Российские регионы в этом году впервые столкнулись с необходимостью принимать свои бюджеты с учетом пандемии. Губернатор Смоленской области Алексей Островский в интервью ТАСС рассказал о сегодняшних особенностях развития экономики региона и корректировке стратегических планов.
— Алексей Владимирович, вы — один из немногих губернаторов в ЦФО, кому в этом году пришлось проводить предвыборную кампанию на фоне пандемии. Тяжело было?
— Вопрос относительно того, было тяжело или нет, скорее актуален для избирателей, нежели для меня как высшего должностного лица субъекта, поскольку избирателю в этих крайне сложных условиях, в которых сейчас находится вся страна, в том числе и наша Смоленская область, достаточно непросто принять решение, кому отдать свой голос.
Поясню свою мысль. К сожалению, наши граждане далеко не всегда могут объективно оценить, принятие каких решений зависит от власти и на что она может реально повлиять, а на что власть никоим образом влиять не может. Вот в этом смысле, я думаю, избирателям было сложнее разобраться, нежели в предыдущие годы. Для нас как для власти в этих условиях пандемии коронавируса главной задачей было организовать избирательный процесс, включая предвыборную кампанию и процедуру голосования, таким образом, чтобы максимально защитить людей. Как с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, так и обеспечения безопасности их жизни. Мне кажется, это у нас получилось.
Конечно, настроение людей, их желание или нежелание, в принципе, идти голосовать, а также их желание поддерживать действующую власть или выступать против нее напрямую зависели от того, в каких условиях страна проводила выборы. Безусловно, пандемия существенно ударила по системе здравоохранения, выявила ее недостатки — наши граждане все это могли оценить на собственном опыте или опыте своих родных и друзей. Но тот факт, что явка на выборах оказалась традиционной для Смоленской области и не произошло существенного оттока избирателей в сравнении с предыдущими годами, тот факт, что избиратели в большинстве своем поддержали меня как действующего губернатора, а при выборах в муниципальных образованиях, в первую очередь в Смоленском городском совете, — партию, на которую опирается президент, показывает, что все-таки и для избирателей, и для власти пандемия с точки зрения выборов не сыграла, как пророчили многие, ключевой негативной роли.
Избирательный процесс, его организация, голосование и, как следствие, итоги выборов губернатора, выборов в Смоленский горсовет, иные муниципальные законодательные собрания показывают, что область прошла выборный период достаточно позитивно.
— Надо полагать, что люди оценивают не только текущую ситуацию, но и то, что было сделано в области ранее, перспективы. Кстати, насколько ощутима помощь федерального центра в решении вопросов региона?
— Первое — это бюджетная обеспеченность области, позволившая за восемь с лишним лет увеличить количество мер социальной поддержки более чем в два раза. На сегодняшний день их 116, а получателями являются почти 419 тыс. жителей региона. К слову сказать, в нынешнем году на социальную защиту граждан направлено 9,2 млрд рублей, это без малого пятая часть областного бюджета. Второе — создание инструментов экономического характера, которые позволяют более активно привлекать в регион инвесторов. Речь идет об индустриальных парках "Феникс" и "Сафоново", территории опережающего социально-экономического развития "Дорогобуж", особой экономической зоне в Смоленском районе.
Это те решения, которые мы долго прорабатывали с коллегами в Москве, получив в итоге поддержку профильных министерств и ведомств, правительства в целом. И это, безусловно, влияет на привлечение инвесторов, объемы инвестирования в региональную экономику, создание новых рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы, которая, в свою очередь, позволяет более эффективно реализовывать социальные проекты, развивать инфраструктуру. Говоря о социально значимых вопросах, отмечу строительство и открытие в регионе современного перинатального центра, который позволил помочь сотням смоленских женщин, для кого еще несколько лет назад счастье материнства казалось невозможным, выносить и родить здорового малыша.
Кстати, в первоначальном списке регионов, утвержденном руководством страны, где планировалось строительство перинатальных центров, Смоленска не было. Ценой больших усилий, настойчивости нам удалось добиться того, чтобы в итоговом списке Смоленск появился.
Также благодаря поддержке правительства, курирующего вице-премьера, министров нам удалось решить вопрос о проектировании и строительстве в ближайшие годы трех новых учреждений здравоохранения, в которых регион крайне нуждается. Это новый онкологический диспансер, это новый корпус детской областной больницы, где разместится специализированное детское хирургическое отделение, и это новый корпус психиатрической больницы. Строительство данных социальных объектов, безусловно, позволит улучшить качество медицинской помощи, и смоляне увидят прямую отдачу от этого.
