5 июня 2021, 15:30
Интервью
ПМЭФ-2021

Акимов: "Почта России" направит 2 млрд рублей на повышение зарплат сотрудников

Максим Акимов. Петр Ковалев/ ТАСC
Максим Акимов
О беспилотниках, новых логистических центрах и желании "Почты России" стать привлекательным работодателем рассказывает гендиректор Максим Акимов

О стратегии развития компании, доставке почтовых отправлений беспилотниками, новых форматах работы некоторых отделений почтового оператора,  изменениях на ранке e-comm, повышении зарплат сотрудникам компании, в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал гендиректор "Почты России" Максим Акимов.   

— Планируете ли вы сократить число отделений или изменить их формат работы?

— Мы не планируем закрывать отделения — наоборот, благодаря новым форматам увеличим плотность присутствия, приведём сеть в порядок. Мы существенно обновим бизнес-модель, оптимизируем логистику, будем внедрять новые решения — например, партнёрские форматы, если появится такая возможность. Постаматную сеть, ПВЗ, мобильные почтовые отделения, "почтальона на дому". Это всё не уменьшит, а увеличит плотность нашего контакта с клиентом.

Создавая конкурентоспособные продукты, мы одновременно должны обеспечить почтовую связность страны и присутствие государства там, где кроме нас никого нет. Это большие задачи, решить которые может лишь современная компания с соответствующей культурой, которой нам и предстоит стать.

— Что подразумевает формат "почтальон на дому"? Условно говоря, есть почтальон на дому, и он делает всё то же самое, что и в отделении?

— Я не очень понимаю, зачем заставлять почтальона постоянно находиться в отделении, если он всё равно посещает клиентов и разносит почтовые отправления, посылки и продукты по маршруту. Он вполне может делать то же самое, не проводя в отделении целый день. А я буду здорово доплачивать ему за то, что использую его труд и ресурсы на дому — вместо того, чтобы содержать объект, в котором, извиняюсь, сквозь кровлю звёзды видны.

— Вы планируете продолжать программу повышения зарплат сотрудникам?

Понятно, что, если платить сотрудникам мало, мы будем вечно непривлекательным работодателем, в чём мы явно не заинтересованы. Одна из наших целей — повысить лояльность к нам как к работодателю

Мы в четыре волны повысили заработную плату во всех регионах. Это серьёзные издержки, и, если бы не они, мы по нашим расчётам получили бы примерно в четыре раза большую прибыль по итогам 2020 г. Но мы уверены, что всё сделали правильно, и продолжим в том же духе.

Следующий шаг — изменить систему оплаты труда для 138 тыс. наших сотрудников. Сейчас у нас в "Почте" никто не получает зарплату ниже МРОТ — мы давно решили это, выполнив указание президента. Другой вопрос в том, что у нас есть ставки, по которым приходится за счёт некоторых дополнительных выплат дотягивать до МРОТ. Теперь этого не будет. Таких ставок у нас не останется. При этом мы не будем убирать те самые дополнительные выплаты этим сотрудникам, премия останется премией — это награда за выполненную работу, а не способ дотянуться до МРОТ. Поэтому мы только за 2021 г. направим более 2 млрд руб. в новую волну повышения оплаты труда, которая начнётся с 1 июля и коснётся всех работников по всей стране.

— Какие цели и показатели заявлены в стратегии по электронной коммерции?

Услуги для e-comm — наша основная ставка. Это непросто, но, тем не менее, мы считаем, что на этом рынке точно есть место для нас. Мы точно хотим занять пятую часть всего рынка отправок. Это большая логистическая работа, ведь к 2025 г. рынок электронной коммерции вырастет минимум до 4,5 трлн руб. в год. Если углубиться в структурные изменения, мы увидим, во-первых, изменившиеся требования потребителя. Он хочет получать товар день в день, в худшем случае — послезавтра. Иначе он выбирает другого продавца.

Помимо предпочтений потребителя меняется и структура логистики. Быстрее всего растёт собственная логистика крупных маркетплейсов. А те продавцы, кого они не могут обслуживать сами, берут у маркетплейса лишь витрину, а в логистике пользуются услугами сторонних поставщиков — например, нас. Почта и так самый крупный из некэптивных логистов, и за год нашей команде удалось ещё расширить это направление. Лидерство мы не отдадим.

Факт того, что маркетплейсы перекладывают все заботы о фулфилменте, складах и сортировке на продавцов, открывает для компании массу возможностей. Мы можем использовать нашу сеть не только для доставки, но и для приёма отправлений у малого и среднего бизнеса. Ведь удобная сдача товара без очереди — нужный сервис. Вопрос эффективного управления виртуальными складами очень актуален. Нам надо предоставить клиентам хороший продукт, и, если нам удастся это сделать — над чем мы активно работаем, это прописано в стратегии — мы сможем занять значительную долю рынка, до 50% некэптивных доставок.

— Вы планируете сконцентрироваться на работе с маркетплейсами или малым бизнесом?

