Комплексное развитие территорий становится для российских городов новым локомотивом в строительстве. Программа реновации, благоустройство московских набережных, "Большой сити" и другие крупные проекты стали примером этой тенденции в Москве. Какую архитектуру оставят столице 2020-е, чем примечательны районы реновации и какие центры притяжения появятся около Москвы-реки, в интервью ТАСС рассказал главный архитектор столицы Сергей Кузнецов.
— Сергей Олегович, какие новые проекты нас ждут в ближайшие пять лет? Какие тенденции в архитектуре Москвы 2020-х можно обозначить?
— Москва вся находится в процессе преображения, но начинать рассказывать надо с очень масштабных проектов. Проект реновации пятиэтажек — я считаю, что с точки зрения преображения городской среды это вещь ключевая, — улучшение качества жизни более 1 млн участников программы. Затрагивается огромная территория, и главное, что это превращение среды в абсолютно другой уровень качества: сегодня территория пятиэтажек — это среда не городского качества. До этого мы провели конкурс на планировочную структуру, потом мы разрабатывали проекты планировок на основе выработанных положений этого конкурса. Сейчас проекты планировок все утверждены, и мы перешли к архитектуре отдельных зданий и формированию среды, благоустройству. Подводим итоги очень важного и масштабного конкурса с огромным количеством участников — "Облик реновации".
— У разных районов кварталов реновации будет общая узнаваемая черта?
— Каждому району важно иметь свою узнаваемость. То, над чем было принято смеяться еще в кино "С легким паром…", что в 80-е все одинаковое кругом, — довольно постыдная история для города и для городов, от которой нужно уходить. Города успешные себе такого не позволяют — когда куча районов с одинаковыми домами застроены абсолютно под копирку. Безусловно, задача — добиться узнаваемости, идентики этих районов [реновации], но это не означает, что нужно найти кучу разных материалов, цветов и прочего. Это решается через архитектуру, планировочную структуру. Сносимые пятиэтажки плохи не только тем, что они неудобные, одинаково выглядят, их сложно ремонтировать, они плохи еще и тем, что везде породили одинаковую планировочную структуру. То есть это просто "гребенки" домов, а внутри там нет иерархии пространства, разделения, где приватное, где общественное, — в этом же еще проблема. Мы постараемся все это преодолеть.
— Как же они будут выглядеть?
— Для реновации есть определенные стандарты. И я не стремился бы, например, к большой номенклатуре материалов, — качественных материалов не так много, которые укладываются в ценовой параметр. Мы все-таки реализуем программу, думая о городском бюджете, и экономика проекта крайне важна. При этом наша задача найти в пределах этой экономики максимально качественное решение, а этого можно достичь только через объемы — за счет небольшого набора материалов, но большого количества в использовании, достигать уменьшения цены для качественного продукта. Благодаря стандартам, которые мы сейчас закладываем в планировочные решения по применению материалов, по качеству отделки и благоустройства, я думаю, что районы реновации, безусловно, будут в будущем считываться — это будут более городские районы, которые будут отличаться. При этом застройка 60-х, 70-х, 80-х — она будет еще долго доминировать, тогда успели очень многое. Застройка длилась 40 лет, даже 50, да и в 90-е, 2000-е еще застройки такого типа было очень много, одинаковых панельных домов.
— То есть застройкой 2020-х станут кварталы реновации?
— Станут. Я надеюсь, она будет примером того, как можно дальше двигаться.
Сегодня интенсивное использование территории, городской инфраструктуры, инженерных систем порождает высокую плотность, но это единственный способ, чтобы обеспечить комфортным стандартом подавляющее большинство. Иначе мы всегда будем говорить о сегрегации. Потому призывы "а давайте мы сделаем низкоквотно, малоэтажно, при этом комфортно" недостижимы, это просто популизм. Мы видим города, где реализовалась концепция города с огромным количеством фавел, когда была идея сделать все очень хорошо и комфортно, но вдруг выяснилось, что на всех не хватит средств. Причем всегда выясняется, что примерно процентов 80 должны жить в чудовищных условиях, чтобы 20 процентов жили в хороших, — мы не хотим, чтобы так было в Москве.