— Регион впервые принимал "коронавирусный" бюджет. Сложно было?
— Разумеется, период сейчас непростой, главная сложность связана с проблемой реального прогнозирования доходов. Нужно учесть общую рецессию в экономике страны и, конечно, невозможность точной оценки последствий пандемии коронавируса. Поэтому доходы определялись по консервативному сценарию на уровне плановых значений 2020 года — 29,6 млрд рублей собственных доходов.
Но, главное, бюджет сохранил свою социальную направленность — 67% расходов будет направлено на социальную сферу, предусмотрены деньги на зарплату бюджетникам с учетом выполнения указов президента РФ, сохранены все меры поддержки населения, в полном объеме зарезервированы средства на финансирование национальных проектов. Нужно было учесть расходы и на строительство социальных объектов — в бюджете запланированы деньги на возведение школы и детского сада в микрорайоне Соловьиная Роща города Смоленска, школы в Вязьме, а также инфраструктуры здравоохранения и спорта.
— Это кратковременные трудности или придется корректировать принятую в регионе стратегию развития до 2030 года?
— Да, уточнения будут нужны, поскольку уже очевидно, что пандемия оказала значительное негативное влияние на экономику. Но в то же время отмечу, что принятые в регионе и на федеральном уровне меры позволили смягчить негативные последствия. Например, снижение реальных денежных доходов населения в Смоленской области в первом полугодии происходило в два раза медленнее, чем в целом по стране: на 1,6% против 3,7% в России. В достаточно сложный период 2020 года — во втором квартале — уровень общей безработицы у нас в области не превышал показатель аналогичного периода 2019 года — 5,3%.
Изменения в стратегии нужны еще и потому, что сложившаяся ситуация потребовала пересмотра приоритетов в развитии сферы здравоохранения с акцентом, прежде всего, на повышение ее устойчивости к эпидугрозам, доступности оказания первичной медико-санитарной помощи. Кроме этого, пандемия "подтолкнула" и к развитию дистанционных форм занятости, обучения, а это, в свою очередь, создает предпосылки для структурных изменений на рынке труда, в сфере образования и переквалификации.
— Если говорить о пандемии и ее последствиях, то, наверное, первыми негативное влияние ограничений ощутили представители малого и среднего бизнеса. Сколько предпринимателей в итоге потерял регион?
— Думаю, все прекрасно понимают, что кризис, вызванный пандемией коронавируса, затронул деятельность абсолютно всех предпринимателей, а бизнес в целом понес серьезные убытки. С апреля по ноябрь 2020 года, по данным ФНС, в Смоленской области закрылось около 2 тыс. субъектов МСП. Практически все — микропредприятия из Смоленского, Вяземского, Рославльского, Ярцевского и Сафоновского районов.
— Какие сферы МСП пострадали больше остальных?
— Значительно пострадала туристическая отрасль. Однако в тот момент, когда городские гостиницы испытывали недозагрузку, базы отдыха, расположенные в заповедных местах и удаленные от населенных пунктов, стали пользоваться активным спросом, были выкуплены почти все номера. Отмечу, что смоленские предприниматели даже в таких сложных условиях оперативно реагируют на вызовы времени и при нашей безусловной поддержке принимают антикризисные решения для сохранения бизнеса. При этом многие не боятся начать свое дело.
— Есть ли инструменты поддержки пострадавших предпринимателей? Сколько из них планируют восстановить работу в ближайшее время?
— Я отдаю себе отчет в том, что наш регион не может в полной мере компенсировать потери бизнеса, но администрация области прикладывает все возможные усилия для этого. Например, весной по моему поручению в оперативном режиме были приняты областные законы о снижении ставки налогов бизнеса в наиболее пострадавших отраслях. Так, ставка по упрощенной системе с объектом "доходы" опустилась с 6% до 1%, снизился налог на имущество организаций, до 2023 года продлены налоговые каникулы для отдельных видов бизнеса, а с 1 июля этого года на Смоленщине введен специальный налоговый режим для самозанятых. IT-сфера со следующего года переходит на ставку 1% по УСН.
Помимо налоговых мер мы переориентировали работу регионального центра "Мой бизнес", основной приоритет — вывод предприятий в онлайн-пространство. Для этого были запущены новые антикризисные услуги, в том числе программное обеспечение по выводу на ведущие маркетплейсы, бесплатная доставка товаров флористов и фермеров, продвижение в интернете. Ими уже смогли воспользоваться 4,3 тыс. предпринимателей, а образовательные программы прошли более 1,7 тыс. физических лиц, это создает дополнительный плацдарм для открытия новых субъектов МСП. Несмотря на крайне сложную для прогноза экономическую ситуацию, я поставил перед своими подчиненными задачу к концу 2021 года выйти на докризисный уровень по количеству субъектов МСП в регионе — 39 тыс. предпринимателей.
