19 ноября 2020, 10:00
Интервью

Глава "Сада-гиганта Ингушетии": наши яблоки везут даже на Дальний Восток

Замир Балкизов. Пресс-служба главы Республики Ингушетия.
Замир Балкизов

Замир Балкизов в интервью ТАСС — о том, почему в саду не должно быть ни одной кошки

Крупнейший садоводческий комплекс на Северном Кавказе "Сад-гигант Ингушетия", который выращивает яблоки по интенсивной технологии, намерен в 2023 году выйти на проектную мощность и выращивать до 60 тыс. тонн фруктов в год. Яблоки предприятия можно купить практически во всех регионах страны, даже на Дальнем Востоке.

О том, почему яблоки из Ингушетии ежегодно увозят фурами на другой конец страны, почему в саду не должно быть ни одной кошки и когда появятся новые сорта северокавказских яблок, в интервью ТАСС рассказал гендиректор предприятия Замир Балкизов.

— Начало этого года оказалось не самым благоприятным для садоводов Юга России и Северного Кавказа — теплая зима и весенние заморозки негативно отразились на фруктовых и ягодных насаждениях, эксперты прогнозировали потерю существенной доли урожая. Какова ситуация на вашем предприятии? Какой урожай вы рассчитывали собрать и собрали?

— Начну отвечать на ваш вопрос иначе. Минсельхоз РФ взялся за решения одного из проблемных вопросов в сельском хозяйстве — это проблема страхования урожая, а в нашем случае — и многолетних растений. Сейчас идет работа на федеральном уровне по внесению изменений в соответствующие законопроекты.

Наш регион считался не таким градоопасным, уже многие годы на месте нашего сада не было градовых осадков. Но климат меняется, и природа преподносит нам не очень приятные сюрпризы. Таких в текущем году было много: это и возвратные холода, и сильные градовые осадки со шквалистым ветром во время цветения и повторно в начале июня, это крайне засушливые лето и осень.

Все это нанесло значительный ущерб предприятию, погибло более 60% всего урожая, на 601 га погибли и повреждены плодовые насаждения. В итоге ожидали в этом году урожай 42 тыс. тонн, а собрали 16,7 тыс. тонн, из них около 8 тыс. тонн мы сразу продали на сок, из оставшейся части более 30% тоже пойдет на сок. На вкусовые качества яблока град не повлиял, но его эстетические показатели не соответствуют идеалу.

— Как нанесенный погодой ущерб отразился на экспортных планах предприятия? Намерены ли вы экспортировать фрукты в последующие годы?

— Россия экспортировала яблоки в советское время только в Монголию, а к нам завозили венгерские, польские яблоки. Но за последние годы в стране высокими темпами начало развиваться садоводство, и ряд производителей хотели бы ориентироваться на экспорт. Однако для успешной работы в этом направлении нужно развитое садоводство, отвечающее всем требованиям современной садовой науки и работающее по международным стандартам.

К примеру, если на территории сада есть хоть одна кошка, то вы не пройдете международные стандарты. Это простой пример большого спектра требований для получения такого стандарта. Мы, конечно, готовы со временем это сделать, прошли определенный этап в этом направлении и намерены дойти до конца.

Однако наш регион логистически расположен для экспорта продукции не в самом удобном месте. От нас до портов, которые могут перевозить наши грузы в другие страны, 800 км. Чтобы заниматься экспортом, надо иметь хорошо выстроенную логистику и партнеров в странах-покупателях. И вообще, экспорт сельхозпродукции — довольно сложная работа, поскольку рынки сбыта давно поделены между производителями фруктов: нужно растолкать конкурентов локтями, необходимо иметь и хорошую цену, и качество фруктов настолько хорошее, чтобы конкурировать с ними. В текущем году Россия снова останется самым крупным импортером яблок. Год для большинства регионов был неудачным, объемы производства продукции ниже прошлогодних.

— А в России куда сейчас поставляются яблоки сада и планируете ли вы наращивать географию поставок внутри страны?

— Мы реализуем свою продукцию в республике, и многие жители с удовольствием приобретают ее. А за пределами региона фруктами нашего предприятия торгуют наиболее крупные торговые сети страны — это "Магнит" и Х5 Retail Group. Они поставляют наши яблоки практически во все регионы страны.

В виде исключения мы продавали несколько машин предпринимателю из Благовещенска: она года четыре назад купила несколько машин яблок — и с тех пор, несмотря на сложную логистику, регулярно приезжает и покупает наши яблоки, потому что, по ее словам, в городе все спрашивают именно наши яблоки.

— Как на работе предприятия отразились ограничения из-за коронавируса? Есть ли убытки из-за режима самоизоляции?

— Мы постарались сохранить всех людей. Садоводство сравнимо с животноводством: попробуйте не полить интенсивный сад несколько дней — не будет сада. Или не обработайте вовремя сад против болезней — не будет урожая. Сад — живой организм и не знает ни выходного, ни праздничного дня. Работа должна быть сделана исключительно вовремя. К тому же градобитные деревья требовали большего ухода. Потому и сад работал весь сезон, с большим напряжением, чем обычно.

