1 июля 2021, 10:55
Интервью

Глава "Газпромбанк Лизинг": 2021 год – рекордный по финансированию

Максим Калинкин. Пресс-служба "Газпромбанк Лизинг"
Максим Калинкин
Как компания справлялась с кризисом, о планах и ESG-проектах в интервью ТАСС рассказал генеральный директор группы "Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин

–Несмотря на пандемию, группа "Газпромбанк Лизинг" уже в апреле выполнила полугодовой план, а по итогам первого полугодия объем нового бизнеса достиг абсолютно рекордного значения — более 100 млрд рублей. Что обеспечивает такой динамичный рост, как компания справлялась с кризисом, о планах и ESG-проектах в интервью ТАСС рассказал генеральный директор группы "Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин. 

— Прошлый год был непростым для российской экономики. Как ваша компания проходит восстановление?

— Год действительно был непростым, но наша политика по рискам, которая полностью интегрирована в систему риск-менеджмента Газпромбанка, позволила избежать сильных потрясений и показать один из лучших результатов на рынке. Сейчас мы также идем хорошими темпами, по итогу первого полугодия 2021 года достигли рекордного объема нового бизнеса — более 100 млрд рублей. За полгода добились практически соизмеримого объема бизнеса с результатами 2020 года. При этом прошлый год был достаточно сложный в части корпоративного направления. По экспертным оценкам, корпоративный лизинговый бизнес на российском рынке просел почти на 40%. "Газпромбанк Лизинг" же закрыл 2020 год с 98-процентным выполнением плана по корпоративным сегментам, а по группе в целом мы показали самую большую динамику роста объемов бизнеса среди десяти крупнейших лизинговых компаний рынка. Рост нового бизнеса группы "Газпромбанк Лизинг" в 2020 году составил 67% и достиг 100 млрд рублей, портфель увеличился на 21%, до 292 млрд рублей.

— За счет чего удалось добиться роста бизнеса?

— За счет автолизинга — основного драйвера рынка, на рост которого сильно повлияла реализация отложенного спроса в третьем-четвертом кварталах 2020 года. Доля автолизингового бизнеса группы впервые составила более 50% от общего объема нового бизнеса в 2020 году.

В работе с клиентами корпоративного сектора мы показали отличные результаты по лизингу строительно-дорожной и коммунальной техники, воздушного транспорта, машиностроительного, энергетического и телекоммуникационного оборудования. 

— Как сейчас складывается бизнес?

— Лизинг востребован как со стороны малого и среднего предпринимательства, так и крупного бизнеса. В первом квартале мы заключили 7413 сделок, что в 2,1 раза больше, чем в такой же период прошлого года. Лизинговый портфель достиг 300 млрд рублей (+13%). Второй квартал, несмотря на ввод ограничительных мер из-за роста заболеваемости, стал не менее успешен.

— До конца года какие показатели по бизнесу прогнозируете?

— Коллеги из рейтингового агентства "Эксперт РА" прогнозируют рост лизингового рынка на уровне 10–15%, не меньше ожидаем и у себя. Что касается чистой прибыли, то в 2021 году планируем увеличить ее не менее чем на 30%.  Максимальный спрос сейчас остается на автолизинговые услуги со стороны малого и среднего бизнеса. В корпоративном сегменте не видим сильного драйвера, который бы мог "выстрелить", если не считать сегменты с низкой базой прошлого года — авиация, к примеру. Мы достаточно клиентоориентированы, успешно работаем со всеми отраслями реального сектора экономики. При этом реализуем высокие стандарты нашего акционера по качеству портфеля и риск-аппетиту. Это в свою очередь дает нам возможность формировать новые предложения для клиентов, искать новые ниши.

— Например?

— Мы смотрим на тренды рынка, видим, что есть первые проекты, позволяющие клиенту на сайте дилера купить машину. Не заказать, не выбрать, а именно купить, произвести оплату. Массовых продаж здесь мы не ожидаем, но точно эта услуга будет пользоваться спросом. Будем развивать ее и у себя.

