25 декабря 2020, 07:00
Интервью

Александр Уcc: развивать нефтяную отрасль, не заработав голландскую болезнь

Александр Усс. Управление пресс-службы Губернатора и Правительства Красноярского края
Александр Усс

Губернатор Красноярского края рассказал ТАСС о том, как экономика региона пережила пандемию коронавируса и какие инвестиционные ожидания у края в отношении Таймыра

Красноярскому краю, несмотря на пандемию коронавируса, удалось сохранить устойчивость, сформировать финансовую подушку безопасности и начать развитие инфраструктуры под грандиозный нефтяной проект в Арктике. О том, как экономика региона пережила пандемию COVID-19 и какие инвестиционные ожидания у краевой власти в отношении Таймыра, в интервью ТАСС рассказал губернатор Александр Усс.

Заканчиваем год с запасом

— Александр Викторович, завершается 2020 год, который для всего мира был очень непростым. Чем он примечателен именно для Красноярского края?

— Главное, что регион сохранил устойчивость и жизнеспособность своих отраслей. Весной этого года у нас были пессимистичные прогнозы о потерях в 25% доходов бюджета, но, к счастью, они не оправдались. Судя по всему, на начало следующего года мы не просто выполним свой план по доходам, а это 217 млрд рублей без учета федеральных поступлений, но у нас останется еще 4-5 млрд рублей на счетах. Это определенная подушка безопасности для того, чтобы закрывать кассовые разрывы.

В макроэкономических показателях есть два основных: объем валового регионального продукта - то, что мы произвели (он оценивается в денежном выражении), и индекс промышленного производства - здесь речь идет о физических объемах произведенного. Что касается объема ВРП, то он, скорее всего, останется у нас таким же, как в прошлом году, - порядка 2,4 трлн рублей. А вот индекс физического объема, конечно же, просядет. Объем промышленного производства с точки зрения физических характеристик упадет, я думаю, от 5-10% и даже более по разным отраслям.

— Можно ли оценить, в какую сумму обошлась пандемия коронавируса Красноярскому краю?

— В целом около 8 млрд рублей. Сумма складывается из двух вещей. Половина ее, около 4 млрд, - это те самые налоговые льготы, которые мы дали малому и среднему бизнесу. Он, к сожалению, серьезно пострадал, и надо сказать, что эти преференции далеко не в полной мере компенсировали потери. И еще такая же сумма связана с неэкономическими целями. 2,5 млрд рублей было выделено на дополнительные выплаты медицинским работникам. Это, кстати, далеко не все регионы делают, таких чуть больше десятка. И около 2 млрд рублей мы выплатили тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.

Как избежать перекосов

— Если говорить о конкретных экономических отраслях, Законодательное собрание края предоставило налоговые льготы для нефтяников для реализации проектов на севере края. Что это даст краю?

— Что касается "Восток Ойл", то, как мне кажется, мы даже не осознаем исторической значимости времени, в котором живем. Красноярский край становится на наших глазах главной нефтегазовой провинцией не только России, но и всего мира. В соответствии с этим проектом каждые пять лет объем налоговых платежей со стороны "Восток Ойл" и нефтяной отрасли в целом будет удваиваться. И если сейчас на пике это было 25-30 млрд рублей, то в следующую пятилетку будет 60 млрд, затем 120 млрд и так далее.

— Не приведет ли это к формированию зависимости краевого бюджета от нефтяной отрасли?

— Есть основания считать, что следующие поколения будут иметь бюджет, в основном наполняемый нашими нефтедобывающими предприятиями. Но при этом очень бы хотелось, чтобы в Красноярском крае не появился так называемый голландский синдром, или голландская болезнь, когда возникает ориентированность на доходы от нефтяников. Надо развивать малый и средний бизнес, обеспечивать инвестиции в сферу сервиса, потребительского спроса и так далее.

Новые суда Арктики

— Нефтяная отрасль для Красноярского края во многом связана с Арктикой. И сегодня страна делает ставку на развитие Севморпути. Каковы планы развития портового хозяйства на севере, транспортной логистики?

