Зампредседателя ВЭБ.РФ: регионы заинтересованы в строительстве школ с участием инвесторов
ВЭБ.РФ, выступая в роли финансового посредника, работает по линии развития регионов России сразу в нескольких направлениях: от перезапуска систем общественного транспорта до строительства жилого фонда и социальных объектов. В 2020 году корпорация задумалась об обновлении систем коммуникаций в городах. О том, возможно ли запустить в субъектах новое водоснабжение и тепловую генерацию, о транспортной реформе в интервью ТАСС рассказал заместитель председателя корпорации, отвечающий в том числе за взаимодействие с регионами, Олег Говорун.
— У корпорации ВЭБ.РФ есть несколько направлений работы с регионами: транспорт и инфраструктура, городская среда, социальное и культурное развитие. Какие задачи были в приоритете у вас в этом году?
— Развитие городов вошло в программу пространственного развития России, которую в обращении к Федеральному cобранию поручил развернуть президент РФ Владимир Путин. Задачу уделять внимание вопросам территориального развития ставил перед главами регионов и премьер-министр Михаил Мишустин. Обновление городской среды должно базироваться на широком внедрении передовых технологий и материалов в строительстве, на современных архитектурных решениях, на использовании цифровых технологий в работе социальных объектов, общественного транспорта и коммунального хозяйства. Что в том числе позволит обеспечить прозрачность и эффективность самой системы ЖКХ. Задачей корпорации ВЭБ.РФ является консолидация государственных и частных ресурсов для реализации этих задач по развитию как отдельных городов, так и страны в целом. Мы не частный банк, и наша цель не в извлечении прибыли. А инвестиции в городскую экономику в конечном счете являются инвестициями в человеческий капитал. Поэтому мы ставим перед собой задачу усовершенствования городской экономики, создания комфортной городской среды и повышения качества жизни горожан.
— Недавно состоялась встреча руководства ВЭБ.РФ с губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко. На каких проектах вы остановились?
— По итогам встречи с руководством Сахалинской области мы наметили план работы по проектам, которые так или иначе связаны с городской экономикой. ВЭБ.РФ уже реализовал ряд проектов на Сахалине, например, завершена поставка в лизинг трех составов рельсовых автобусов российского производства. Сейчас мы обсуждаем несколько новых идей. Например, модернизацию систем водоснабжения и водоотведения. У нас в целом в стране есть проблемы с водными коммуникациями: сегодня потери воды в сетях составляют до 50%, тогда как этот показатель в развитых странах 10–12%. Другие негативные факторы — это высокая аварийность, износ и устаревшие системы обеззараживания воды жидким хлором. При этом управляющие компании сильно ограничены доступностью финансирования на рыночных условиях, что усложняет развитие инвестиционной программы. Мы совместно с Росводоканалом прорабатываем модели обновления систем водоснабжения в городах РФ с использованием механизма государственно-частного партнерства. ВЭБ.РФ здесь может выступить как организатор финансирования. Также мы с руководством региона обсудили комплексную модернизацию транспортного хозяйства и создание кварталов комфортного современного жилья в рамках проекта по строительству нового кампуса Сахалинского государственного университета.
— Как ВЭБ.РФ работает по линии модернизации общественного транспорта в городах? Каковы итоги транспортной реформы в этом году?
— Я считаю, не мне, конечно, нужно оценивать итоги транспортной реформы. Эти оценки должно дать население. С уверенностью могу сказать, что, например, жителями Твери она оценивается высоко. При реализации проектов создания общественного транспорта в городах очень важно пересмотреть и актуализировать маршруты его движения, а также обеспечить точность и своевременность движения такого транспорта. Говоря о модернизации общественной транспортной сети, мы имеем в виду именно комплексный подход. Одним из ключевых элементов этого комплексного подхода является переход перевозчика на брутто-контракт. Перевозчик в первую очередь отвечает за качественное выполнение транспортного контракта. Такая модель устраняет даже теоретическую возможность так называемой борьбы за клиента перевозчиками и ликвидирует практику полулегального маршрутного такси. В итоге внедряемые современные подходы подразумевают единого оператора перевозок и интеллектуальную транспортную систему.
Сегодня мы реализуем или планируем начать реформу в более чем 20 субъектах. На прошлой неделе мы подписали с губернатором Пензенской области Иваном Белозерцевым дорожную карту, которая дала старт реализации полномасштабной реформе.
Речь идет не только о поставках в лизинг автобусов, это могут быть и трамваи, и троллейбусы. Эти виды пользовались популярностью в советские годы, но позже это богатое наследство СССР нам не удалось сохранить в полном объеме. Я думаю, сыграли роль разные факторы, но прежде всего нам не удалось справиться со сложностью управления инфраструктурой электротранспорта. Однако практика, в том числе европейская, показывает, что перевозки на троллейбусах и трамваях могут быть быстрыми, экономически эффективными и экологичными.
