Глава депкультуры Москвы: сфера стабильна и управляема в текущей ситуации с COVID-19
Театральное и музыкальное искусство стало одной из сфер, в наибольшей степени пострадавших в результате пандемии COVID-19: из-за введенных ограничений залы в прошлом году работали в очном формате лишь 154 дня, сократилось число зрителей и доходы от продажи билетов. Позволила ли финансовая поддержка правительства Москвы сохранить коллективы и уровень заработной платы работников культуры, была ли продолжена реализация комплексной программы модернизации материально-технической базы городских театров и школ искусств, а также о трендах вакцинации в культурной среде столицы в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме рассказал руководитель столичного департамента культуры Александр Кибовский.
— Александр Владимирович, на данный момент достаточно ли финансирование культурных программ в столице? Или на какие-то направления необходимы дополнительные средства?
— Бюджет департамента сбалансированный и серьезный. При этом бюджет, как принято говорить, защищенный. Городская культура по поручению мэра Москвы получила в полном объеме все запланированные на этот год лимиты, несмотря ни на какие сложности. Хотя, казалось бы, непроизводственная сфера, и при дефиците средств возникает соблазн именно здесь сэкономить. Но у нас ситуация совершенно обратная. Спасибо Сергею Семеновичу [Собянину], который очень четко определяет культуру как приоритетное направление городского развития. Расходы на культуру не только не секвестируются, наоборот, нам в полной мере выделены лимиты для продолжения беспрецедентной программы реконструкции и ремонта объектов культуры, которую мы активно реализуем последние годы. По этой программе ситуация сбалансированная и плановая.
— Сегодня ряд театральных объектов в Москве находится на реконструкции. Какие из них планируете открыть в этом году?
— Мы работаем по целому ряду объектов. В марте завершилась реконструкции нового здания детского музыкального театра юного актера. Очень почетно, что в его открытии принял участие президент РФ. Закончили работы в театре "АпАРТе", на прошлой неделе проводили его премьеру для общественности — круглый стол с депутатами Мосгордумы по отраслевым вопросам. Практически завершены работы по новому зданию "Уголка Дедушки Дурова", в завершающей стадии работы в театре на Малой Бронной и театру "Ведогонь" в Зеленограде, в хорошей динамике работы в Театре Эстрады. Завершено сложное проектирование и начинаются работы в Театре киноактера. Но городская отрасль культуры не состоит лишь из театров, и для огромного количества москвичей встреча с прекрасным начинается не с пресловутой театральной вешалки, а с местного дома культуры, художественной школы, библиотеки, музея, — и это тоже наши приоритеты. Недавно мэр Москвы открыл новый большой дом культуры в Строгино, сейчас завершаются работы по культурному центру "Северный". В этом году планируем завершить работы и открыть знаменитую квартиру Булгакова на Пироговской улице, где теперь вместо ДЭЗа будет музей. Так что много самых разных объектов в работе.
— Почему даты сдачи объектов в эксплуатацию и открытий театров после ремонта зачастую не совпадают?
— Театры живут репертуарными сезонами. Так что даже если мы заканчиваем ремонт "к 1-му числу", необходимо затем новый объект "ввести в репертуар". Стройготовность не означает открытия. Нужно время на пусконаладочные работы, на переезд театра со всеми цехами и декорациями, на обживание помещений, на адаптацию спектаклей к новой сцене и оборудованию и так далее. К примеру, ремонт театра на Малой Бронной в высокой степени готовности. Но надо понимать, что театр не может все бросить во временном для него здании на Яузе и тут же переехать, — прежде необходимо закончить сезон, на который уже проданы билеты.
Кроме того, нужно учитывать, что в основном у нас сложные, нетиповые объекты. Ведь в большинстве случаев мы не строим новые здания, а реконструируем существующие исторические, в которых идет насыщенная творческая жизнь. Чтобы начать реконструкцию театра, мы должны ему дать альтернативную площадку. Мы же не можем сказать артистам, что два года они не будут выступать, пока идут работы. Между тем свободных резервных площадок единицы, и все они распланированы на годы вперед. Театры могут переезжать только между сезонами. То же самое с нашими учебными заведениями в рамках беспримерной программы мэра Москвы "Искусство — детям". Мы можем ремонтировать школы только в период каникул, либо предоставляя школе альтернативные помещения на учебный цикл. По программе мэра Москвы уже отремонтировано 120 школ, закуплены 30 тыс. единиц специальной мебели, 10 тыс. инструментов и так далее.