Во время пандемии мы обеспечили всех работников масками, перчатками, повсюду расставляли дезинфекторы, каждый кабинет регулярно обрабатывается. Мы отслеживали всех, кто был на больничном, и к работе они возвращались только при наличии справки об отсутствии заболевания коронавирусом. Весной у нас было несколько человек, которые переболели и вернулись к работе. Пока таких случаев больше не было. Мы увеличили заработную плату всем, чтобы люди могли спокойно работать в этот сложный период. Также предприятием была оказана помощь региону: мы закупали средства защиты для медиков, в медучреждения — актуальное оборудование, участвовали в благотворительной акции по оказанию материальной помощи малоимущим семьям республики продуктами питания.

— В этом году "Сад-гигант Ингушетия" планировал собрать первый урожай винограда. Получилось?

— Виноград мы заложили только в прошлом году, и в тот же год мы получили пробные грозди. А урожай винограда этого года, к сожалению, забрал град. Но тем не менее получилось собрать около 1 тонны очень хорошего качества. У нас 3,7 га под виноградом, пока увеличивать не планируем. Выращиваем три итальянских сорта, которые собираются в разное время сезона.

Если торговые сети согласятся, то, конечно, мы его будем продавать им. В 2021 году надеемся собрать урожай 40 тонн, для третьего года — очень хороший результат.

— На предприятии занимаются и селекцией яблок, в прошлые годы был выведен новый "ингушский" сорт. Есть ли планы по выведению новых сортов не только яблок, но и других видов фруктов? Как в целом развивается селекционное направление?

— Да, мы зарегистрировали новый сорт яблок "Магас", который отличается плотностью и сочностью. Его у нас тоже закупают торговые сети и продают по стране. Работа в этом направлении еще ведется, мы планируем зарегистрировать в следующем году несколько новых сортов яблок. За каждым сортом изначально необходимо наблюдать несколько лет, как он себя поведет. В мире около 6 тыс. сортов яблок, и сказать, что наш сорт будет намного лучше, чем другой, сложно. Примерно из 300 новых сортов только один пробивается на рынок. При запуске новых сортов мы объявим конкурс на название.

— Есть ли у предприятия проблемы с посадочным материалом? Где он приобретается? Есть ли планы по развитию собственных питомников?

— Весь посадочный материал — это саженцы для ремонта сада, а в этом году это значительный объем поврежденных градом деревьев, требующих замены, — мы закупаем в нашей стране. Это продукция родственного нам предприятия в Краснодарском крае и питомники "Сады Ставрополья".

Мы придерживаемся концепции, что отечественное питомниководство надо поддержать, дать ему возможность развиться. Без производства качественных отечественных саженцев мы никогда не уйдем от зависимости западных поставщиков. Минсельхоз РФ ведет в данном направлении совершенно правильную и последовательную политику.

— Для Ингушетии очень острой является проблема безработицы. Сколько человек обеспечивает работой ваше предприятие и будет ли расти число рабочих мест?

— На эту дату у нас работают 1189 человек, ежегодно мы привлекаем около 300–400 человек к сезонным работам. В 2023 году, когда мы планируем выйти на проектную мощность до 50–60 тыс. тонн урожая, планируется привлечь уже до 1 тыс. человек, потому что урожай необходимо будет собрать за 40 дней.

— Ранее минсельхоз региона планировал направлять на стажировку на предприятие студентов колледжей, обучающихся на аграрных специальностях. Есть ли уже первые группы стажеров? Проводит ли предприятие собственное обучение для сотрудников?

— Ежегодно к нам на экскурсии привозят студентов колледжей и вуза, которые обучаются на аграрных специальностях, но практику по-настоящему проходили не многие. Сейчас в саду работает на должности агронома-прогнозиста молодой человек, который весь год совмещал работу в саду с учебой на пятом курсе. Это один очень хороший пример. В этом году аграрный и топливно-энергетический колледжи направляли к нам более 120 студентов, которые участвовали в уборке урожая. Ребята остались довольны, поскольку заработали деньги, "почувствовали" сад, почерпнули практические знания. Надеемся в следующем году продолжить эту практику.

Есть и другое направление — Международная школа современного садоводства, которая работает в Минеральных Водах, но отдельные занятия мы проводим на базе нашего предприятия, это школа и для наших специалистов. Мы тесно уже не один год сотрудничаем с учеными Мичуринского института, вместе с ними и "Садами Ставрополя" ежегодно участвуем в Германо-Российском аграрно-политическом диалоге в секторе садоводства. С немецкими специалистами мы обмениваемся опытом и новыми технологическими разработками в садоводстве. А в школе регулярно выступают специалисты из многих стран Европы.

Садоводство — наукоемкая отрасль, и естественно, что вырабатываются новые технологии, технические решения, без внедрения которых мы отстанем от ведущих производителей фруктов. Подготовка специалистов-плодоводов в российских вузах оставляет желать лучшего. Интенсивное садоводство как дисциплина незнакомо многим преподавателям, к тому же вузы не обладают производственной базой. Минсельхоз РФ в последние годы уделяет значительное внимание повышению эффективности образовательного процесса в ведомственных вузах. Надеемся, что в скором времени в сады придут более подготовленные выпускники.

Беседовала Марем Местоева