Лен, молоко и иностранный интерес
— Полпред президента РФ в ЦФО Игорь Щеголев на церемонии вашего вступления в должность губернатора сказал, что главная задача на ближайшие годы — реализовать заявленные инвестпроекты. Справитесь?
— Сейчас в области реализуется более 70 инвестиционных проектов, все они находятся на разной стадии. Так, например, крупнейший в России племенной кролиководческий промышленный комплекс полного цикла "Кролъ и К" уже завершает строительство второй очереди фермы. Реализован инвестпроект по производству сухих молочных продуктов для детского питания на предприятии "Гагаринконсервмолоко". На эти цели привлечено более 500 млн рублей кредитных средств, которые инвестор получил по льготной ставке после моего обращения к министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Патрушеву.
А в части того, справимся или нет, могу сказать, что успешная реализация проектов зависит не только от администрации региона, но и в значительной степени от самих инвесторов, от их финансовой стабильности, внешних факторов. Таковыми в настоящее время являются экономические последствия распространения коронавирусной инфекции.
— Речь идет только о российских инвесторах?
— Не только. В Смоленской области работает более 300 иностранных компаний, в том числе таких крупных, как Egger (Австрия), Rhenus Logistics (Германия), Fresenius Medical Care (Германия), Ledvance (КНР), JMP Flowers (Польша), Axaglass (Польша), Leroy Merlin (Франция), Girteka (Литва) и другие. Проявляют к нам интерес и белорусские инвесторы, например, компания "Смит-Ярцево", которая входит в группу крупнейшего в СНГ производителя теплоизолированных пенополиуретаном труб для теплоснабжения. Это и компания "Ред Стар", построившая транспортно-логистический комплекс. Я регулярно нацеливаю своих подчиненных на взаимодействие с инвесторами любого уровня, поскольку уверен, что локализация производства на территории Смоленской области позволит иностранным компаниям значительно снизить себестоимость продукции, а выгодное географическое положение существенно упростит логистику и торговое взаимодействие с Европой.
— В этом году из-за непогоды возникли сложности в АПК. Какова ситуация со льном, его переработкой? Это направление для региона является одним из основных.
— Льноводство в Смоленской области исторически предопределяло социально-экономическое состояние региона. За последние восемь лет посевная площадь льна-долгунца увеличилась почти втрое, урожайность — вдвое, производство льноволокна выросло в 3,3 раза. В этом году 20 наших предприятий засеяли льном-долгунцом 5,3 тыс. гектаров, что на 600 гектаров больше, чем в прошлом году. По этому показателю мы находимся на втором месте в ЦФО и третьем — в РФ, даем 10% от всей посевной площади в стране.
Несмотря на то что в нынешнем году из-за непрекращающихся дождей часть посевов на площади 1,8 тыс. гектаров погибла, валовой сбор льнотресты в пересчете на льноволокно составит не менее 4,6 тыс. тонн. Более существенным риском для отрасли стало падение более чем в два раза спроса на льняную продукцию, это связано с закрытием розничных и оптовых магазинов, торгующих льняными изделиями в России и во всем мире. Также со стороны импортеров в Европе и Китае произошло обвальное падение — до 40% — цен на льноволокно.
К счастью, у наших предприятий, в отличие от других регионов, практически не осталось переходящих остатков урожая прошлого года на складах — он весь был продан. Однако тенденция этого года, я считаю, потребует принятия дополнительных мер господдержки переработчиков льна. Соответствующее поручение для проработки данного вопроса я уже дал профильному департаменту.
— Что планируется сделать в регионе для выстраивания цепочки производства, переработки, сбыта льна?
— Планомерная работа по возрождению льноводства ведется у нас в области с 2017 года и уже дала положительные результаты. Регион компенсирует часть затрат на приобретение спецтехники для возделывания льна, областной фонд поддержки предпринимательства выдает микрозаймы на посев льна-долгунца под 1% с рассрочкой платежей до трех лет. В 2020 году на поддержку льносеющих хозяйств предусмотрено 136,5 млн рублей из федерального и областного бюджетов.
Я уже упомянул 20 льноводческих компаний, из них шесть имеют собственную первичную переработку льна. Кроме того, реализуются два инвестпроекта — "Товарищество льняная мануфактура" в Рославльском районе приступило к монтажу оборудования, льнозавод компании "Русский лен" в Сафоновском районе уже начал переработку. Сейчас там трудятся более 100 смолян, после выхода на полные мощности на предприятии будет работать 250 человек, а завод станет одним из крупнейших в стране по производству сырья для текстильных и хлопкопрядильных фабрик.