— Почему "или"? Мы работаем и с теми, и с другими. Для нас важна интеграция — чтобы мы могли по оферте присоединять к личному кабинету продавцов, а те получали бы сервис по управлению своей электронной полкой. Я ещё раз хочу подчеркнуть, что в основном мы акцентируем внимание на продавцах, торгующих по модели FBS. Им мы можем продать свои логистические услуги быстрее, чем маркетплейсам. Но и сами маркетплейсы очень заинтересованы в качестве нашего продукта, ведь клиентский опыт их пользователей сильно зависит от логистов, которые обслуживают их продавцов. Покупателя не волнует, как продавец везёт товар, ему главное быстро получить его. И здесь на помощь приходим мы.

— Планируете ли вы увеличивать число курьеров?

— Это довольно сложный конкурентный рынок, пока с очень плавающей экономикой. На мой взгляд, он находится в пограничных значениях по маржинальности. Общий тренд здесь таков, что стоимость труда будет повышаться. Уже сейчас курьеры неплохо зарабатывают, стараются как следует повоевать со своим работодателем за условия труда, и стратегически это хорошо. И предложение труда увеличиваться не будет, не стоит ждать чудес.

Конечно, мы много внимания уделяем качеству этих сервисов. Для нас важно интегрироваться с другими доставщиками, развивать формат dark store, доставку товаров повседневного спроса из отделений и shop to home. Но мы скорее движемся в сторону развития нашей сети почтальонов, а также таргетной доставки пакетов из отделений и товаров повседневного спроса в режиме dark store по заказу клиента.

Кроме того, мы активно будем продвигать бесконтактную доставку — постаматные станции рядом с домом — ведь это удобно. Потому что основная проблема курьеров в том, что с ними всегда нужно согласовывать удобное время доставки. Конечно, этот сервис здорово изменился, но я всё равно верю, что люди не очень любят контактировать с незнакомцами, если только они не совсем экстраверты. Гораздо удобнее взаимодействовать с высокоавтоматизированными цифровыми решениями, коими и являются автоматические почтовые станции. Пришёл в любое удобное время, получил, ушёл.

— Не изменились ли планы по открытию и строительству логистических центров? Их будет 40?

— 40 вместе с логистическими центрами третьего уровня, которые мы скорее не построим с нуля, а переоборудуем. Четыре запустим в этом году, четыре в следующем. И в этом году сделаем апдейт программы, которую мы сейчас пересчитываем.

Наша нынешняя программа, принятая в 2018 г., отталкивалась от идеи мощного роста трансграничного импорта, а вот внутренний рынок предполагал 2% рост. Про экспорт не думал никто. Сейчас картина изменилась радикально, и надо переосмыслить логистическую инфраструктуру.

Места расположения понятны — учитывая тренд на доставку "день в день", мы привязаны к крупным городам. Но форматы этих объектов нужно оптимизировать. Будет ли это городской склад, единый распределительный хаб или фулфилмент-центр? Сейчас мы работаем над этим.

— Когда будет готова новая программа по логистическим центрам?

— Она точно будет готова к новому инвестиционному сезону, то есть к новому бюджету. Это не значит, что сейчас мы останавливаем строительство — мы продолжаем делать всё, что запланировали, а новая программа станет заделом на будущее.

— Когда планируется открытие бондовых складов?

— Я считаю хорошей идеей продвинуть в этот канал поток трансграничной торговли, которая сейчас в пороге до 200 евро не облагается ни НДС, ни таможенной пошлиной, ни вообще какими-либо платежами. Но важно, чтобы этот самый поток был, и чтобы в это окно не хлынул классический импорт. Именно поэтому мы предлагаем Почту как управляемый канал. Я надеюсь, что осенью будет принят закон, дающий правительству полномочия это сделать, и мы сможем пилотировать проект. Что касается технологической готовности — мы запустили в Казани фулфилмент для "Детского мира", работает прекрасно.

— Ранее вы говорили об испытании беспилотников. Расскажите, как это будет работать?

— Прежде всего, мы — очевидный потребитель и оператор различных разработок. Сразу хочу сказать, что беспилотники и аппараты "тяжёлого класса" нам очень нужны — прежде всего, экономически. В трёх субъектах России мы успешно провели испытания трёх типов аппаратов — в том числе способных перевозить тяжёлые грузы весом сотни килограмм на длинные дистанции. Нас интересуют расстояния от 100 км и нагрузка от 50 до 400 кг. На Ямале беспилотник первого типа перевёз 10 кг на расстояние в 60 км. На вторых испытаниях мы использовали уже другой тип беспилотника — в первом сценарии он перевёз 750 кг на 150 км, во втором — 350 кг на 550 км. На испытаниях в Казани мы тестировали третий тип беспилотника, он перевёз 50 кг на 150 км.

В четырёх субъектах страны — Чукотка, Камчатка, ЯНАО и ХМАО — мы будем проводить уже не тестирование, а большой пилот по работе с производителями беспилотных летательных аппаратов разного типа в режиме реального времени.

