тайваньского пролива. Кстати, 6 октября 2013 года в кулуарах саммита АТЭС на индонезийском острове Бали прошла встреча между председателем КНР Си Цзиньпином и бывшим заместителем главы администрации Тайваня Винсентом Сю (Vincent Siew Wan-chang), возглавляющим на саммите делегацию Тайбэя. На встрече Си Цзиньпин заявил о желании разрешить длящийся уже шесть десятилетий "политический спор" между двумя сторонами Тайваньского пролива и активизировать контакты и сотрудничество.
Важно отметить, что, работая многие годы на руководящих постах в приморской провинции Фуцзянь, Си Цзиньпин накопил богатый опыт экономической работы с Тайванем. Он имел контакты со многими тайваньскими представителями торгово- промышленных кругов, которые вкладывают в материковый Китай солидные инвестиции. За последние 20 лет тайваньский бизнес инвестировал не менее 300 млрд долларов. Кстати, во многом, благодаря тайваньским капиталовложениям, провинция Фуцзянь, расположенная напротив острова, стала одной из самых процветающих и быстроразвивающихся в Китае.