Сегодня мировая потребность в продукции изо льна колоссальна, несмотря на то что синтетические волокна стали занимать большую долю рынка. Спрос есть и внутри страны, и на мировом рынке, для решения проблемы его нехватки крупнейшие производители льна в России и Смоленской области кооперируются, создан Льняной союз. Это, безусловно, поможет в выстраивании системы сбыта готовой продукции.
— Еще к теме АПК. В марте после масштабной модернизации открылся смоленский молокозавод "Роса". А что касается отрасли молочного животноводства, какую помощь получит она?
— По областной госпрограмме на поддержку животноводства в нынешнем году направлено около 260 млн рублей. Это 20% от общей суммы средств, выделенных на развитие сельского хозяйства Смоленщины. В прошлом году мы утвердили стратегию развития молочной отрасли региона до 2030 года, в которой молочному скотоводству дан зеленый свет.
Уже в этом году за счет перераспределения средств областного бюджета мы ввели пять новых мер поддержки, они помогли увеличить производство молока. Так, на 1 октября 2020 года его объемы выросли на 3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Кроме того, запущены новые молочные производства: кооператив "Фермерский", хозяйство "Добрыня", ИП Сметанин. Ведется системная работа и по модернизации действующих предприятий, а молочная продукция местных производителей широко представлена в розничной торговой сети на региональном рынке и уже даже присутствует в отдельных федеральных сетевых магазинах. Кроме того, сокращается доля сырого молока, которое вывозится за пределы субъекта.
Взгляд изнутри на внешний туризм
— Если говорить о Смоленской области как о туристическом объекте: какие бренды уже сформировались и когда их планируется представить туротрасли?
— Мы активно формируем имидж Смоленской области как гостеприимной и безопасной туристской территории. Такие туристские бренды, как "Смоленская крепостная стена", "Свято-Успенский кафедральный собор", "Родина Гагарина", "Катюша", "Смоленский лен", "Смоленское кольцо", ежегодно привлекают в наш регион все больше туристов. В этом году мы запустили кампанию под слоганом "Смоленск: есть что делать" в Москве, наружная реклама на 100 поверхностях размещается уже четвертый месяц, в том числе на огромных медиафасадах.
Отдельно работаем над созданием новых современных объектов в "Смоленском Поозерье", активно ищем инвесторов. К слову, хочу напомнить, что недавно национальный парк вошел в число лауреатов Всероссийского конкурса по развитию экотуризма. Победа в конкурсном отборе позволит продолжить деятельность в данном направлении на более высоком уровне — создавать в парке новые экотропы, оборудовать туристические стоянки и велодорожки, модернизировать уже имеющиеся объекты. Все это дает существенные предпосылки для развития экотуризма Смоленщины в целом.
Сейчас все большую популярность набирает гастрономическая тематика. Туристы хотят не только осмотреть достопримечательности, но и попробовать местные блюда. В этой связи туристский кластер Смоленской области провел работу по созданию бренда "Смоленская кухня". В результате масштабного исследования были собраны уникальные рецепты местной кухни, которые уже осваивают смоленские рестораторы и представители street-food-индустрии. А в качестве гастросувениров уже приобрели популярность смоленские конфекты, смоленская смоква, вяземский пряник, гнездовский медовый хлеб, торт "Сапшо" и другие.
— Понятно, что сейчас трудно прогнозировать турпоток в 2021 году, но все же на какие цифры рассчитываете?
— Как я уже сказал, туротрасль сильно пострадала, туристический поток в этом году снизился примерно на 30% по сравнению с 2019 годом, но все же, на наш взгляд, это очень неплохой результат, учитывая, что вводились ограничения из-за пандемии. При этом произошло перераспределение потоков по направлениям — регион посетили много экотуристов. По информации национального парка "Смоленское Поозерье", турпоток в 2020 году увеличился в 4,5 раза относительно аналогичного периода прошлого года. До пандемии динамика показывала устойчивый рост на 16% и 27% в 2019 и 2018 годах соответственно, из них почти треть — это иностранные граждане.
Конечно, сейчас сложно прогнозировать ситуацию на перспективу, но учитывая, что в нынешнем году уже началась активная работа по внедрению новых туристских продуктов, надеемся, что турпоток в Смоленскую область в следующем году останется на уровне докризисного 2019 года.
Беседовал Алексей Шершнев