С точки зрения планов развития мы уже сейчас формируем новые решения для клиентов, связанные с предстоящим переходом на новые стандарты отчетности (ФСБУ 25) с 2022 года, когда имущество будет учитываться на балансе клиентов.

Также тестируем новые отраслевые решения и, конечно, большое внимание уделяем анализу ESG-направления (экологическое, социальное и корпоративное управление — прим. ТАСС). Более того, у нас уже есть реализованные проекты. В прошлом году мы заключили контракты по таким проектам на несколько миллиардов рублей. Из актуальных проектов этого года — контракт с Московской областью на поставку 167 новых автомобилей скорой помощи в лизинг на сумму 1,2 млрд рублей. Это важная для нас сделка, тем более что она реализована в стратегической и важной медицинской области.

Еще был проект по переводу автопарков клиентов группы "Газпромбанк Лизинг" на газомоторное топливо. Общий объем инвестиций составил 4,3 млрд рублей. Замещение нефтяного моторного топлива на газомоторное позволит более чем на 1600 тонн сократить годовые выбросы загрязняющих атмосферу веществ, которые образуются при сгорании бензина или дизельного топлива.

Есть и другие сделки и проекты, а совокупная доля ESG-проектов в портфеле группы "Газпромбанк Лизинг" на сегодняшний день составляет 4%. Будем постепенно наращивать свое присутствие в этом направлении, тем более что наш акционер — Газпромбанк придерживается активной позиции по участию в реализации ESG-проектов, общая сумма таких проектов в активах банка составляет уже более 700 млрд рублей.

— Поговорим о Carcade. После ее присоединения в начале 2020 года к группе ГПБЛ изменилась ли структура ее бизнеса? Можно сказать, что часть работы "Газпромбанк Автолизинг" перешла к Carcade? Или наоборот?

— Много кто думал, что объединение двух наших розничных компаний пройдет под грифом слияния и поглощения. На самом деле это не так, компании работают параллельно, каждая в своем направлении. Это не приобретение ради портфеля, Carcade — полноценная и успешная компания с многолетней историей.  Благодаря объединению всех трех компаний — "Газпромбанк Лизинг", "Газпромбанк Автолизинг", Carcade — в группу сегодня мы можем получать и транслировать клиентам максимально возможные скидки от автопроизводителей и импортеров. Например, в работе с КамАЗом в 2019 году мы закупали 400 единиц техники, в 2020 году — порядка 800, в этом году точно реализуем больше 1 тыс. машин. Этому будет способствовать также и недавно подписанный на ПМЭФ 21 меморандум о сотрудничестве с ПАО "КамАЗ". Как группа мы будем брать обязательства на определенный пул объемов и квот на субсидии, потому что так выгодно нашим клиентам розничного и корпоративного направления. Объем полученных нами за все время работы субсидий с учетом 2021 года превысил 7 млрд рублей, а объем контрактов с применением госпрограмм составил более 110 млрд рублей.

Первые результаты объединения компаний в группу "Газпромбанк Лизинг" видны уже сейчас. Впервые за 18 лет работы по итогам 2020 года мы заняли четвертое место среди российских лизинговых компаний по объему нового бизнеса, в 2019 году мы были лишь седьмые... И как показывают предварительные результаты первых шести месяцев 2021 года, точно будем в лидерах российского рынка лизинга.

— Планируете ли покупку новых игроков на рынке лизинга?

— Таких задач сейчас нет.  

— Вернемся к пандемии. Приходилось ли вам отменять или приостанавливать договоры с клиентами в прошлом году из-за нестабильности в экономике?