— Какие результаты по модернизации школ покажете в этом году?
— Программа близится к завершению. В плане на этот год — 38 школ. Одновременно идут работы по объектам, где у нас не просто ремонты, а настоящие серьезные реконструкции, вплоть до замены перекрытий. Таких у нас 28 учебных заведений. Всего же в Москве 140 школ искусств, у некоторых из них несколько адресов. В результате программы мэра Москвы все помещения, в которых работает наше творческое образование, будут приведены в достойное состояние, получат качественное и современное оборудование и инструменты.
— Скольких детей это коснется?
— В школах обучаются 95 тыс. детей. За них переживают папы и мамы, дедушки и бабушки. Реальный охват людей, которые лично заинтересованы в этой программе, — около полумиллиона жителей Москвы. И это не говоря о многих дополнительных смыслах, которые она мультиплицирует помимо своего прямого назначения. Когда мы говорим про экономику культуры, это не только прямые инвестиции и доходы. Это, в том числе, благоприятная и комфортная городская среда, возможности для творческой жизни и развития личности.
— А если говорить о людях отрасли и о зарплатах, какая средняя зарплата работника культуры сейчас в городе?
— Прошлый год был очень непростым. Из-за пандемии впервые в истории наши учреждения культуры вообще не работали несколько недель. Это, конечно, повлияло на выпадение их доходов. Последствия для отрасли могли быть весьма тяжелыми. Но ситуация была сбалансирована существенными дополнительными средствами, которые по поручению мэра Москвы были доведены адресно до каждого учреждения. А это 2 480 адресов по всему городу, более 25 тыс. работников. В результате во всех коллективах была обеспечена стабильность и средняя зарплата по отрасли — 83 тыс. рублей.
— Получается, пандемия не оказала сильного влияния на ситуацию в сфере культуры Москвы?
— Почему же, конечно, оказала. Мы понесли тяжелые личные утраты. Многие задумки, планы, проекты пришлось перенести. Необходимое ввиду пандемии ограничение заполняемости залов в 50% прямо влияет на их кассовые планы. В прошлом году выручка учреждений составила половину от того, что было в 2019 году. Причины нам всем понятны. Но на самом деле это весьма неплохой результат. Ведь были очень пессимистические прогнозы. Некоторые "эксперты", которые всегда надеются на худшее, говорили, что выручка будет лишь 10-15 %. На самом деле мы вышли с очень неплохим уровнем внебюджета, что в сочетании с поддержкой мэра Москвы позволило выплатить и хорошие новогодние премии. Итоги текущего года можно будет подвести после завершения театрального сезона и учебного года, выплаты отпускных. Но уже сейчас видно, что ситуация стабильная.
— Можно ли сказать, что при действующих ограничениях, заполняемости зала наполовину и прочих антикоронавирусных мерах все вышло уже на привычный и стабильный уровень, сфера "держится"?
— Учреждения к новой ситуации адаптировались. Несколько недель из-за пандемии коронавируса мы все находились в изоляции. Но как только стало возможным, сразу все учреждения вернулись к работе, восстановив репертуар и творческую форму. Конечно, ситуация не является нормальной по сравнению, допустим, с 2019 годом. Тем не менее, за прошлый год в московских театрах состоялись 173 премьеры. И сейчас активная творческая жизнь оффлайн в Москве продолжается, чего лишены практически все наши коллеги за рубежом. Все наши учреждения понимают свои планы, у всех отработаны сценарии на разные случаи, есть понимание по бюджету, какими будут финансовые поступления. То есть отрасль стабильна, управляема, адаптирована к существующей ситуации. И очень ждет возможности вернуться к нормальной жизни, это правда. Но мы все этого ждем. Это касается не только культуры, но и любого другого вида деятельности.