— Какой будет этажность в районах реновации?
— Понятно, что у нас много зданий выше 14 этажей, но для уровня современного города это вообще даже не высота, потому что много зданий и ниже 14 этажей. Средняя этажность, если сегодня взять принцип "один подъезд — одно здание" и поделить количество секций на количество этажей, мы приходим к цифре порядка 14 этажей. Это средняя этажность, вполне гуманная.
— Но реновация — не единственный знаковый проект?
— У нас сегодня есть несколько важных центров развития, мы идем по концепции полицентризма. Тема полицентричного города закладывалась еще в опережающем конкурсе на генплан 1932 года, потом эта система генплана прослеживалась и в 1956 году, и в 1971-м, но реализовывать ее начинаем только сейчас, в XXI веке, спустя уже 90 лет после тех конкурсов. Подошли к реализации того, о чем говорили десятилетиями. Это и серьезнейший новый проект "Большого сити", включая уже возведенный район "Москва-Сити", развитие вдоль Москвы-реки, которое продлится на всю территорию по обоим берегам, включая Мневники. Там будут и уже развивается очень серьезная спортивная инфраструктура, две станции метро, новый парк шикарного уровня. Фактически это город в городе, который расположится в центре западной части столицы. Еще один крупный проект — Южный порт, но еще находится на более ранней стадии. Там также будет создан интенсивный транспортно-пересадочный узел — метро, наземный транспорт, водный транспорт, канатка через реку для связанности берегов. На юго-востоке Москвы вообще есть проблемы со связанностью районов, и этот проект позволит их преодолеть. Здесь же будет проложена новая автомагистраль Печатники — Братеево. Это будет серьезный противовес "Большому сити", новый район, в зону тяготения которого войдет территория ЗИЛа, которая сегодня застраивается. Сейчас на это место есть концепция, но мы ее используем как техзадание для конкурса, результаты которого ожидаем примерно 20 июня. Это должен быть абсолютно знаковый проект, в конкурсе участвуют очень, очень крутые архитекторы.
— Оба проекта расположены на реке неслучайно?
— Таким образом происходит интенсификация московского пассажирского движения по Москве-реке, вовлечение реки не только в транспортный оборот, но и вообще в жизнь горожан. Суть проекта развития Москвы-реки — даже далеко не благоустройство, а именно усиление жизни территорий, прилегающих к реке. И транспорт, и активные берега — это все часть этого проекта, и в ближайшем будущем, в перспективе пяти лет, увидим более интенсивное использование рек. Также есть проект на реке, но это уже на севере, на Химкинском водохранилище — это проект Северного речного порта. Большой кусок промышленной зоны будет превращен в интенсивно и комфортно застроенную многофункциональную территорию. В целом есть тема прилегающих более удаленных центров, таких как Рублево-Архангельское, Сколково, Коммунарка. Так, на новой территории развивается большой образовательный кластер, в планах — культурный кластер в виде фондохранилища федеральных московских музеев, деловая, общественная, жилая застройка. И все это образует новый серьезный центр, наверное, самый удаленный в системе новых центров города, которые я сейчас перечисляю. Вместе с тем в столице ведется работа по отдельным проектам — это и развитие Третьяковки, и Пушкинского музея, и Политехнического, который, надеюсь, скоро будет закончен. На набережной у Крымского Вала целый набор культурных объектов образует "музейную милю". За последние годы построено много спортивных объектов, но работа продолжается. Например, в "Лужниках" строится центр самбо. Список можно продолжать долго.
— В городе реализуется большое количество коммерческих проектов. Так, на месте киноцентра "Соловей" многофункциональный комплекс, включающий апартаменты, офисы, рестораны, кинотеатры… Каким будет его внешний облик?
