Джим Райан о PlayStation 5: никому не советую запускать консоли в период пандемии
В России стартовали продажи новой консоли PlayStation 5 (PS5) от Sony, но приобрести ее почти невозможно: все раскуплено, как и в случае с ее главным конкурентом — Xbox Series X/S. ТАСС удалось добиться эксклюзивного для российских СМИ интервью с главой Sony Interactive Entertainment Джимом Райаном и поговорить о ценах, конкуренции с Microsoft и будущем видеоигр.
— Каково это — провести один из крупнейших запусков потребительской техники в этот безумный год?
— У меня два главных ощущения сейчас. Во-первых, я счастлив, потому что дела, похоже, идут хорошо. А во-вторых, могу вздохнуть с облегчением: нам удалось запустить консоль в таком необычном, странном и, честно говоря, довольно сложном году. Одно я точно уяснил в этом году: больше я не хочу посреди пандемий запускать консоли и никому не советую это делать. Было трудно. В Азии простаивало производство, а подготовку к нему нам приходилось осуществлять удаленно. Можете представить, каково это — по камерам контролировать производство такой тонкой техники, как PlayStation 5.
— Если бы не коронавирус, PS5 чем-то отличалась бы от текущей версии?
— С точки зрения продукта и его функционала — нет, абсолютно ничем. Возможно, мы бы иначе ее вывели на рынок, но сам по себе продукт был бы таким же. Возможно, мы бы могли поставить их в большем количестве на рынок, но не сильно больше: наши производители и так добились каких-то невероятных цифр.
— Неделю назад вы запустились на семи рынках мира, в том числе в США и Японии. Как оцениваете продажи?
— Все распродано, абсолютно все распродано. И все будет раскуплено и в России в том числе, никаких сомнений нет по этому поводу. Большую часть прошедшего года я работал над тем, чтобы был достаточный спрос на наш продукт. Теперь, как руководитель, я трачу значительно больше времени на то, чтобы этот спрос удовлетворить.
— Насколько быстрым будет переход игроков от PS4 к PS5, по вашим ожиданиям?
— История показывает, что изначальная когорта игроков, которые приобретают консоль с момента запуска до, например, Рождества, на три четверти состоит из тех, у кого была предыдущая консоль, то есть PlayStation 4. Остальные 25% к нам придут от конкурентов или вообще находятся вне консольных экосистем. Сейчас в мире существует порядка 114 млн консолей PS4, и если смотреть на эту цифру, то по сравнению с ней число игроков, которые перейдут на PS5, будет небольшим. Но для нас сообщество игроков PS4 по-прежнему будет наиважнейшим в 2020, 2021 и 2022 годах, потому что будет составлять большинство в сообществе всех пользователей PlayStation.
— То есть консольная война с Microsoft продолжается?
— Я не люблю этот термин и никогда его не использую. По мне, так конкуренция — это прекрасно. Она нас держит в тонусе, не дает расслабиться. Прекрасно, что у потребителя есть выбор. Ну а мы гордимся тем продуктом, который предлагаем.
— Насколько важны для PlayStation эксклюзивы в новом цикле игровых консолей?
— PlayStation 5 важны великие игры, а если эти великие игры выходят эксклюзивно на нашей платформе, то мы считаем, что это дает очков в нашу пользу, и мы рады, что можем сообществу наших игроков дать уникальные игры, которые они больше не найдут нигде. Я считаю, что успех тех игр, которые выпустили наши студии в жизненном цикле PS4, сыграл значительную роль в успехе самой консоли.
— Тогда каково вам было узнать о том, что Microsoft приобретает ZeniMax/Bethesda? Есть ли риск, что игроки PlayStation не смогут сыграть в новую The Elder Scrolls или Starfield?
— Мы на такое решение не можем повлиять. Посмотрим, что будет дальше. Мне интересно узнать самому. У нас несколько иной подход: мы делаем ставку на плавный, неспешный, но стабильный рост наших студий, и в некоторых случаях усиливаем их за счет приобретений. Мы уважаем те шаги, на которые пошли наши конкуренты, они выглядят логичными и благоразумными. Но мы в то же время радуемся и гордимся своими успехами: у нас на запуске более качественный набор игр по сравнению с запусками наших предыдущих консолей.
— Существует мнение, что модель производства ААА-игр, на разработку которых нужны годы и миллионы долларов, уже выглядит не столь финансово привлекательной. Что вы думаете по этому поводу?
— Мне кажется, что с PS4 мы доказали, что премиальные игры в прекрасной форме. Мне кажется, с развитием технологий у игр-блокбастеров все больше стирается грань с другими формами развлечений, они становятся еще более реалистичными, возможно, все еще впереди. Сюжеты будут лучше, ощущение погружения в игру станет сильнее. Так что у нас иной взгляд.
— Считаете ли вы правильным, что цены на игры для консолей растут, а некоторые издатели уже пробуют выставлять ценник $70 за игру?
— Исторически динамика цен на консольные видеоигры достаточно скромная. Уже очень давно цены относительно стабильны. И тот тренд, который мы наблюдаем у ряда издателей, желающих перенести значительно возросшие издержки производства игр для PS5 или других консолей следующего поколения на плечи потребителя, мне не кажется необоснованным. Если посмотреть на наш сегмент развлекательного рынка с точки зрения соотношения цены на единицу времени — сколько долларов или рублей стоит час развлечения, то видеоигры выглядят очень дешевыми… Даже в России мы не просто берем американскую цену игры и переводим ее в рубли по курсу — мы тщательно планируем нашу ценовую политику.
— Чем PlayStation ответит на модель подписки Game Pass от Microsoft?
— От нас будут новости по этому поводу, но не сегодня. У нас есть сервис PlayStation Now по подписке (позволяющий скачивать или стримить игры за ежемесячную плату — прим. ТАСС), он доступен в ряде стран.
— Почему он недоступен в России?
— Вы лучше меня знаете, какая Россия огромная страна. Такие сервисы очень трудно запустить. Как очертить охват запуска? Запуститься только в Москве? Только в Москве и Питере? Очень трудно принять решение предоставлять услуги для какой-то части сообщества PlayStation, а для какой-то нет. Облачный стриминговый сервис, как вы понимаете, требует высоких серверных мощностей на относительно небольшом географическом отдалении от игрока, так что задача очень сложная с точки зрения логистики.
— Как думаете, когда разработчики начнут использовать возможности новых консолей по полной и выпускать игры специально под консоли нового поколения, которые уже не потянет, например, PS4?
— Традиционно разработчики игр набирают обороты первые два или три года. Им нужно какое-то время для того, чтобы освоить новое железо и его возможности. Вероятно, уже в 2022-м мы увидим какие-то прекрасные новые игры, и этот год станет таким же по значимости, каким были 2015–2016 годы для предыдущего цикла консолей, когда начали выходить проекты, ставшие лицом того поколения.
Беседовал Дмитрий Медведенко