Это будет непросто, ведь нам предстоит проработать и экономику, и сами аппараты, и наземную инфраструктуру, и людей, и навигацию, и режимы регулирования. Так что пока это будет специальный экспериментальный режим, о котором мы договорились с правительством, и теперь надеемся реализовать проект под патронажем Белоусова, и сейчас нам нужно выработать модель, по которой всё это будет работать

Мы можем покупать часы и провозную ёмкость, стать операторами и сами продавать этот сервис. В процессе эксперимента мы поймём, по какой модели и где будем работать. Где-то можно покупать полётный час или килограмм груза. Где-то можно приобрести аппарат и эксплуатировать его. В общем, выберем наиболее выгодную модель.

— Какие задачи компания ставит себе в области доставки юридически значимой корреспонденции? Будете ли вы тесно сотрудничать с порталом госуслуг?

— Из-за естественных демографических изменений и роста безналичного расчёта доля традиционных почтовых продуктов (например, доставки пенсии) снижается. Письменная B2C-коммуникация тоже уходит в онлайн.

При этом растёт потребность в юридически значимых коммуникациях, которые гарантируют, во-первых, неизменность документа, а во-вторых — то, что вы его точно отправили, а получатель точно получил.

Мы хотим стать оператором системы, которая вместо миллиардов бумажных писем с уведомлением будет рассылать электронные юридически значимые почтовые сообщения с услугой нотификации. Ведь когда вы переводите деньги через банковское приложение, вам не надо подписывать никакие платёжки. Вы просто нажимаете на кнопку, и сам факт нажатия — это уже юридическое действие, простая электронная подпись, способ легко вас идентифицировать

В документообороте такое сейчас доступно лишь двум пользователям одной и той же системы. Но если вы с контрагентом вдруг подключены к разным операторам, или же он не давал явное согласие на коммуникацию (например, речь идёт о судебном уведомлении), то ничего не выйдет. Идентифицировать друг друга поможет универсальная почтовая система, которую мы и делаем цифровой. В этом году мы с Минцифрой уже запланировали пилотные проекты.

— Что это за пилоты?

— Прежде всего мы хотим добавить в приложение Почты возможность получать извещения и штрафы в электронном виде. Притом не просто просмотреть, но и ответить, и оплатить. 

Также мы планируем развивать сервис, связанный с другим нашим проектом, ГИС ЖКХ — получение счетов от агрегаторов, начисляющих платежи на почтовые ящики абонентов. Наша задача — сделать из этого сервиса качественный продукт с хорошим клиентским опытом. Это решит задачу, которую ставит правительство — максимально увеличить объём цифровых коммуникаций в разных сегментах.

— То есть я смогу выбирать, по какому каналу получать штраф?

— Вы сможете выбрать канал получения и оплаты. А для отправителя самое главное то, что этот штраф вас найдёт. Но и для вас как для получателя важно то, что вы сможете отправить претензию или юридически значимое заявление, которое точно не потеряется. Больше никто не сможет отвертеться, что не получил документ. Фактически, мы создаём юридический значимый цифровой почтовый ящик вместо аналогового, который висит на двери. И взаимодействие с порталом госуслуг важно с точки зрения адресации.

— Каковы ваши планы по привлечению инвестиций?

— Для реализации стратегии в течение пяти лет нам потребуется около 130 млрд руб. — понятно, что это текущие оценки, и всё может измениться. И мы понимаем, с помощью каких инструментов структурного финансирования, займов и лизинга будем привлекать эти деньги.

— Какие есть законодательные сложности для развития компании? Будете ли инициировать какие-либо регуляторные изменения?

— Давайте сначала поговорим о том, что нам удалось решить.

Мы наконец-то замкнули в единый периметр эмиссию знаков почтовой оплаты и оперирование почтовыми продуктами. Разрешилась коллизия выпуска "вечных" бондов, которые могли размещать лишь компании старше пяти лет, а Почте как акционерному обществу формально нет и двух

Сейчас мы ждём, что будет принят и подписан закон о ГИС ЖКХ по передаче "Почте России" продуктов, в которые мы вложили огромные ресурсы и средства. Он уже принят по втором и третьем чтениях. Нам обязательно надо развивать эти проекты, запускать новые сервисы, делать их полноценным цифровым решением для граждан, создавать хороший канал с финансовыми продуктами, информацией, голосованием, лёгким управлением своим домом, сервисами для УК. Нас блокировал неурегулированный вопрос: какими будут взаимоотношения между оператором системы и государством? Новый закон решил его, так что впереди у нас много работы.

Также важно отрегулировать вопрос передачи почтовых отправлений нелицензиантам. Мы не можем отдать отправление третьему лицу, которое не является нашим сотрудником. Это ограничивает нас в развитии партнёрской сети и курьерской доставки. Понятно, что мы как почтовый оператор всегда будем отвечать за сохранность посылок, но нам надо дать возможность это делать, а также решить вопросы, связанные с идентификацией отправителя и неравным налогообложением тех или иных видов почтовых сервисов.

Эти вопросы долго копились. Но я уверен, что за следующий год мы в основной массе их решим. Вместе с законодателями мы проделали большую работу, и я могу только сказать спасибо за поддержку.

Ольга Шнайдер