— Нет, мы в этом плане крайне клиентоориентированы и не могли подвести клиентов. Мы все оказались в одинаковых условиях. Иногда клиенты сами инициировали приостановку контрактов до выяснения ситуации, и мы шли на уступки. Это нормально. Сами мы не отказывали клиентам, поскольку хорошо прогнозируем собственные финансовые потоки. Если вошли в проект, то обеспечим клиентам финансирование. Это одно из наших преимуществ, поскольку репутация и ответственность перед клиентами и акционером являются для группы "Газпромбанк Лизинг" одним из приоритетов.

— В каких отраслях наблюдались проблемы?

— В ж/д лизинге прошлый год был достаточно сложный. Было небольшое количество сделок. Но это не связано с пандемией, потому что в этой отрасли ситуация начала усложняться еще в конце 2019 года, когда арендные ставки пошли вниз.

— А проблемы авиационной отрасли вас не коснулись?

— Нас и наших клиентов не коснулись. Но мы и не работаем с крупной пассажирской авиацией. В отличие от наших коллег по рынку у нас не было ни одного обращения от клиентов авиационной отрасли на получение отсрочек или лизинговых каникул. Мы предоставляем в лизинг воздушные суда социального предназначения (пожаротушение, медицинская помощь) и для выполнения полетов в труднодоступных местах. Осуществление полетов, как вы понимаете, в данном сегменте авиализинга происходит вне зависимости от пандемии. Наш портфель сегодня состоит из более чем 20 бортов — вертолеты и самолеты — и приблизился уже к 30 млрд рублей — третье место по объему нового бизнеса в сегменте с долей на рынке 16% по итогам 2020 года (по данным РА "Эксперт РА" — прим. ТАСС).

— Какие тенденции вы сейчас наблюдаете на рынке розничного лизинга?

— Активно развивается и показывает хорошую динамику автолизинг. По данным "Автостата", за первые три месяца 2021 года было куплено в лизинг около 54 тыс. единиц автотранспорта. Это на 13% больше, чем за тот же период в 2020 году. В нашей группе сегмент автолизинга за первый квартал 2021 года показал рост на 127% относительно такого же периода прошлого года. Такая динамика в целом по рынку обеспечивается продолжающейся реализацией отложенного спроса и ростом цен на автомобили.

Снизить последний фактор помогают программы субсидирования колесной техники Минпромторга РФ. Если взять группу "Газпромбанк Лизинг", то в розничном автолизинге выделенный на скидки лимит уже законтрактован. Осталось менее 10% от лимита. По опыту предыдущих лет надеемся, что Минпромторг РФ проработает увеличение ассигнований программ субсидирования в целях повышения конкурентоспособности отечественного транспорта и поддержки российского автопрома.

— На корпоративном "поле" какие тенденции выделяете?

— Можно говорить о постепенном оживлении корпоративных сегментов лизинга. Наблюдается рост погрузки на сети РЖД, в первую очередь за счет угля. Растущая потребность в его перевозке способствует восстановлению рынка полувагонов. Есть спрос на международные контейнерные перевозки, а значит, и на фитинговые платформы. При этом спрос на подвижной состав оживает благодаря или вопреки росту цен на металл — при доле металла 65–75% в себестоимости грузового вагона автоматически возрастает его цена.

Есть запросы на поддержку инфраструктурных проектов, также в ближайшей перспективе, по нашей оценке, могут возобновиться проекты нефтесервисного сектора. Кроме того, лизинг социально значимых направлений экономики также развивается. Речь идет в первую очередь о медицине. За 2020 год сегмент лизинга медтехники и фармоборудования вырос на 57% по сравнению с 2019 годом (по данным РА "Эксперт РА" — прим. ТАСС), в этом году мы также ожидаем хорошую динамику.

В целом, для рынка лизинга в 2021 году будут характерны гибкость, точечная подстройка под запросы клиентов, продолжится работа по цифровизации услуг и продуктов. В части объемов в этом году рынок может достичь исторических показателей — 1,6 млрд рублей по новому бизнесу.