— В рамках масштабного проекта "Восток Ойл" в крае будет создан современный терминал "Порт бухта Север". Он станет крупнейшим логистическим хабом, который обеспечит синергию между рекой и морем, придаст импульс развитию арктических транспортных магистралей. Уже готовы необходимые документы для постройки терминала.

Кроме того, планируется строительство 50 судов различных типов, включая нефтеналивные танкеры и суда обеспечения. Ожидается, что на ледовые испытания в Дудинку придет поработать в тестовом режиме новый российский ледокол "Арктика". Что немаловажно, вдоль Енисея появится инфраструктура для нужд судоходства, а также три новых аэропорта. На севере края будет проложена дорожная сеть.

— Как проект "Роснефти" – "Восток Ойл" скажется на развитии Севмпорпути?

— В целом "Восток Ойл" с выходом на полную мощность к 2030 году обеспечит ежегодную загрузку Северного морского пути в объеме до 100 млн т грузов в год. Это не только нефть, но и уголь, металлы. Сырье будет поставляться как в западном, так и в восточном направлении. Таким образом, формируется новая глобальная транспортная артерия, меняющая логистику всего евразийского континента, а для Красноярского края открывается историческое окно возможностей.

— Когда можно ждать первые караваны судов с углем с Сырадасайского месторождения?

— Инвестором этого проекта, который входит в КИП "Енисейская Сибирь", является компания "Северная Звезда". Он достаточно сложный в техническом плане. Планируется, что в 2021 году начнется добыча угля. В 2022-м предполагается запустить горно-обогатительную фабрику, а в конце того же года — морской терминал. Угольный концентрат будут доставлять через Северный морской путь покупателям Азиатско-Тихоокеанского региона.

Авиахаб в Красноярске

— Продолжая разговор об Арктике, стоит упомянуть о ее транспортной доступности. Ранее вы говорили о планах края развивать кроссполярные перелеты. Насколько этот проект актуален в 20-е годы? Будем ли двигаться в данном направлении?

— Через наш край, без остановки в Красноярске, уже организованы кроссполярные перелеты, в частности из Китая в США. Из красноярского аэропорта таких рейсов пока нет, за исключением транзитных, осуществляемых грузовой компанией "Волга-Днепр".

Добавлю, что край стал ближе к реализации большого проекта – созданию мультимодального авиахаба на базе аэропортов Красноярск и Черемшанка. Преимущество столицы края заключается в расположении на пересечении ключевых воздушных трасс. У нас построен современный терминал. Реальные перспективы создания хаба открываются благодаря сотрудничеству с крупнейшими авиаперевозчиками – компанией "Волга-Днепр" и пассажирской авиакомпанией "Аэрофлот". С лета нынешнего года "Аэрофлот" сделал Красноярск вторым домашним аэропортом, что предполагает значительное расширение сети внутрироссийских и международных пассажирских перевозок.

— Какие инвестиционные проекты сейчас реализуются в аэропорту Красноярска?

— Завершается строительство рулежной дорожки. Сдача в эксплуатацию планируется в июне 2021 года. За два года на эти цели из бюджета было выделено около 2 млрд рублей. Запуск рулежной дорожки позволит, как минимум, вдвое увеличить пропускную способность аэропорта. Сегодня самолетам для взлета и посадки требуется не менее пяти минут. После запуска объекта они будут тратить на это всего полторы минуты.

Уникальное соглашение

— Вопрос в завершение. В этом году много говорилось про Норильск и его дальнейшее развитие. Сейчас ожидается подписание нового соглашения по Норильску. На каких принципах будет построено это соглашение?

— Соглашение, которое будет подписано с "Норильским никелем" в ближайшей перспективе, все-таки является уникальным. Подразумевается комплексная реновация территории Норильска до 2035 года. Речь идет о софинансировании со стороны компании, федерального, краевого и муниципального бюджетов.