— Как обстоят дела с вакцинацией в учреждениях культуры?
— Как и везде, по-разному. Например, есть учреждения, где вакцинировались практически все сотрудники. Вот в "Геликон Опере”, где сам руководитель Дмитрий Бертман является подвижником вакцинации. Также Владимир Машков, руководитель театра Табакова, сам вакцинировался и призывает всех позаботиться о здоровье. Старейший репертуарный артист мира - участник парада Победы фронтовик Виктор Ильич Рухманов, и сейчас играющий в Театре Сатиры, пришел в боевых наградах и вакцинировался.
— Обязывать работников культуры делать прививку не планируется?
— Вакцинация — дело добровольное. Но деятели искусства призывают к ней, пытаются взывать к разуму.
Ведь нет другого выбора: вы либо переболеете, как я переболел в свое время, либо вакцинируетесь. Одно из двух, и другого не дано. Печально, что пример наших уважаемых деятелей искусства не всегда находит отклик среди их почитателей. Но все-таки часть аудитории к ним прислушивается, а это сотни и тысячи реально спасенных ими жизней.
— Театры продолжают преображаться на глазах: меняется репертуар, труппы, реконструируются здания, даже открываются пункты вакцинации. 2 июня приняты изменения в закон о конкуренции, который дает возможность муниципальным учреждениям напрямую заключать договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Как это отразится на подведомственных департаменту культуры учреждениях, какие возможности открывает для них?
— Это очень нужная и важная поправка, которая действительно является реакцией на мнение профессионального сообщества, — были услышаны мнения Союза музеев России, Михаила Борисовича Пиотровского, Союза театральных деятелей, Александра Александровича Калягина, многих других наших коллег. Закон касается неотделимого от учреждений культуры сервиса - театральный буфет или музейное кафе, продажа сувениров, печатной продукции.
— Скольких московских учреждений культуры коснется новация?
— У нас в подчинении 82 театра. Не все они имеют такие сервисы в полном объеме. Но большинство прямо заинтересованы и являются адресатами нового документа. Также целый ряд музеев, культурных центров, концертных залов.
— Экономически это отразится на их доходах?
— Вопрос не столько про доходы, сколько про качество. В чем было неудобство предыдущей системы: допустим, есть буфетная зона на 20-30 кв. м. По общим правилам проводилась конкурсная процедура. Формально руководитель учреждения узнавал победителя и своего партнера лишь постфактум. При этом любое театральное кафе или буфет — это естественный монополист в пределах данного учреждения. Люди приходят в театр и хотят в буфете создать себе праздничное настроение. Но если ценообразование становится завышенным, при этом сервис плох, а качество низкое, то настроение испорчено. Все это проецируется уже на сам концерт и спектакль. Зрители жалуются, и жалуются на театр, — они не отделяют буфет от театра. И нам пишут жалобы поскольку именно его считают виновным. В результате многие театры были вынуждены сами открыть собственный пищекомбинат и найти работников, но не каждый с этим справится. Театр все-таки — он про другое. Он про искусство, а не про заготовку еды, набор поваров и выполнение требований Роспотребнадзора по качеству продукции.
— Что этот закон даст посетителям московских театров, и как теперь будет организовано взаимодействие учреждений культуры и предпринимателей?
— Надеемся, что сведутся к минимуму те неприятные инциденты, когда зрителя неправильно обслуживали в буфете. Новый закон должен повысить качество, дав с одной стороны руководителям прямую возможность, а с другой установив их прямую ответственность за все происходящее на территории учреждения. Теперь руководитель имеет возможность, при соблюдений всех правил, пригласить добросовестного партнера, ему понятного, имеющего опыт работы. Такое партнерство повышает качество предоставляемых услуг. Думаю, что данная поправка даст быстрый эффект и прекратит печальные инциденты, когда люди приходили получить хорошее настроение, а им его портили на старте. В итоге, как ни старались потом артисты, они являлись заложниками уже созданного негатива из-за недобросовестного обслуживания.
Беседовала Олеся Кулинчик