— Недавно прошла ваша встреча с губернатором Ростовской области. Одним из вопросов было строительство в регионе школ по схеме государственно-частного партнерства. Как это работает?
— К 2024 году нас ожидает довольно существенный дефицит школьных мест. Совместно с Министерством просвещения был разработан проект по строительству новых образовательных центров на принципах государственно-частного партнерства в рамках национального проекта "Образование". Сейчас завершается согласование нормативной базы, мы рассчитываем, что эта работа будет закончена не позднее первого квартала следующего года. Параллельно в партнерстве с банками (Сбербанк, Газпромбанк) и руководством регионов ведем активную подготовительную работу в более 30 субъектах — подбираем земельные участки, технические требования к будущим школам и так далее. В рамках реализации этого общефедерального проекта планируется создание в течение ближайших трех лет 640 тыс. учебных мест. Мы рассчитываем, что строительство школ начнется уже в середине следующего года, и в некоторых субъектах дети смогут пойти учиться в новые школы в сентябре 2022 года. Механизм реализации этой программы предполагает софинансирование из федерального бюджета, региональных бюджетов и привлечение средств из внебюджетных источников. Нашим партнером и основным концессионером в этом проекте будет ГК "Просвещение", имеющая большой практический опыт в этой сфере. Также мы видим большую заинтересованность со стороны глав субъектов Российской Федерации, их настрой на активную работу. При Министерстве просвещения будет создана специальная межведомственная комиссия, которая будет утверждать заявки от регионов. В наших совместных планах приступить к строительству будущих школ не позднее середины следующего года.
— Когда все документы будут готовы, по вашему мнению?
— Надеюсь, вся нормативно-правовая база будет принята к концу первого квартала следующего года.
— Вы подступались к вопросу развития тепловой генерации. К каким выводам пришли? Как работать с федеральными институтами, которые ведут генерацию, как подключаться к этому процессу?
— Износ коммунальных систем по всей стране составляет порядка 60%, а в ряде регионов эта цифра достигает 70%. Нужны огромные средства для того, чтобы это все привести в порядок. Мы полагаем, что для решения этой проблемы нужно привлекать частных инвесторов и внебюджетные источники. Это возможно сделать в том числе через механизм государственно-частного партнерства, через концессию. Для этого нужны сильные операторы, которые могут взять на себя эту непростую задачу. Мы прорабатываем ряд проектов с нашими партнерами. Надеюсь, что в ближайшее время сумеем системно начать решать и эту проблему, она у нас в приоритете.
— ВЭБ.РФ участвует в финансовом сопровождении строительства в России мусоросжигательных заводов. Однако в отношении этого метода борьбы с отходами поступает много критики. Поддерживаете ли вы этот вид утилизации?
— Сегодня в России 93% отходов оказываются на полигонах, 2% — на мусоросжигательных заводах и 5% перерабатываются во вторсырье. При этом, по оценке экспертов, объем коммунальных отходов к 2026 году будет составлять более 75 млн тонн в год. Есть много мифов, связанных с влиянием на экологию мусоросжигательных заводов. В Европе около 30% мусора перерабатывается именно таким способом. Еще 45% — это как раз переработка, вторичное сырье и компостирование и только четверть отправляется на полигоны. Современные технологии при сжигании твердых бытовых отходов позволяют снизить вредные выбросы в атмосферу в 10–15 раз по сравнению с тем, когда ТКО утилизируются на полигонах. Проблема выбросов диоксинов, о которой тоже очень много говорят, на заводах термической переработки давным-давно решена, а система газоочистки модернизирована. Сейчас выбросы диоксинов по сравнению, например, с 80-ми годами прошлого столетия сокращены в тысячу раз. Так что полагаю, что аргументы против мусоросжигания надуманны.
Еще очень важный фактор, о котором не надо забывать, — под полигоны требуются довольно большие площади, и сами захоронения ТКО, естественно, наносят ущерб как окружающей среде, так и людям. Я говорю о том, что помимо строительства новых мусоросжигательных заводов там, где это необходимо, нужно ликвидировать действующие полигоны, консервировать их, рекультивировать. Сейчас ВЭБ.РФ совместно с Газпромбанком участвует в финансировании строительства пяти первых заводов по термической переработке отходов в энергию совокупной мощностью 3,35 млн т отходов в год. Четыре из них будут в Московской области и один в Татарстане. Основными партнерами и инвесторами в этом проекте выступают "РТ-Инвест" и Росатом. Плановый срок ввода в эксплуатацию всех пяти заводов — конец 2022 года. Строительство таких заводов позволяет перерабатывать до 100% отходов, которые не подвергаются вторичному использованию. Всего планируется строительство 25 мусоросжигательных заводов на территории России. С нашими партнерами обсуждается следующий этап по строительству шести заводов. Рассчитываем получить все необходимые правительственные решения и приступить к реализации уже в следующем году.
Беседовала Юния Полякова