4 июня 2021, 08:00
Интервью
ПМЭФ-2021

Глава "Аэрофлота": российских спортсменов на Олимпиаду в Токио перевезем

Михаил Полубояринов. Егор Алеев/ ТАСС
Михаил Полубояринов

Как компания планирует внедрять цифровой проездной IATA Pass и как справляется с тяжелыми последствиями пандемии

На полях Петербургского международного экономического форума — 2021 гендиректор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов в интервью ТАСС рассказал о том, как компания планирует внедрять цифровой проездной IATA Pass, как справляется с тяжелыми последствиями пандемии, и напомнил, что, несмотря на тяжелую обстановку на рынке международных перевозок, она сможет доставить российских спортсменов на Олимпиаду в Токио.

ПМЭФ —  первый крупный постпандемийный форум. Соответственно, хотелось бы начать разговор с популярного в наших реалиях вопроса: как вся эта ситуация отразилась на "Аэрофлоте"?

— Повторяться, что это был очень тяжелый год для отрасли, не буду. Очевидно, что "Аэрофлот" пострадал от запрета на международное воздушное сообщение больше всех российских компаний. Для нас международные рейсы — около 60% выручки от полетов. Благодаря тому, что авиарынок РФ восстановился быстрее, и он большой, нам удалось половину выручки сохранить. У нас разработан и утвержден план действий. Мы пришли к необходимости интегрировать компании группы, создать динамическую модель предложения сервиса и емкостей. Такая группа должна быть ближе к самым разным пассажирам. И тем, кто хочет пользоваться полносервисной компанией, и тем, кто готов летать низкобюджетной компанией или региональной компанией. Результат такой гибкой сервисной и операционной модели — возможность быстрее и точнее реагировать на изменения спроса, увеличение пассажиропотока, с одной стороны, с другой стороны — удешевление перевозки. И это большой шаг в направлении увеличения мобильности населения.

Это дает дополнительные возможности людям, даже тем, которые раньше никогда авиацией не пользовались. Например, "Победой" может полететь бабушка к внукам за 499 рублей

Мы можем быстро отреагировать на повышение-снижение платежеспособного спроса. Это для нас крайне важно.

Наглядный пример реализации нашей стратегии — новое летнее расписание, в котором в разы увеличено количество региональных рейсов. В декабре мы поняли, что международный трафик не восстановится, и переориентировали наш парк, который простаивал, на региональный разлет. Я думаю, что мы и дальше будем развивать программу прямых перелетов из российских городов, минуя Москву. Когда закончится время отпускное, появится, мне кажется, запрос на время зимнее.

— Рассматриваете ли вы какие-то источники дополнительного финансирования? Например, размещение ценных бумаг?

— Да, безусловно, мы понимаем, что мир после пандемии не восстановился и части выручки у нас просто нет. И в связи с этим нам, менеджменту, необходимо в этот сложный момент управлять ликвидностью, отвечать по обязательствам. В этой части мы рассматриваем возможные меры государственной поддержки, такие как, возможно, получение государственных гарантий по кредитам, но в целом это стандартная работа по заимствованиям на публичных рынках и с банками на кредитно-денежном рынке.

— Может ли все-таки ситуация на рынке подтолкнуть вас к такому сложному решению, как повышение стоимости билетов?

Мы постоянно говорим об этом, разъясняем, что не мы повышаем стоимость. Цена билета — это баланс спроса и предложения. Есть важные факторы, на которые мы влиять не можем, — например, существенный рост стоимости топлива, девальвация рубля при наличии лизинговых контрактов и так далее

То, что приводит к необходимости возможного увеличения стоимости перевозки. Но опять же наши внутренние тарифы остаются практически неизменными. Одновременно мы существенно увеличиваем региональную программу, и другие авиакомпании также двигаются в этом направлении. Поэтому, по идее, роста цен на фоне роста предложения быть не должно.

— Что касается открытия международных направлений, как вы считаете, открытие каких стран могло бы наиболее существенно повлиять на ваше финансовое состояние? Есть что-то такое, что открыли — и прямо сразу стало хорошо?

— Нам хорошо то, что хорошо нашим пассажирам.

— В частности…

— Была, к примеру, Турция, у нас были свои планы на реализацию этой полетной программы. К сожалению, как мы видим, она не случилась, и это не зависит от нас. Конечно, крупные туристические направления — это база. Может быть, сейчас откроется Египет. Это потенциально тоже большое направление, которое поможет авиакомпании.

— И тогда, раз мы говорим про международные рейсы, я все-таки хотела спросить про Беларусь. Наблюдаете ли вы сейчас какой-то рост спроса на этом направлении? Полетели ли белорусы через Москву в третьи страны?

— Да, мы, в принципе, наблюдали и ранее повышение спроса на перелеты из Минска в Москву, поэтому делали заявку в штаб, и штаб удовлетворил нашу заявку. Мы вместо пяти частот в неделю сейчас получили с июня десять частот в неделю. То есть двукратное увеличение. Поэтому, конечно, можем говорить о том, что они будут востребованы.

— Вы начинали тестировать IATA Pass. Когда приложение может стать доступно всем пассажирам? Какие еще приложения на этом рынке вы рассматриваете?

— IATA Pass — это объединяющее мобильное приложение для всех авиакомпаний.

И это интересный цифровой инструмент, который будет содержать в себе: сведения о вакцинации, бронировании, персональные данные о пассажире. И мы рассчитываем, что с его внедрением ситуация улучшится, вырастет мобильность, возможность передвижения из одной страны в другую

Мы также развиваем мобильное приложение, например, "Путешествую без COVID-19". Оно уже действует, в то время как IATA Travel Pass мы пока только тестируем. Начнется тестирование с середины июня. Примерно около трех недель мы будем этим заниматься на линии Москва — Лондон. По результатам все авиакомпании, которые занимаются тестированием, сложат результаты, и посмотрим, что получится.

— А что касается приложения "Путешествую без COVID-19", оно у вас на каких направлениях используется? Вы уже можете сказать о первых результатах?

— Оно используется в рамках ЕАЭС.

— Давайте перейдем к спортивной теме. На пике пандемии вы говорили, что серьезно сокращаете маркетинговые мероприятия. Несмотря на пандемию, планирует ли "Аэрофлот" перевозить российских спортсменов на Олимпиаду и Паралимпиаду в Токио?

— "Аэрофлот" традиционно является партнером Олимпийского комитета России, мы официальные перевозчики Олимпийского комитета. Конечно, Олимпиада не будет исключением. Детальная полетная программа на стадии планирования, но то, что перевезем, — точно.