6 апреля 125 лет назад в Москве открылось электрическое трамвайное движение. Первая линия электрического трамвая была проложена от Бутырской заставы (ныне часть площади Савеловского вокзала) до Петровского парка. Уже на следующий день после торжественного запуска движения пассажиры стали активно пользоваться новым видом транспорта.
Электрические трамваи постепенно заменили конные железные дороги. За первые 10 лет длина московских трамвайных путей увеличилась почти в 50 раз: с 2,35 до 115,2 км. Современная же протяженность линий составляет 418 км.
Первыми начали перевозить столичных пассажиров немецкие трамвайные вагоны "Фалькенрид" с деревянным кузовом на стальной раме. Они были сравнительно небольшими — всего 8,4 м в длину, скамьи для сидения в них располагались вдоль стен и вмещали до 20 человек.
Самым распространенным в дореволюционной Москве стал вагон типа "Ф", называемый "фонарным". Свое название он получил из-за стеклянного купола на крыше: через него днем в салон проникал дополнительный свет. Моторный трамвайный вагон типа "КМ" ("Коломенский моторный") проработал на линиях 48 лет (с 1926 по 1974 год) и попал в несколько художественных фильмов, например "Место встречи изменить нельзя" и "Покровские ворота". Вагоны "КМ" — последние трамваи довоенных лет выпуска, которые ходили в Москве вплоть до 1974 года.
"Татра Т2" считалась передовой моделью своего времени, так как выглядела современно и отличалась плавным ходом. Символом московского трамвая стала "Татра Т3". Модель проработала на столичных линиях более 60 лет. Это были малошумные, комфортные и надежные трамваи.
Современная модель трамвая — "Витязь-Москва" — перевозит пассажиров столицы с 2017 года. В таком трехсекционном трамвае до 70 сидячих мест.
Вместе с Московским метрополитеном рассказываем о нескольких известных трамвайных вагонах столицы, которые в этом году примут участие в традиционном параде трамваев, в инфографике ТАСС.