— Изначально на его месте планировалось здание в стиле ампира, проект активно не публиковался, но все равно вызвал много критики общественности. С большим трудом мы договорились с застройщиком полностью изменить проект и сделать его с нуля с уже известными архитекторами бюро "Цимайло, Ляшенко и партнеры". Новый проект получился более прогрессивным и подходящим для облика города. Здесь появятся четыре лаконичных здания, облицованных в неярких металлических оттенках. Они чуть друг от друга отличаются, но принципиально не контрастны, сами цвета пастельные, очень благородные. Все это стоит на стилобатной части, где есть развитая общественная функция, кстати, с функцией кинопоказа, которую просили сохранить жители. Одно высокое здание здесь смотрелось массивным внедрением в застройку заметно меньшего масштаба. Я сам этим проектом тоже занимался и искал вместе с архитекторами идеи, чтобы улучшить проект, предложил раздробить этот монообъем на четыре отдельных здания меньшего объема, которые просматриваются с разных ракурсов, между ними есть просветы. В городе преимущественно вы движетесь пешком или на машине, и важно, когда у вас картинка чуть меняется. Думаю, что это будет в итоге успешный и модный проект, я очень доволен прогрессом, который мы совершили.
— Появится ли что-то созвучное в этом районе? Рядом сталинка, зоопарк, невысокая жилая застройка — не будет ли МФК выглядеть слишком необычно?
— Каждый объект, который вы сейчас упоминаете, в свое время тоже был необычным объектом для этого района. Считаю, что у каждого времени есть своя дизайнерская примета, и время должно по архитектуре узнаваться: когда вы видите застройку и плюс-минус в голове ее датируете для себя, не через интернет, не собирая справки, а просто можете сказать, что это здание того-то периода. Это важная часть эмоционального восприятия города, когда человек понимает, когда что примерно построено, это правда важно. Масса городов — Лондон, Берлин, Нью-Йорк — так делают. На мой взгляд, это очень интересный опыт, когда ты видишь: да, смотрите, это новая постройка, свежая, в этом дизайне решена, — это правильный, такой свежий подход. И не нужно, чтобы новый МФК перекликался с рядом стоящими зданиями. Это важное очень чувство — смена времени и смена стилистики, поэтому я считаю, что город, который релевантен времени и у которого есть чувство момента такое, как говорили в моем детстве — "ленинское чувство момента", это классный смарт-город. Как главный архитектор могу сказать, что для меня тема актуальности крайне важна, считаю, что мы должны делать актуальное искусство. Это интересно, это наш след в истории, потому что все, что стало следом в истории, в свое время этот объект был актуальнейшим, никого не изображал, никому не подражал, он был актуален сам себе, своему времени. И он стал памятником.
— Несколько лет назад в Москве была благоустроена Хохловская площадь, которая стала центром притяжения молодежи, где случались и шумные ночные вечеринки. Появятся ли в городе новые общественные места, возможно, со столь же неоднозначной функцией?
— Могу только предполагать, почему так получилось. Мне казалось, что если не поселить некого оператора места, который будет какие-то сервисы предоставлять, заботиться об этой территории, то спонтанно она может приобретать какие-то нежелательные девиации. Похожее по структуре и масштабу место — амфитеатр около Политехнического музея. Проект реализован, просто музей еще не запущен. Уверен, что это место будет абсолютно нормальным образом функционировать, потому что есть оператор в виде музея — есть тот, кто его считает своим, помимо города, реституцией занимается. Думаю, что это будет живое пространство, востребованное, безусловно, но застрахованное от какой-то тусовки, которая будет вызывать отталкивающее ощущение, как это случилось с "Ямой на Хохловке".
— Если говорить о ваших личных проектах — недавно заявили о проекте идеального дома-капсулы из металла, "Русское идеальное" для фестиваля "Архстояние". Кто-то заинтересовался проектом для воплощения его в жизнь?
