4 ИЮН, 16:30

Глава СУЭК: Россия через семь-восемь лет может стать ключевым экспортером угля в мире

О том, как пандемия повлияла на работу СУЭК (Сибирской угольной энергетической компании), какие рыночные перспективы у угля и как компания реагирует на текущие вызовы в индустрии, в интервью ТАСС рассказал генеральный директор СУЭК Степан Солженицын.

— Как сказался ковидный прошлый год на деятельности компании? Повлиял ли он на стратегические цели СУЭК?

— У компании достаточный запас прочности, чтобы адекватно реагировать на внешние ситуации. Да, определенные изменения были внесены в нашу работу. Но они касались в большей степени защиты здоровья сотрудников и поддержки регионов в условиях пандемии. Если говорить про стратегические ориентиры, то мы не только ведем программы экологической модернизации с учетом передовых стандартов, но и развиваем новые экологические проекты. Мы также усиливаем преимущества от синергии угольного, энергетического и транспортного направлений. Ряд функций концентрируются в едином корпоративном центре, при этом каждое из этих бизнес-направлений (энергетическая компания СГК, логистическая компания НТК) развивается независимо и на рыночных основаниях.

— А что делала компания для поддержки сотрудников и регионов?

— В марте прошлого года был создан оперативный штаб СУЭК со штабами в каждом регионе, который обеспечивал выработку и реализацию комплекса мер для предотвращения заболеваний сотрудников, взаимодействие с региональными властями, медициной регионов для выявления их потребностей.

В 29 районных и региональных больниц были направлены промышленные объемы медикаментов и средств индивидуальной защиты — 1,5 млн медицинских масок и респираторов, сотни тысяч пар стерильных перчаток и костюмов, кислородные модули и рентгеновские аппараты, тонны санитайзеров и других средств дезинфекции

По согласованию с администрациями муниципалитетов улицы городов регионов присутствия обрабатывала дезинфицирующим раствором спецтехника СУЭК. Компания обеспечила электроснабжение временных госпиталей, предоставила транспорт медицинским и социальным учреждениям. Очень заметной для жителей регионов стала работа волонтеров СУЭК, присоединившихся к всероссийской акции #МыВместе, за которую компания, ее руководство и активные волонтеры были отмечены наградами — в том числе памятными медалями и грамотами президента России.

В регионах продолжались важные для социальной стабильности проекты: обустройство общественных пространств в малых городах, строительство центров культуры и быта, музеев, реализация совместных образовательных проектов для молодежи из шахтерских моногородов, помощь детям с различными патологиями развития и другие. Делали все то, что невероятно важно для качественной жизни и развития регионов. Не случайно компании в этом году присвоен статус партнера национальных проектов.

— А какие рыночные перспективы у угля? Не вытеснят ли его новые экологические требования и углеродные ограничения, которые все активнее слышны во всем мире?

— Уголь — это надежный и доступный энергоресурс, на котором построена современная цивилизация. Наносит он вред окружающей среде или нет, зависит только от технологий, применяемых при его использовании.

Да, вызовы для угля есть, они серьезные, но абсолютно решаемые. Мы понимаем, что это — данность XXI века, и конкурентное преимущество будут иметь те компании, которые смогут найти быстрые и качественные решения для экологических вопросов

Современные требования общества к чистоте энергоносителей разумны, они связаны с появлением новых технологий, которые действительно могут делать производство энергии чистым. Самое основное и актуальное мероприятие для угольных станций в России: модернизация газоочистного оборудования, фильтрация твердых частиц на уровне 99% или более. Более того, у России есть важнейшее достояние: треть отопления в нашей стране вырабатывается в комбинированном цикле (тепло и электроэнергия) на ТЭЦ в наших крупных городах. Это равнозначно строительству более 30 ГВт ВИЭ (возобновляемые источники энергии — прим. ТАСС)!

И экономическая эффективность угольных ТЭЦ абсолютно конкурентоспособна: они с успехом эксплуатируются в Голландии, Японии и других странах с учетом самых строгих экологических стандартов.

Что касается угля, запрос на его использование в мире не снижается, особенно с учетом того, что новые угольные блоки почти не отличаются по выбросам от газовых. Доля угля в мировом энергобалансе остается на уровне 30%, а в производстве электроэнергии — 40%. Основной центр потребления угольной продукции находится в странах АТР. Это, прежде всего, Китай — 3,8 млрд т (или 49% от общего потребления угля) и Индия — 0,95 млрд т (или 12%). Быстро растет потребление в Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Таиланд и др.) и Африке. Доля стран АТР в мировом потреблении угля выросла с 48,7% в 2000 году до 77,4% в 2019 году. Это почти 80% всей международной торговли углем.

— И как СУЭК на эти вызовы реагирует? Какая стратегия?

— Если по стратегическим показателям, то в угольном секторе мы ориентируемся на рост мощностей обогащения на 20% к 2025 году, что даст нам возможность на 16% нарастить поставки угля в Азию. Мы расширяем свои узкие места в транспортной цепочке. Развиваем и строим порты, в первую очередь — терминал ДТУ (Дальтрансуголь — прим. ТАСС) в Хабаровском крае, мы на 67% увеличим перевалку через него. А в то же время РЖД ведет стратегический проект развития всего Восточного полигона, выходящий далеко за рамки угольной отрасли, но и критично важный для нашей возможности реализовать нашу стратегию в угле.

У России сегодня есть все возможности стать вместе с Австралией в горизонте семи-восьми лет ключевым экспортером угля на мировой рынок. Эти возможности упускать нельзя, и я рад, что мы находим понимание в этом у руководства страны. И понимание мы находим у РЖД, которая активно инвестирует в развитие Восточного полигона.

— А экологические вызовы — как с ними справляется компания?

— В угольной отрасли это в первую очередь восстановление земель, нарушенных производственной деятельностью, очистка используемой воды, утилизация шахтного метана, минимизация пыления при погрузке и транспортировке угля. Пример про воду — мы построили самые современные очистные сооружения на шахтах Кузбасса и ведем масштабное строительство очистных еще в пяти угледобывающих регионах — хотим возвращать в природу воду только питьевого качества. Это огромные инвестиции, только за прошлый год инвестировано $126 млн!

Это и постоянный рост доли обогащенного угля для снижения зольности и повышения калорийности.

Для частных хозяйств мы предлагаем бездымные брикеты, инновационный продукт глубокой переработки бурого угля

И, конечно, очень большая программа в энергетике. Мы продолжаем замещать экологически грязные котельные поставками тепла через комбинированную выработку ТЭЦ, на которых увеличиваем мощность в рамках ДПМ-2 (договоры о предоставлении мощности — прим. ТАСС) и устанавливаем новые фильтры с эффективностью выше 99%. 55 котельных уже замещены, программа вывода котельных из эксплуатации продолжается. Это — порядка $100 млн инвестиций в экологию!

А проводимая замена устаревших теплосетей и подключение частных домов к централизованному теплоснабжению позволяют повысить энергоэффективность теплоснабжения, снизить потери тепла. В целом реализация программы сократит ежегодные выбросы CO2 почти на 1 млн тонн с 2025 года в дополнение к экономии 9 млн тонн выбросов CO2 за счет когенерации. Это превышает эффект от программ по строительству в России ВИЭ в 5,5 млн тонн CO2 с 2025 года.

Читать на tass.ru
Теги