— "Русское идеальное" — пример развития территории, что на наших российских просторах может родиться много классных интересных вещей, действительно модных, действительно взрывных, абсолютно не скучных и не тривиальных. После публикации рендеров у меня запросы просто посыпались. Я вообще не против, чтобы эта тема стала мультиплицированной, если кто-то хочет себе соорудить из этих капсул, условно говоря, комплекс. Они могут быть и в природе, и в городе... В основном спрашивали девелоперы, кто стройкой занимается, могут ли они развивать его и размножать. Но цель проекта все-таки сделать не гостиничный номер, не дом, а арт-высказывание, что в России можно делать крутой и идеальный проект. Для меня это некий манифест, идея некоторого следующего уровня в осмыслении жилища или вообще обитания человека. Что человек, подобно подвижному миру, который течет и меняется, может жить не только в доме, но и в объекте дизайна, который вообще перемещаться. Этот дом-капсула производится на заводе и ставится где угодно. Вы можете жить, условно говоря, не только в цилиндре, вы можете жить в шаре, в доме в форме чайника, в форме чего хочется...
— Может ли подобное появиться в черте города, на бывших промзонах, например?
— Все-таки развитие брошенных территорий — это тема достаточно интенсивной застройки. В необходимых городу зонах рекреации и парках нулевая плотность застройки, а в жилых районах эта плотность очень высока. В этом заключается идея разделения территорий по качеству: не смешивать спальные районы с рекреациями, где вроде зелени много, когда смотришь сверху, а все-таки это не парк и не сквер, а жилой район. Я выступаю за разделение, поэтому тема низкоплотной малоэтажной застройки, какой является моя капсула, безусловно, это тема не городская. Возможно, в зоне природных территорий на северо-западе, где поселки Серебряный Бор, Речники, можно его разово и точечно исполнить.
— Где и как проходит монтаж арт-объекта?
— Собираем его в ближнем Подмосковье, на заводе КРОСТа, который выступает партнером. Коллеги часто идут на технологические и архитектурные эксперименты, поддержали и эту идею. Уже месяц находимся в монтаже, сейчас уже сборка на стапелях, облицовка. До этого подготавливались отдельные элементы, которые сейчас собираются. Параллельно начинают монтировать интерьер. Работаем по графику, планируем до 17 июня возвести. Мы считаем, что за неделю до открытия сможем быть готовы, чтобы неделю оставить на пусконаладку.
— Во время введенного из-за пандемии режима изоляции вы начали более активно вести соцсети, общаться и с москвичами, и с иностранцами, публиковать демо. Что привнес такой инструмент в вашу работу? Планируете ли проводить мастер-классы онлайн, участвовать в новых проектах?
— Мне очень нравится, считаю, что это раскрывает твои горизонты, много людей новых появляется вокруг. Искусство требует постоянного контакта, современный художник должен быть включен в это регулярное общение, потому что задача искусства при существующей пресыщенности — мотивировать людей к занятию созидательным и творческим процессом. Это важно — постоянно подавать пример и вдохновение, и если ты кого-то можешь сподвигнуть к этим вещам через то, что ты делаешь, то это уже некая миссия. Плюс мои проекты онлайн — это скорее о рисовании, благодаря которому я пришел в архитектуру. Изначально в МАРХИ поступил, потому что хотел научиться хорошо рисовать, любил это с детства, а архитектурой пропитался уже там, в стенах института. Но я не переставал никогда рисовать, живописью начал активно заниматься. Вместе с активностью в соцсетях выставки и аукционы начали стремительно набирать обороты, появляется много предложений о сотрудничестве. Из ближайших планов — моя выставка акварели в церкви Анненкирхе в Петербурге, считаю, что интересное и очаровательное пространство. В конце июля — начале августа приглашаю посмотреть. Следующий проект в Москве запланирован на середину сентября — "100 видов архитектуры". В соцсетях продолжу проводить демо на русском и английском языках, по количеству их аудитория примерно одинакова. В мае защитил диссертацию, и говорят, теперь надо делать докторскую, книжку выпускать. Проектов масса, не очень успеваю, если честно. Помимо творчества и работы есть спортивные планы — прошел отбор на марафон в Лондоне. В целом постоянно много идей и проектов, которые можно реализовать.
Беседовала Олеся Кулинчик